Договор аренды и найма траспортного средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются:
1) Выявление особенностей договора аренды транспортного средства, выделяющих его в самостоятельный вид договора аренды (имущественного найма);
рассмотрение отдельных видов договора аренды транспортного средства (с экипажем и без экипажа), их отличительных признаков.
3) Изучение особенностей аренды отдельных видов транспортных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. 3
II. ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ. 9
1.ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ. СОГЛАСНО Ч.1 СТ.632 ГК ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ (ФРАХТОВАНИЯ НА ВРЕМЯ) АРЕНДОДАТЕЛЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ АРЕНДАТОРУ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ЗА ПЛАТУ ВО ВРЕМЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ И ОКАЗЫВАЕТ СВОИМИ СИЛАМИ УСЛУГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМ И ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ. 9
2.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ. 16
III. ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА. 20
IV. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Гражданское право тема (договор аренды и найма траспортного средства).doc2.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

         В понятие коммерческой пригодности входит также наличие  топлива (бункера), смазочных масел, обтирочных материалов, ветоши, в необходимых  случаях – провизии и других запасов, вместительных и чистых пассажирских или грузовых помещений, нужных документов с соответствующим сроком годности и т.п. Конкретным содержанием требование пригодности транспортного средства наполняется в зависимости от целей и срока аренды. Так, в п. 1 ст.203 КТМ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меря по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования)  для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК). 

         2) Арендодатель в  течение всего срока договора  аренды транспортного средства  с экипажем обязан поддерживать  надлежащее состояние сданного  в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего  и капитального ремонта и предоставление  необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК). Указанная обязанность вытекает из сущности самого договора, по которому арендодатель принимает на себя все заботы по технической эксплуатации транспортного средства, что предполагает и поддержание его в надлежащем состоянии. Выполнение этой обязанности не предполагает, однако, что арендодатель должен нести расходы также и по содержанию арендованного имущества. Он освобождается от расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (ст. 636 ГК).

         3) Арендодатель обязан предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства (п.1 ст.635 ГК). Объем таких услуг должен соответствовать целям аренды, указанным в договоре. Эти цели различны в зависимости от предназначения транспортного средства (перевозка пассажиров или грузов), срока пользования и т.п. В договоре может быть предусмотрено предоставление арендатору дополнительных услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например, по организации питания и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей.

         Безопасность эксплуатации транспортного средства во многом зависит  от квалификации и опыта лиц, управляющих  им. Пункт 2 ст.635 ГК обязывает арендодателя укомплектовывать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

         Лица, управляющие  воздушными судами. Должны соответствовать  требованиям, предусмотренным гл.VII («авиационный персонал») и гл.VIII («экипаж воздушного судна») ВК РФ. Статья 52 названного Кодекса определяет, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 55 ВК).

         Конкретные требования, предъявляемые к соответствующим  лицам, устанавливаются федеральными авиационными правилами. За деятельностью  авиационного персонала осуществляется государственный контроль. В главе, посвященной экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям его командира, несущего ответственность за надежную эксплуатацию судна  безопасность полета (ст.58 ВК).

         Подробно урегулированы  требования к экипажу судна Кодексом торгового мореплавания (КТМ). Согласно ст. 54   КТМ к занятию должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, соответствующие положению о дипломировании, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.08.99 № 900. указанные документы выдаются лицам намеренным стать членами экипажа,  если они отвечают установленным требованиям по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.

         Регламентированы требования к экипажу судна гл.V КВВТ и рядом других правовых актов.

         Таким образом, состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и  условиям договора, а если обязательными  для сторон правилами такие требования не установлены требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Например, лица, управляющее автомобилем, должно иметь водительское удостоверение, подтверждающее, что оно имеет право управлять транспортным средством данной категории. В то же время договором может быть предусмотрено, что водитель должен иметь навыки для перевозки, например, замороженных продуктов

         Важное правовое значение имеет абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК, предусматривающий, что члены экипажа,  обслуживающего транспортное средство, сданное в аренду с предоставлением названных услуг, являются работниками арендодателя, т.е. находятся с последним в трудовых отношениях. В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению  и технической эксплуатации, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.

         По общему правилу  расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает их в составе арендных платежей (они должны учитываться при определении размера арендной платы). Норма об оплате услуг и расходов по содержанию экипажа носит диспозитивный характер, и в договоре аренды стороны могут по-иному решить этот вопрос.

         4) Арендодатель обязан  страховать транспортное средство  и (или) страховать ответственность  за ущерб, который может быть  причинен им (транспортным средством)  или в связи с его эксплуатацией, но лишь тогда, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК). В данном случае речь идет о страховании транспортного средства как определенного имущества или о страховании ответственности за ущерб, причиненный транспортным средством имуществу или личности арендатора или третьих лиц. Обязанность страховать возникает у арендодателя только в случае, если страхование признано обязательным в силу закона или договора, в том числе и самого договора аренды. Но даже если закон вводит обязательное страхование, договор аренды может освободить арендодателя от обязанности заключить договор страхования. В этом случае в роли страхователя должен выступать арендатор.

         5) Риск случайной  гибели или повреждения арендованного транспортного средства лежит на арендодателе, на арендатора может быть возложена обязанность по возмещению арендодателю причиненных убытков, вызванных гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если арендодатель докажет, что они произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

          На арендатора  по договору аренды транспортного  средства с экипажем  возлагаются   следующие обязанности:

         1) Арендатор обязан  своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте – фрахт). Арендная плата обычно исчисляется из суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (на водном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц). Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации, в частности, число выполненных в обусловленный период рейсов, количество перевезенных грузов и т.д., не отражается на размере арендной платы.

         2) Арендатор несет  расходы, возникающие в связи  с коммерческой эксплуатацией  транспортного средства, в том числе и расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК). Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится к сфере деятельности арендатора, и поэтому расходы, связанные с ее осуществлением, относятся на него. В их состав входят затраты по оплате топлива и других материалов, используемых в процессе, и внесению различных сборов. Следует отметить, что данная норма носит диспозитивный характер и применяется в случае, когда договором аренды не предусмотрено иное распределение расходов. Что же касается дополнительного возложения на арендатора обязанностей по содержанию транспортного средства, текущему или капитальному ремонту, то это исключено в силу императивности нормы ст. 634 ГК.

         По общему правилу, относящемуся ко всем иным видам аренда, заключение арендатором договора субаренды  возможно с согласия арендодателя. Но при аренде транспортного средства с экипажем арендатор, если договором  не предусмотрено иное, вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п.1 ст. 638 ГК). Условия субаренды транспортного средства предопределены договором его аренды. Срок субаренды не может превышать срока аренды. Субарендатор может пользоваться транспортным средством только в соответствии с его назначением, определенным в договоре аренды. Если по договору аренды транспортное средство может быть использовано лишь в определенном регионе, то и субарендатор не вправе вывести его за пределы этого региона.

         Арендатор может без согласия арендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства (договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа, буксировки тех или иных объектов, спасания на море и др.), если они не противоречат целям использования, указанным в договоре аренды транспортного средства, а если такие цели не установлены, - его назначению (п.2 ст.638 ГК).

         Это право арендатора, в отличие от права сдачи предмета договора в субаренду, не может быть отменено соглашением сторон.

         Под иными договорами понимаются такие, которые направлены на коммерческую эксплуатацию транспортного  средства и не выходят за рамки  данного договора аренды, например, арендатор не вправе заключать договоры, в рамках которых происходит распоряжение транспортным средством или правами по договору аренды. Арендатору без согласования с арендодателем запрещено передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, передавать транспортное средство в безвозмездное пользование, арендные права – в залог или в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ (обществ) либо паевого взноса в производственный  кооператив.5 

    2.Ответственность  сторон по договору аренды  транспортного средства с экипажем. 

         Арендодатель отвечает за неподдержание сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии. Непроведение его текущего и (или) капитального ремонта. В этом случае арендатор имеет право по своему выбору произвести ремонт и взыскать с арендодателя его  стоимость или зачесть ее в счет арендной платы, или потребовать соответственно уменьшения арендной платы, либо расторжения договора и возмещения убытков.

         Ответственность арендодателя за вред, причиненный третьим лицам  арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, регулируется правилами гл. 59 ГК. Такую ответственность несет арендодатель как владелец источника повышенной опасности (транспортного средства), осуществляющий управление им. Ответственность арендодателя (в виде обязанности возместить причиненный ущерб) наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 ГК и другими положениями гл. 59 ГК. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Основанием освобождения от ответственности может служить в таких случаях лишь наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности потерпевшего, вследствие которых причинен ущерб (п. 1 ст.1079 и ст. 1083 ГК). При этом грубая неосторожность потерпевшего может являться основанием для освобождения от ответственности причинителя вреда, если его вина в наступлении вреда отсутствует. В большинстве случаев наличие грубой неосторожности потерпевшего служит основанием для уменьшения размера возмещения вреда с учетом степени его вины.

         Если будет установлено, что вред возник по вине арендатора, арендодатель вправе после возмещения вреда предъявить к нему регрессное требование, т.е. потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьим  лицам. При этом на арендодателя возлагается  бремя доказывания  того, что вред возник по вине арендатора. В данном случае закон устанавливает изъятие из общего правила п. 2 ст. 1064 ГК, согласно которому вина причинителя вреда презюмируется (на причинителя вреда возлагается обязанность доказывать отсутствие своей вины).

         За неисполнение арендатором своей основной обязанности  – уплаты вознаграждения арендодателю – установлена жесткая ответственность. Невнесение арендной платы более  двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа дает основания арендодателя требовать досрочного расторжения договора в судебном порядке (ст. 619 ГК). Арендодатель не имеет права на получения арендной платы лишь за время перерывов в эксплуатации транспортного средства, когда они произошли по причинам, за которые арендатор не отвечает. 

         При заключении арендатором  договоров коммерческой эксплуатации транспортного средства с третьими лицами он выступает по отношению  к ним как перевозчик груза  или пассажиров, буксировщик, спасатель  и т.п. и несет ответственность перед своими контрагентами по условиям соответствующего договора. 

Информация о работе Договор аренды и найма траспортного средства