Договор аренды (фрахтования
на время) транспортного средства (как
с экипажем, так и без него)
имеет ряд квалифицирующих признаков,
относящихся к его предмету, которые
позволяют выделить его в отдельный
вид договора аренды.15 1) Передается транспортное
средство, владение и пользование которым
требуют управления им и обеспечения его
надлежащей технической эксплуатации 2)
Пользование арендованным имуществом
со стороны арендатора: транспортное средство
может эксплуатироваться только с одной
определенной целью, а именно для перевозки
пассажиров, грузов, почты, багажа. 3) В
отношениях с третьими лицами арендатор
транспортного средства выступает соответственно
либо в качестве перевозчика пассажиров,
грузов, почты, багажа (договорные отношения),
либо в качестве арендодателя транспортного
средства (субаренда), либо в качестве
владельца транспортного средства (деликатные
отношения). Форма договора аренды транспортного
средства с экипажем является письменной
независимо от срока аренды. К аренде транспортных
средств с экипажем, как было отмечено,
не применяются правила о государственной
регистрации права аренды недвижимого
имущества. Содержание договора аренды
транспортного средства с экипажем по
сравнению с общими правилами об аренде
изменено в сторону расширения круга обязанностей
арендодателя. 1) Арендодатель обязан передать
арендатору транспортное средство в состоянии,
пригодном для немедленного использования.
Это предполагает надлежащее техническое
состояние транспортного средства, его
прочность, надежность систем, конструкций,
механизмов и приспособлений. Конкретным
содержанием требование пригодности транспортного
средства наполняется в зависимости от
целей и срока аренды. Так, в п. 1 ст.203 КТМ16 указано, что судовладелец
обязан привести судно в мореходное состояние
к моменту передачи его фрахтователю:
принять меры по обеспечению годности
судна (его корпуса, двигателя и оборудования)
для целей фрахтования, предусмотренных
тайм-чартером, по укомплектованию судна
экипажем и надлежащему снаряжению судна.
В течение срока действия договора арендодатель
обязан поддерживать надлежащее состояние
сданного в аренду транспортного средства,
включая осуществление текущего и капитального
ремонта и предоставление необходимых
принадлежностей (ст. 634 ГК РФ). 2) Арендодатель
в течение всего срока договора аренды
транспортного средства с экипажем обязан
поддерживать надлежащее состояние сданного
в аренду транспортного средства, включая
осуществление текущего и капитального
ремонта и предоставление необходимых
принадлежностей (ст. 634 ГК РФ). Указанная
обязанность вытекает из сущности самого
договора, по которому арендодатель принимает
на себя все заботы по технической эксплуатации
транспортного средства, что предполагает
и поддержание его в надлежащем состоянии.
Выполнение этой обязанности не предполагает,
однако, что арендодатель должен нести
расходы также и по содержанию арендованного
имущества. Он освобождается от расходов,
связанных с коммерческой эксплуатацией
транспортного средства (ст. 636 ГК РФ). 3)
Арендодатель обязан предоставлять арендатору
услуги по управлению и технической эксплуатации
транспортного средства (п.1 ст.635 ГК РФ).
Объем таких услуг должен соответствовать
целям аренды, указанным в договоре. Эти
цели различны в зависимости от предназначения
транспортного средства (перевозка пассажиров
или грузов), срока пользования и т.п. В
договоре может быть предусмотрено предоставление
арендатору дополнительных услуг, выходящих
за рамки технической эксплуатации транспортного
средства, например, по организации питания
и иного обслуживания пассажиров при сдаче
судна в аренду для туристических целей.
Безопасность эксплуатации транспортного
средства во многом зависит от квалификации
и опыта лиц, управляющих им. Пункт 2 ст.635
ГК РФ обязывает арендодателя укомплектовывать
экипаж соответствующими специалистами.
Состав экипажа транспортного средства
и его квалификация должны отвечать обязательным
для сторон правилам и условиям договора. Лица,
управляющие воздушными судами должны
соответствовать требованиям, предусмотренным
гл.VII («авиационный персонал») и гл.VIII
(«экипаж воздушного судна») ВК РФ.17 Статья 52 ВК РФ определяет,
что к авиационному персоналу относятся
лица, имеющие специальную подготовку
и сертификат (свидетельство) и осуществляющие
деятельность по обеспечению безопасности
полетов воздушных судов или авиационной
безопасности, а также деятельность по
организации, выполнению и обслуживанию
воздушных перевозок и полетов воздушных
судов и других работ по обслуживанию
воздушного движения. При отсутствии сертификата
авиационный персонал к указанной деятельности
не допускается (ст. 55 ВК РФ). Конкретные
требования, предъявляемые к соответствующим
лицам, устанавливаются федеральными
авиационными правилами. За деятельностью
авиационного персонала осуществляется
государственный контроль. В главе, посвященной
экипажу воздушного судна, особое внимание
уделяется правам и обязанностям его командира,
несущего ответственность за надежную
эксплуатацию судна безопасность полета
(ст.58 ВК РФ). Таким образом, состав экипажа
транспортного средства и его квалификация
должны отвечать обязательным для сторон
правилам и условиям договора, а если обязательными
для сторон правилами такие требования
не установлены требованиям обычной практики
эксплуатации транспортного средства
данного вида и условиям договора. Например,
лица, управляющее автомобилем, должно
иметь водительское удостоверение, подтверждающее,
что оно имеет право управлять транспортным
средством данной категории. В то же время
договором может быть предусмотрено, что
водитель должен иметь навыки для перевозки,
например, замороженных продуктов. Важное
правовое значение имеет абз. 2 п. 2 ст. 635
ГК РФ, предусматривающий, что члены экипажа,
обслуживающего транспортное средство,
сданное в аренду с предоставлением названных
услуг, являются работниками арендодателя,
т.е. находятся с последним в трудовых
отношениях. В связи с этим по вопросам,
относящимся к управлению и технической
эксплуатации, члены экипажа подчиняются
распоряжениям арендодателя. В части коммерческой
эксплуатации транспортного средства
экипаж должен выполнять распоряжения
арендатора. По общему правилу расходы
по оплате услуг членов экипажа, а также
расходы на их содержание несет арендодатель,
с которым они состоят в трудовых отношениях.
Арендатор возмещает их в составе арендных
платежей (они должны учитываться при
определении размера арендной платы).
Норма об оплате услуг и расходов по содержанию
экипажа носит диспозитивный характер,
и в договоре аренды стороны могут по-иному
решить этот вопрос. 4) Арендодатель обязан
страховать транспортное средство и (или)
страховать ответственность за ущерб,
который может быть причинен им (транспортным
средством) или в связи с его эксплуатацией,
но лишь тогда, когда такое страхование
является обязательным в силу закона или
договора (ст. 637 ГК РФ). Обязанность страховать
возникает у арендодателя только в случае,
если страхование признано обязательным
в силу закона или договора, в том числе
и самого договора аренды. Но даже если
закон вводит обязательное страхование,
договор аренды может освободить арендодателя
от обязанности заключить договор страхования.
В этом случае в роли страхователя должен
выступать арендатор. 5) Риск случайной
гибели или повреждения арендованного
транспортного средства лежит на арендодателе,
на арендатора может быть возложена обязанность
по возмещению арендодателю причиненных
убытков, вызванных гибелью или повреждением
арендованного транспортного средства,
если арендодатель докажет, что они произошли
по обстоятельствам, за которые арендатор
отвечает в соответствии с законом или
договором аренды. На арендатора по договору
аренды транспортного средства с экипажем
возлагаются следующие обязанности: 1)
Арендатор обязан своевременно вносить
арендную плату (на морском транспорте
– фрахт). Арендная плата обычно исчисляется
из суточной или месячной ставки за соответствующее
транспортное средство (на водном транспорте
иногда из ставки за одну тонну водоизмещения
судна в месяц). Степень эффективности
и рентабельности его эксплуатации, в
частности, число выполненных в обусловленный
период рейсов, количество перевезенных
грузов и т.д., не отражается на размере
арендной платы. 2) Арендатор несет расходы,
возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией
транспортного средства, в том числе и
расходы на оплату топлива и других расходуемых
в процессе эксплуатации материалов и
на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). Следует
отметить, что данная норма носит диспозитивный
характер и применяется в случае, когда
договором аренды не предусмотрено иное
распределение расходов. Что же касается
дополнительного возложения на арендатора
обязанностей по содержанию транспортного
средства, текущему или капитальному ремонту,
то это исключено в силу императивности
нормы ст. 634 ГК РФ. По общему правилу, относящемуся
ко всем иным видам аренда, заключение
арендатором договора субаренды возможно
с согласия арендодателя. Но при аренде
транспортного средства с экипажем арендатор,
если договором не предусмотрено иное,
вправе без согласия арендодателя сдавать
транспортное средство в субаренду (п.1
ст. 638 ГК РФ). Условия субаренды транспортного
средства предопределены договором его
аренды. Срок субаренды не может превышать
срока аренды. Субарендатор может пользоваться
транспортным средством только в соответствии
с его назначением, определенным в договоре
аренды. Если по договору аренды транспортное
средство может быть использовано лишь
в определенном регионе, то и субарендатор
не вправе вывести его за пределы этого
региона.
Арендатор может без согласия
арендодателя заключать иные договоры,
касающиеся коммерческой эксплуатации
транспортного средства (договоры перевозки
грузов, пассажиров и багажа, буксировки
тех или иных объектов, спасания
на море), если они не противоречат целям
использования, указанным в договоре
аренды транспортного средства, а
если такие цели не установлены, его назначению
(п.2 ст.638 ГК РФ). Это право арендатора, в
отличие от права сдачи предмета договора
в субаренду, не может быть отменено соглашением
сторон. Под иными договорами понимаются
такие, которые направлены на коммерческую
эксплуатацию транспортного средства
и не выходят за рамки данного договора
аренды, например, арендатор не вправе
заключать договоры, в рамках которых
происходит распоряжение транспортным
средством или правами по договору аренды.
Арендатору без согласования с арендодателем
запрещено передавать свои права и обязанности
по договору аренды другому лицу, передавать
транспортное средство в безвозмездное
пользование, арендные права – в залог
или в качестве вклада в уставный капитал
хозяйственных товариществ (обществ) либо
паевого взноса в производственный кооператив. Арендодатель
отвечает за неподдержание сданного в
аренду транспортного средства в надлежащем
состоянии, непроведение его текущего
и (или) капитального ремонта. В этом случае
арендатор имеет право по своему выбору
произвести ремонт и взыскать с арендодателя
его стоимость или зачесть ее в счет арендной
платы, или потребовать соответственно
уменьшения арендной платы, либо расторжения
договора и возмещения убытков. Ответственность
арендодателя за вред, причиненный третьим
лицом арендованным транспортным средством,
его механизмами, устройствами, оборудованием,
регулируется правилами Гражданского
кодекса РФ. Такую ответственность несет
арендодатель как владелец источника
повышенной опасности (транспортного
средства), осуществляющий управление
им. Ответственность арендодателя (в виде
обязанности возместить причиненный ущерб)
наступает в этих случаях в соответствии
с правилами ст. 1079 ГК РФ и другими положениями
гл. 59 ГК РФ. Меры имущественной ответственности
применяются независимо от вины владельца
источника повышенной опасности. Основанием
освобождения от ответственности может
служить в таких случаях лишь наличие
обстоятельств непреодолимой силы либо
умысла или грубой неосторожности потерпевшего,
вследствие которых причинен ущерб (п.
1 ст.1079 и ст. 1083 ГК РФ). При этом грубая неосторожность
потерпевшего может являться основанием
для освобождения от ответственности
причинителя вреда, если его вина в наступлении
вреда отсутствует. В большинстве случаев
наличие грубой неосторожности потерпевшего
служит основанием для уменьшения размера
возмещения вреда с учетом степени его
вины. Если будет установлено, что вред
возник по вине арендатора, арендодатель
вправе после возмещения вреда предъявить
к нему регрессное требование, т.е. потребовать
от него возмещения сумм, выплаченных
третьим лицам. При этом на арендодателя
возлагается бремя доказывания того, что
вред возник по вине арендатора. В данном
случае закон устанавливает изъятие из
общего правила п. 2 ст. 1064 ГК РФ, согласно
которому вина причинителя вреда презюмируется
(на причинителя вреда возлагается обязанность
доказывать отсутствие своей вины). За
неисполнение арендатором своей основной
обязанности – уплаты вознаграждения
арендодателю – установлена жесткая ответственность.
Невнесение арендной платы более двух
раз подряд по истечении установленного
договором срока платежа дает основания
арендодателя требовать досрочного расторжения
договора в судебном порядке (ст. 619 ГК
РФ). Арендодатель не имеет права на получения
арендной платы лишь за время перерывов
в эксплуатации транспортного средства,
когда они произошли по причинам, за которые
арендатор не отвечает.
При заключении арендатором
договоров коммерческой эксплуатации
транспортного средства с третьими
лицами он выступает по отношению
к ним как перевозчик груза
или пассажиров, буксировщик, спасатель
и т.п. и несет ответственность
перед своими контрагентами по условиям
соответствующего договора. Но ущерб контрагенту
арендатора может быть причинен вследствие
несоблюдения арендодателем условий аренды
транспортного средства. Тогда, возместив
ущерб своему контрагенту по условиям
соответствующего договора (например,
ущерб грузовладельцу по условиям коносамента),
арендатор приобретает право на удовлетворение
регрессного требования к арендодателю.
Так, возместив, как перевозчик грузовладельцу
ущерб, причиненный несохранностью груза,
арендатор вправе доказывать, что груз
был поврежден вследствие имевшейся неисправности
транспортного средства в момент его передачи.
На этом основании он вправе добиваться
удовлетворения регрессного иска, вытекающего
из договора аренды. В случае гибели или
повреждения транспортного средства,
сданного в аренду с экипажем, на арендатора
может быть возложена обязанность возместить
причиненные убытки лишь при условии,
если арендодатель докажет, что гибель
или повреждение произошли по обстоятельствам,
за которые тот отвечает в соответствии
с законом или договором. По закону арендатор
отвечает, если гибель или повреждение
транспортного средства произошли по
его вине либо по вине лиц, за действия
которых он несет ответственность, например
по вине работников юридического лица
(или гражданина) при исполнении ими своих
служебных обязанностей, по вине несовершеннолетнего
лица, не достигшего 14 лет (ст. 1064, 1068, 1073
ГК РФ). В отличие от общих правил, содержащихся
в названных статьях гл. 59 ГК РФ, согласно
которым вина причинителя вреда презюмируется,
в данном случае закон (ст. 639 ГК РФ) возлагает
бремя доказывания вины арендатора (лиц,
за которых он несет ответственность)
на арендодателя. Договором может быть
предусмотрена обязанность арендатора
возместить арендодателю вред, возникший
при случайной гибели или повреждении
арендованного транспортного средства,
т.е. при отсутствии вины арендатора, и
тогда будут действовать условия договора.
Но если договор не содержит подобных
условий, то все последствию случайной
гибели или случайного повреждения транспортного
средства несет арендодатель как его собственник
(ст.211 ГК РФ). Следует отметить, что при
подготовке ГК не преследовалась цель
обеспечения исчерпывающего регулирования
обязательств, возникающих из договора
аренды (фрахтования на время) транспортного
средства. Напротив, более подробному
определению особенностей аренды отдельных
видов транспортных (как с предоставлением
арендодателем услуг по управлению и технической
эксплуатации, так и без таковых) было
предоставлено место в транспортных уставах
и кодексах.
3.3 Договор аренды
транспортного средства без экипажа
По договору аренды транспортного
средства без экипажа арендодатель
предоставляет арендатору транспортное
средство за плату во временное владение
и пользование без оказания услуг
по управлению им и его технической
эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК РФ). На основании
данного договора правомочия владения
и пользования транспортным средством
переходят от арендодателя к арендатору.
Последнему во всех отношениях – как в
вопросах коммерческой, так и технической
эксплуатации – подчиняется экипаж. Члены
экипажа являются работниками арендатора.
Через подчиненный ему экипаж арендатор
безраздельно осуществляет контроль за
транспортным средством, управление им,
его эксплуатационно-техническое обслуживание.
Статья 217 КТМ предусматривает, что фрахтователь
судна по договору бербоут - чартера18 осуществляет комплектование
его экипажа. При этом он вправе укомплектовать
экипаж лицами, ранее не являвшимися членами
экипажа данного судна, или в соответствии
с условиями бербоут-чартера лицами, входившими
в его состав, при соблюдении правил, установленных
ст. 56 КТМ. Все члены экипажа должны соответствовать
требованиям, предъявляемым к ним законом
и другими специальными правилами. Независимо
от способа комплектования экипажа фрахтователем
капитан судна и другие члены экипажа
подчиняются в этих случаях фрахтователю
во всех отношениях. В соответствии с п.
4 ст. 64 Кодекса внутреннего водного транспорта
арендатор судна без экипажа самостоятельно
и за свой счет осуществляет его укомплектование
экипажем. Члены экипажа должны соответствовать
требованиям законодательства в области
внутреннего водного транспорта. Следует
обратить внимание также на п. 4 ст.26 названного
Кодекса, согласно которому состав экипажа
самоходного транспортного судна устанавливается
в соответствии с требованиями эксплуатации
судов определенного типа. Они определяются
положением, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти в области
транспорта, я являются обязательными
для арендаторов судов без экипажа. Аналогичный
подход должен соблюдаться арендаторами
и других транспортных средств без экипажа. В
полной мере арендатору принадлежит также
правомочие пользования транспортным
средством. Оно может эксплуатироваться
арендатором для целей, обозначенных в
договоре, а при отсутствии в договоре
указания на такие цели, - вытекающих из
предназначенности данного транспортного
средства. На арендатора падают риски
подобной эксплуатации. Вместе с тем, он
получает всю прибыль от эксплуатации
транспортного средства. Например, на
морском транспорте право на вознаграждение
за спасение и оказание помощи на море
судном, сданным в аренду без экипажа,
принадлежит только арендатору. В этом
одно из отличий данного договора от фрахтования
судна с экипажем, по которому такое вознаграждение
распределяется поровну между арендодателем
и арендатором. Полный переход к арендатору
полномочий владения и пользования транспортным
средством предопределяет оплату расходов
на его содержание. Арендатор снабжает
его всеми необходимыми припасами, топливом,
смазочными материалами, краской и т.п.
На нем лежит обязанность его капитального
и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено
договором аренды, он несет все расходы
по эксплуатации, выплачивает заработную
плату и доставляет продовольствие и необходимые
припасы экипажу, оплачивает налоги и
сборы, расходы по страхованию транспортного
средства, включая страхование своей ответственности.
В этом заключено важное отличие аренды
транспортного средства без экипажа от
аренды с предоставлением услуг экипажа.
В последнем случае, как показано ранее,
оплата вознаграждения экипажу и его провианта,
а равно расходов по страхованию падает
на арендодателя. Арендатор обязан своевременно
вносить арендную плату. Размер арендной
платы, подлежащей уплате арендодателю,
период, за который она выплачивается,
и сроки ее перечисления определяются
условиями договора. Рентабельность аренды
не влияет на размер платы. Только в редких
случаях арендатор использует арендованное
транспортное средство для удовлетворения
собственных нужд. Как правило, он осуществляет
эксплуатацию арендованного транспортного
средства основе договоров с третьими
лицами. Он может заключить договор субаренда
транспортного средства с третьим лицом,
предоставляя ему услуги по управления
и технической эксплуатации или субаренды
без экипажа, в обоих случаях соглашение
о субаренде заключается без согласия
арендодателя. Так же без согласия последнего
арендатор вправе от своего имени вступить
в иные договорные отношения с третьими
лицами, выступая по отношению к ним в
качестве буксировщика либо спасателя
и т.д. Но, вступая в договорные отношения
с третьими лицами, арендатор связан рамками
его договора с арендодателем, т.е. отношения
с третьими лицами должны отвечать целям,
для которых арендовано транспортное
средство. Так, если морское судно арендовано
для перевозки пассажиров, его нельзя
использовать для китобойного промысла.
Если же щели аренды в договоре не установлены,
заключаемые с третьими лицами договоры
не должны противоречить назначению транспортного
средства с этой точки зрения нельзя, например,
пассажирское воздушное судно использовать
для выполнения сельскохозяйственных
работ. Ответственность арендатора перед
третьими лицами, определяемая условиями
договора соответствующего вида, и регрессная
ответственность арендодателя перед арендатором
на основании договора аренды транспортного
средства без экипажа строятся по тем
же правилам, что и ответственность по
договору аренды транспортного средства
с экипажем. При аренде транспортного
средства без экипажа арендодатель выступает
по отношению к третьим лицам как владелец
источника повышенной опасности. В связи
с этим он несет ответственность за вред,
причиненный транспортным средством (его
механизмами, устройствами, оборудованием),
в соответствии с правилами гл.59 ГК РФ.
Поскольку в силу ст. 1079 ГК РФ лицо, владеющее
источником повышенной опасности, в частности
на праве аренды, возмещает вред, вполне
логично возложение такой обязанности
на арендатора транспортного средства
без экипажа. Арендатор может быть освобожден
от такой ответственности, если докажет,
что вред возник вследствие непреодолимой
силы или умысла потерпевшего.19
3.4 Договор аренды
предприятия
По договору аренды предприятия
арендодатель обязуется предоставить
арендатору за плату во временное
владение и пользование предприятие
в целом как имущественный
комплекс, используемый для осуществления
предпринимательской деятельности
(п. 1 ст. 656 ГК РФ). Договор аренды предприятий
выделен в самостоятельный вид также исходя
из его предмета. Предметом данного договора
является предприятие как единый имущественный
комплекс, относящийся к недвижимому имуществу
и включающий в себя основные и оборотные
средства, права пользования природными
ресурсами, исключительные права, а также
права требования и долги. Как верно отмечал
В.А. Дозорцев, "по своей сути предприятие
- это не юридическая, а производственная
(или производственно-технологическая)
категория. Традиционно предприятие представляет
собой объект, а не субъект права...".20 Предприятие передается
в аренду не как застывший объект, а в работающем
состоянии. В связи с этим Витрянский
отмечает, что договор аренды предприятия
ввиду специфики предмета договора включает
в себя два рода объектов: предприятие
как единый имущественный комплекс, используемый
для предпринимательской деятельности,
и действия арендодателя по передаче имущества
во владение и пользование арендатора,
а также действия последнего по его принятию,
надлежащему пользованию арендованным
имуществом, внесению арендной платы и
возврату арендованного имущественного
комплекса арендодателю по окончании
срока аренды.21
Арендатор вправе без согласия
арендодателя вносить изменения
в состав арендованного имущественного
комплекса, производить его реконструкцию,
расширение, техническое перевооружение,
увеличивающее его стоимость. В то же время
предприятие как объект аренды специфического
особого объекта гражданских прав не подпадает
целиком под общее понятие предприятия,
содержащееся в ст. 132 ГК РФ.22 Отличительных признаков
предприятия как объекта аренды как минимум
три - и все они связаны с тем, что при аренде
предприятие переходит из рук в руки, в
то время как при формировании общего
понятия предприятия этот аспект не учитывается. Законом
установлен специальный порядок передачи
в аренду в составе предприятия долгов
перед кредиторами (ст. 657 ГК РФ), хотя ст.
132 ГК РФ об этом умалчивает. Нормы ст. 657
ГК РФ, посвященные правам кредиторов
при аренде предприятия, в принципе представляют
собой только конкретизацию правил п.
1 ст. 391 ГК РФ о том, что перевод долга возможен
только с согласия кредитора. Кредиторы
по обязательствам, включенным в состав
предприятия, должны быть письменно и
заблаговременно уведомлены арендодателем
о передаче предприятия в аренду до передачи
его арендатору. Срок такого уведомления
в п. 1 ст. 657 ГК РФ не установлен, и поэтому
для его определения должны применяться
правила ст. 314 ГК РФ. Кредитор, который
письменно не сообщил арендодателю о своем
согласии на перевод долга, вправе в течение
трех месяцев со дня получения уведомления
о передаче предприятия в аренду потребовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательства и возмещения причиненных
этим убытков (п. 2 ст. 657 ГК РФ). По существу,
пропуск срока означает молчаливое согласие
на перевод долга арендатору. Кредитор,
который не был уведомлен о передаче предприятия
в аренду, может предъявить иск о прекращении
или досрочном исполнении обязательства
и о возмещении причиненных этим убытков
в течение года со дня, когда он узнал или
должен был узнать о передаче предприятия
в аренду (п. 3 ст. 657). Этот срок является
сокращенным сроком исковой давности
(п. 1 ст. 197 ГК РФ). После передачи предприятия
в аренду арендодатель и арендатор несут
солидарную ответственность по включенным
в состав переданного предприятия долгам,
которые были переведены на арендатора
без согласия кредитора (п. 4 ст. 657 ГК РФ).
При этом права арендодателя, полученные
им, например, на основании лицензии, не
могут быть переданы арендатору, что отмечается
в п. 2 ст. 656 ГК РФ. Однако это происходит
не всегда. Некоторые виды лицензии (разрешений)
могут быть переданы, например, в сфере
внешнеторговой деятельности. Форма договора
аренды предприятий - письменная, путем
составления одного документа, подписанного
сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Несоблюдение
формы договора аренды предприятия влечет
его недействительность. Договор аренды
предприятия подлежит государственной
регистрации и считается заключенным
с момента такой регистрации. Поскольку
в данном случае предприятие выступает
как объект, а не субъект права, регистрация
договора его аренды не может осуществляться
в порядке, установленном для регистрации
юридических лиц. Исходя из того что предприятие
признается недвижимостью (п. 2 ст. 132 ГК
РФ), договор аренды предприятия должен
быть зарегистрирован в порядке, установленном
для регистрации сделок с недвижимым имуществом.
Правда, в настоящее время предприятия
как объекты недвижимости нигде не регистрируются.
Соответственно практически невозможна
и регистрация сделок с ними, в том числе
договоров аренды. К существенным условиям
договора аренды предприятий помимо его
предмета относится и цена (арендная плата).
Основанием для такого вывода служит правило
п. 2 ст. 650 ГК РФ. Договор должен предусматривать
размер арендной платы. При отсутствии
согласованного сторонами в письменной
форме условия о размере арендной платы
договор аренды считается незаключенным
(п. 1 ст. 654 ГК РФ). При этом правила определения
цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ,
не применяются. Содержание договора аренды
предприятий зависит от особенностей
предмета этого договора - действующего
и постоянно меняющего свой состав предприятия. Обязанности
арендодателя следующие: 1) обязанность
предоставить арендатору имущество в
состоянии, соответствующем условиям
договора и назначению имущества, конкретизирована
путем указания на документ, которым оформляется
передача предприятия, - передаточный
акт. Порядок составления и содержание
передаточного акта установлены ст. 655
ГК РФ. Передача предприятия как сложного
имущественного комплекса с множеством
составных частей сама по себе достаточно
сложна и трудоемка. Поэтому подготовка
предприятия к передаче, включая составление
и представление на подписание передаточного
акта, входит в обязанности арендодателя
и осуществляется за его счет, если иное
не предусмотрено договором (ст. 659 ГК РФ); 2)
на арендодателя возлагается дополнительная
обязанность - возместить арендатору стоимость
произведенных последним неотделимых
улучшений арендованного имущества независимо
от разрешения арендодателя на такие улучшения,
если иное не предусмотрено договором
аренды предприятия (абз. 1 ст. 662 ГК РФ).
Со всей очевидностью ясно, что в договоре
должна быть прямо исключена обязанность
арендодателя по возмещению стоимости
таких улучшений. В противном случае он
будет обязан их возместить, даже если
не давал согласия на их производство
(ст. 660 ГК РФ). Арендодатель может быть освобожден
судом от обязанности возместить арендатору
стоимость неотделимых улучшений предприятия,
если докажет, что издержки арендатора
на эти улучшения повышают стоимость арендованного
имущества несоразмерно улучшению его
качества и (или) эксплуатационных свойств
или что при осуществлении таких улучшений
нарушены принципы добросовестности и
разумности (абз. 2 ст. 662 ГК РФ).