Договор бытового подряда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

В Гражданском кодексе РФ договор бытового подряда рассматривается как отдельный вид договора подряда. Ранее в ГК РСФСР 1964 г. этот договор назывался бытовым заказом и рассматривался как один из договоров по обслуживанию граждан.
Договор бытового подряда из всех договоров подряда наиболее близок к обязательствам по оказанию услуг. Поэтому положения о договоре бытового подряда подлежат применению при заключении договора на возмездное оказание услуг, когда организация, занимающаяся предпренимательской деятельностью, оказывает гражданину услугу, предназначенную удовлетворять его бытовые или другие потребности.

Содержание

Введение ......................................................................................................3

Глава 1. Общие положения о договоре бытового подряда………….5
§1. Понятие и гражданско-правовая характеристика договора бытового подряда .................................................................................................................5
§2. Элементы договора бытового подряда................................................11

Глава 2. Содержание договора бытового подряда.
Ответственность сторон……………………………………………….16
§1. 1 Права и обязанности сторон договора бытового подряда.............16
§2. Содержание договора бытового подряда............................................21
§3 Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе……………………………………………………………………………26

Заключение .................................................................................................31
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.rtf

— 265.86 Кб (Скачать)

     Эти правила применяются в тех случаях, когда имеющиеся в работе недостатки могут быть исправлены либо носят небольшой характер. Если же отступления от условий договора и допущенные недостатки имеют существенный характер, заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

     Подрядчик вправе вместо устранения недостатков безвозмездно выполнить работу заново, возместив заказчику убытки за просрочку исполнения. Заказчик в этом случае обязан возвратить ранее полученный результат работы подрядчику (п. 2 ст. 723 ГК РФ).

     Условиями договора может быть предусмотрено освобождение подрядчика от ответственности за определенные недостатки. Например, если подобная работа выполняется впервые либо заказчик потребовал выполнить работу по новой технологии, подрядчик вправе предложить заказчику снять с него риск возможных недостатков результата работы. Речь идет именно о риске, поскольку такая оговорка в договоре не освободит подрядчика от ответственности, если недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика (п. 4 ст. 723 ГК РФ).

     Особой формой ответственности за нарушение договора подрядчиком является право заказчика потребовать досрочного расторжения договора и взыскания убытков с подрядчика в случаях, когда последний своевременно не приступает к выполнению работы либо выполняет ее настолько медленно, что окончание ее к обусловленному сроку становится явно недопустимым. Если при выполнении работы заказчик убедится, что работа не будет выполнена надлежащим образом, заказчик назначает подрядчику соразмерный срок для устранения обнаруженных недостатков. При невыполнении подрядчиком этого требования заказчик вправе расторгнуть договор и либо потребовать возмещения убытков, либо поручить исправление работы третьему лицу за счет подрядчика (ст. 715 ГК РФ).

     Кроме того, заказчик вправе в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от договора, выплатив подрядчику часть цены пропорционально выполненной работе и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора, в пределах разницу между ценой, определенной за всю работу, и ценой, выплаченной за выполненную ее часть (ст. 717 ГК РФ). Законом реализация этого правила не поставлена в зависимость от уважительности причин, вызвавших расторжение договора, как это было в ранее действовавшем законодательстве. Только условиями договора могут быть предусмотрены случаи, когда заказчик не вправе отказаться от исполнения договора подряда.

 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе.

 

     В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования согласно ст. 737 ГК РФ в заказчик может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК РФ, а при наличии гарантийных сроков - в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК РФ прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. Аналогичные правила установлены в п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей».

     Объем прав заказчика при обнаружении недостатков работы зависит от того, являются ли эти недостатки существенными или таковыми не являются (назовем их условно несущественными). Различие названных недостатков проводится в преамбуле к Закону "О защите прав потребителей".

     К существенным недостаткам работ относятся: неустранимый недостаток; недостаток, требующий несоразмерных расходов или затрат времени по его устранению; недостаток, который выявляется неоднократно; недостаток, который проявляется вновь после его устранения; другие подобные недостатки.

     К несущественным недостаткам работ относятся: несоответствие работы обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном законом порядке; несоответствие работы условиям договора; несоответствие работы целям, для которых работы такого рода обычно используются, или целям, о которых подрядчик был поставлен в известность заказчиком при заключении договора; несоответствие работы образцу и описанию при продаже товара по образцу и по описанию.

     В соответствии с п. 2 ст. 737 ГК РФ требование о безвозмездном устранении таких недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником, с момента принятия результата работы в течение десяти лет, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда выявленны эти недостатки. При невыполнении подрядчиком указанного требования заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц.

     Пример применения данной статьи наглядно представлен ниже. Абрамов 13 марта 2005 г. заключил с Казанским медико-инструментальным заводом (правопреемник которого - ООО "Строймеданосервис") договор бытового подряда на строительство на долевых началах дома по ул.Ю.Фучика в г.Казани. Во исполнение договора он внес на расчетный счет подрядчика 86 176 400 рублей, а ему в собственность предоставлена трехкомнатная квартира в упомянутом доме. Обнаружив, что квартира имеет крупные недостатки, Абрамов счел нарушенными свои права потребителя. В связи с этим он обратился в суд с иском к ООО "Строймеданосервис" о замене квартиры, взыскании неустойки, возмещении убытков и компенсации морального вреда.

     Приволжский городской суд города Казани в иске Абрамову отказал. Отказывая в иске, городской суд исходил из того, что согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 27 февраля 2008 г. в квартире не выявлено монтажных и конструктивных недостатков, делающих недопустимым проживание, а имеющиеся недостатки в отделке жилой площади устранимы и истец не лишен возможности предъявить иск об их устранении.

      При таких обстоятельствах вывод суда, с которым согласился президиум, о том, что Абрамов вправе потребовать не замены переданной ему по договору бытового подряда квартиры ненадлежащего качества, а лишь устранения имеющихся в квартире недостатков, противоречит ст.503 ГК РФ. при рассмотрении дела суд не обсудил возможность применения ст.503 ГК РФ, что нельзя признать правильным.

     Согласно п. 3 ст. 723 ГК РФ и п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы, если им выявленны существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы. При этом убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

     В соответствии с Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7. «существенными недостатками в выполненной работе и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые делают недопустимым использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора»16.

     Наряду с этим согласно п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков выполненной работы, допущенных по вине подрядчика, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы по истечении гарантийного срока, установленного подрядчиком, или по истечении сроков, установленных ст. 725 ГК РФ. Это требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы результата выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия выполненной работы, если срок службы выполненной работы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», потребитель по своему выбору вправе требовать:

  • либо соответствующего уменьшения цены за выполненную работу;
  • либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами;
  • либо расторжения договора о выполнении работы и возмещения убытков.
 

     Кроме того, в соответствии со ст. 739 ГК РФ в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться также правами, предоставленными покупателю в соответствии со ст. 503-505 ГК РФ. В ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей» устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем, если более короткий срок не установлен договором при принятии выполненной работы или правилами выполнения отдельных видов работ.

     Требование об уменьшении цены за выполненную работу должно быть удовлетворено подрядчиком в течение 10 дней с момента его предъявления. В такой же срок должно быть удовлетворено и требование потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами. Кабалкин А. Ю. подчеркивает то что, «для удовлетворения требования потребителя о безвозмездном изготовлении аналогичной вещи из такого же материала аналогичного качества или о повторном выполнении работы применяется срок, установленный для срочного выполнения работ. В том случае, когда подрядчиком такого рода работы в срочном порядке не выполняются, он обязан удовлетворить требования потребителя в срок, предусмотренный договором подряда, обязательства по которому не были выполнены или были исполнены ненадлежащим образом»17.

     Если требования потребителя не удовлетворены подрядчиком в сроки, предусмотренные ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей», заказчик по своему выбору вправе предъявить ему иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 этого Закона. Кроме того, в случае просрочки удовлетворения требований потребителя подрядчик обязан уплатить ему неустойку в размере трех процентов цены работы за каждый день, начиная со дня, следующего за днем окончания срока удовлетворения соответствующего требования, и до дня его удовлетворения либо предъявления другого требования. Указанная неустойка носит штрафной характер, т.е. взыскивается независимо от причиненных потребителю убытков. Работа оплачивается заказчиком, как правило, после ее окончательной сдачи подрядчиком. Вместе с тем с согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи подрядчику аванса (ст. 735 ГК РФ).

     Таким образом можно сделать вывод о том что, договор является взаимным, и тем самым нарушение договора подряда, может произойти по вине, как заказчика, так и подрядчика. Невыполнение заказчиком возложенных на него по договору обязанностей несет, как правило, лишь обязанность выплатить подрядчику вознаграждение в полном объеме. Нарушение договора подрядчиком может состоять как в невыполнении порученной ему работы так в ненадлежащем выполнении.

 
 

     Заключение

     Общественные отношения регулированные гражданским правом, настолько обширены и разнообразены, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. Гражданское право тем и отличается от других отраслей права, что располагает уникальным юридическим инструментом, выработанным веками. Основным инструментом этой отрасли является именно договор в отличие от ситуации, имевшейся в прежние годы, когда регламентация договоров по большей части осуществлялась подзаконными актами или даже ведомственными инструкциями, Гражданский кодекс РФ либо обеспечивает исчерпывающее регулирование рассмотренных мною договоров, либо содержит основные принципиальные положения, а в отношении деталей отсылает к федеральным законам или иным правовым актам[1]. Таким образом, обеспечивается стабильное правовое регулирование соответствующих правоотношений с учетом интересов всех участников имущественного оборота. Выше мною было рассмотрено правовое регулирование хозяйственных договоров, опосредующих оказание услуг. Стороны в договоре подряда -- заказчик и подрядчик. Заказчиком является сторона, которая поручает другой стороне выполнение определенной работы, а подрядчиком -- сторона, которая обязуется выполнить работу. И заказчиком и подрядчиком могут выступать как граждане, так и юридические лица. Выступая заказчиками по договору подряда, и граждане, и юридические лица, как правило, заказывают выполнение лишь таких работ, которые необходимы для удовлетворения их собственных запросов и потребностей. Однако сложившаяся хозяйственная практика показывает, что в ряде случаев выполнение функций заказчика довольно обременительно. Целесообразна тем самым деятельность так называема профессиональных заказчиков, которые по договору с гражданами организациями принимают на себя выполнение функций заказчика по возведению зданий, сооружений либо выполнению иных работ для третьих лиц. Нарушение договора подряда, с учетом его взаимного характера, может произойти по вине, как заказчика, так и подрядчика. Невыполнение заказчиком возложенных на него по договору обязанностей несет, как правило, лишь обязанность выплатить подрядчику вознаграждение в полном объеме. Нарушение договора подрядчиком может состоять либо в невыполнении порученной ему работы либо в ненадлежащем ее выполнении.

Информация о работе Договор бытового подряда