Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется значимостью рассматриваемого явления для современной науки права и общества. Объектом исследования выступает договор бытового подряда, предметом – его гражданско-правовая характеристика. При выполнении данной работы автор ставит перед собой цель изучить договор бытового подряда по гражданскому законодательству РФ.
Таким образом,
Согласно ст. 737 ГК РФ в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК РФ, а при наличии гарантийных сроков - в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК РФ прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. Аналогичные правила установлены в п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»18.
В соответствии с п. 2 ст. 737 ГК РФ требование о безвозмездном устранении таких недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе при обнаружении их по окончании гарантийного срока. При невыполнении подрядчиком указанного требования заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц.
Согласно п. 3 ст. 723 ГК РФ и п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. «Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы. При этом убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя».
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 719 говорится, что под существенными недостатками в выполненной работе и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора20.
Наряду с этим согласно п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков выполненной работы, допущенных по вине подрядчика, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы по истечении гарантийного срока, установленного подрядчиком, или по истечении сроков, установленных ст. 725 ГК РФ. Это требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы результата выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия выполненной работы, если срок службы выполненной работы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные ст. 30 Закона «О защите прав потребителей»21, потребитель по своему выбору вправе требовать:
-
либо соответствующего
-
либо возмещения понесенных им
расходов по устранению
- либо расторжения договора о выполнении работы и возмещения убытков.
Кроме того, в соответствии со ст. 739 ГК РФ в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться также правами, предоставленными покупателю в соответствии со ст. 503-505 ГК РФ. В ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей»22 устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем, если более короткий срок не установлен договором при принятии выполненной работы или правилами выполнения отдельных видов работ.
Требование об уменьшении цены за выполненную работу должно быть удовлетворено подрядчиком в течение 10 дней с момента его предъявления. В такой же срок должно быть удовлетворено и требование потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами. «Для удовлетворения требования потребителя о безвозмездном изготовлении аналогичной вещи из такого же материала аналогичного качества или о повторном выполнении работы применяется срок, установленный для срочного выполнения работ. В том случае, когда подрядчиком такого рода работы в срочном порядке не выполняются, он обязан удовлетворить требования потребителя в срок, предусмотренный договором подряда, обязательства по которому не были выполнены или были исполнены ненадлежащим образом»23.
Если требования потребителя не удовлетворены подрядчиком в сроки, предусмотренные ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей»24, заказчик по своему выбору вправе предъявить ему иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 этого Закона. Кроме того, в случае просрочки удовлетворения требований потребителя подрядчик обязан уплатить ему неустойку в размере трех процентов цены работы за каждый день, начиная со дня, следующего за днем окончания срока удовлетворения соответствующего требования, и до дня его удовлетворения либо предъявления другого требования. Указанная неустойка носит штрафной характер, т.е. взыскивается независимо от причиненных потребителю убытков. Работа оплачивается заказчиком, как правило, после ее окончательной сдачи подрядчиком. Вместе с тем с согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи подрядчику аванса (ст. 735 ГК РФ).
Согласно ст. 27 Закона «О защите прав потребителей» подрядчик обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором бытового подряда. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами. В настоящее время установление сроков выполнения работы правилами является практически исключением. Подавляющее большинство действующих правил предусматривают, что сроки выполнения работ определяются соглашением сторон в договоре.
Срок выполнения работы может определяться датой (периодом времени), к которой должно быть закончено выполнение работы, либо датой (периодом времени), к которой подрядчик должен приступить к выполнению работы.
Если выполнение работы осуществляется по частям, в договоре должны предусматриваться частные сроки (периоды) выполнения работ. Частные сроки (периоды) выполнения работ призваны конкретизировать обязанности подрядчика, придать им большую четкость и определенность.
«По
желанию потребителя заказ
Изменение сроков начала и окончания выполнения работ согласовываются подрядчиком и потребителем, о чем делается запись в договоре. Следует иметь в виду, что правилами о выполнении отдельных видов работ может определяться порядок изменения сроков начала и окончания выполнения работ. Так, по договору подряда на ремонт жилого помещения о необходимости изменения указанных сроков одна сторона обязана сообщить другой стороне не позднее чем за 48 часов до наступления срока.25
В соответствии со ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»26 подрядчик считается просрочившим начало выполнения работы, если срок, когда он должен приступить к ее выполнению, определен правилами выполнения отдельных видов работ или договором. Вместе с тем имущественная ответственность за просрочку подрядчиком начала выполнения работ может быть возложена только в том случае, если она настолько велика, что окончание выполнения работы к сроку становится явно невозможным. Если срок начала выполнения работы не определен, а подрядчик не приступает к ее выполнению, то такое обстоятельство также может рассматриваться в качестве нарушения срока начала выполнения работы лишь в случае, когда становится очевидным, что если подрядчик даже и приступит к выполнению работы, то она все равно не будет выполнена к сроку.
Следует также иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 708 ГК РФ последствия просрочки исполнения, указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ, наступают лишь при нарушении конечного срока выполнения работы. Поэтому в случае просрочки начала выполнения работы потребитель не может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков, если оно будет предложено в пределах срока окончания работы. «Просрочкой должно считаться выполнение работы подрядчиком настолько медленно, что это дает основание заключить о невозможности ее выполнения в срок»27. Наконец, просрочкой является и задержка окончания выполнения работы против срока, установленного в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона «О защите прав» потребителей. При нарушении подрядчиком сроков выполнения работ потребитель вправе во своему выбору осуществить одну из возможностей, установленных ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»28.
Во-первых, потребитель может назначить подрядчику новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению работы либо выполнить ее. Этот срок должен быть указан в договоре бытового подряда. Однако в соответствии с п. 2 ст. 708 ГК РФ указанные в договоре начальный, конечный и промежуточный сроки выполнения работ могут быть изменены в случаях и порядке, предусмотренных договором, поэтому правом назначить новый срок потребитель может воспользоваться только в том случае, если это предусмотрено договором. Если договором случаи и порядок изменения сроков начала и окончания выполнения работ не предусмотрены, то их изменение в соответствии со ст. 450, 451 ГК РФ осуществляется либо по соглашению сторон, либо в случае существенного нарушения сроков или недостижения соглашения при существенном изменении обстоятельств - в судебном порядке по иску заинтересованной стороны.
Так как изменение сроков начала и окончания работ является изменением договора, то требования по поводу нарушения измененных сроков потребитель может предъявить независимо от времени просрочки. Поэтому правило о том, что потребитель может предъявить иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»29, только в случае просрочки не меньше месяца, применяться не должно.
Во-вторых, потребитель вправе поручить выполнение работы другому лицу, а понесенные в связи с этим затраты взыскать с подрядчика, нарушившего срок выполнения работы.
В-третьих, потребитель может требовать уменьшения вознаграждения за работу. Закон не устанавливает порядка определения уменьшения вознаграждения за работу. Следовательно, этот вопрос должен решаться по соглашению сторон, а при недостижении соглашения - судом. В случае просрочки выполнения срочного заказа надбавка за срочность не взимается, а если она уже была уплачена потребителем, возвращается потребителю подрядчиком.
В-четвертых, потребитель вправе расторгнуть договор. Осуществляя свое право на расторжение договора, потребитель должен учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 708 и п. 2 ст. 715 ГК РФ расторжение договора допускается в случаях нарушения сроков окончания выполнения работы, а также нарушения сроков начала выполнения работы или настолько медленного их выполнения, что указанное обстоятельство явно приведет к невозможности окончания работы к сроку. Об отказе от договора потребитель должен уведомить заказчика в письменной или учетной форме. После уведомления подрядчик обязан приостановить выполнение работы. Все, сделанное подрядчиком после этого уведомления, остается на его ответственности, за исключением тех случаев, когда он докажет, что потребитель отказался от договора без достаточных оснований и работа могла бы быть выполнена в срок. Указанные случаи отказа от договора не требуют обязательного обращения потребителя в суд с иском о расторжении договора.