Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:45, реферат
В настоящее время Россия переживает демографический кризис, обусловленный падением уровня рождаемости и высокой смертностью населения. Для предотвращения депопуляции населения Правительство РФ в 2006 перешло на активную демографическую политику. Президентом страны была предложена программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка
Вопрос 1. Переход к рыночным отношениям в России совпал с изменением демографического ее статуса. Из страны, характеризующейся положительной динамикой естественного прироста Россия преобразовалась в страну, теряющую население. Это совпадение обусловило научную дискуссию о силе влияния рыночных отношений на изменение репродуктивного поведения населения России. В частности, новые аспекты сферы занятости обусловливают и трансформацию отношения к составу и величине семьи. Поэтому исследование особенностей репродуктивного поведения населения в современной России позволит оценить демографическую "стоимость" реформирования экономических принципов прошлого.
Таким образом, изучение репродуктивного поведения необходимо для понимания и прогнозирования тенденций рождаемости в России, для разработки долговременной концепции эффективной демографической и семейной политики, так как показатели рождаемости в сильной степени зависят от репродуктивного поведения и мотиваций людей на определенное количество детей.
Кроме
того, как известно, социальная политика
российского государства в
Введение
В
настоящее время Россия переживает
демографический кризис, обусловленный
падением уровня рождаемости и высокой
смертностью населения. Для предотвращения
депопуляции населения
В
условиях рыночной экономики применение
нормативно-целевых методов
Региональные особенности демографической политики
Одним
из регионов, где сохраняется высокая
рождаемость, является Республика Дагестан.
Несмотря на низкий уровень жизни, высокую
безработицу среди молодежи и
женщин, сложную политическую обстановку
в регионе суммарный
В этой связи в утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предполагается совершенствование системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и их адресности. Одновременно проводятся меры по укреплению родовой отрасли медицины в рамках реализуемого национального проекта «Здоровье» в целях снижения материнской и младенческой смертности.
В
настоящее время в России на федеральном
уровне существует пять видов пособий
для мам и беременных женщин: на
посещение женской
С 2007 года право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет приобретают лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию. То есть, если раньше эти деньги выплачивались только в том случае, если будущая мама успевала поработать, причем официально, с оформлением трудовой книжки и с получением "белой" зарплаты, то теперь наличие трудового стажа необязательно. В условиях Республики Дагестан, когда значительная часть женщин являются безработными и вынуждена работать в ЛПХ, или занята наемным трудом без официального оформления на работу, а среди них не редкость вступивших в брак сразу после окончания общеобразовательной школы, не получив профессиональной подготовки и стажа работы, введение права на получение этого пособия играет особую роль для социально-демографического развития региона. Важно и то, что теперь увеличен размер этого пособия с 700 рублей до 1500 рублей для первенца и до 3000 рублей - при рождении второго и последующих детей.
Благодаря
национальному проекту "Здоровье"
в большинстве регионов России наблюдается
рост учетных списков в женских
консультациях, и все больше женщин
встают на учет в ранние сроки беременности.
Если раньше в консультацию обращались
в 2 основном работающие женщины, да и
то лишь за листком по нетрудоспособности,
и при этом женщина самостоятельно
решала какая и в какой степени
ей нужна помощь медиков, то после
введения родового сертификата в
Дагестане этот процесс начал
носить добровольно-принудительный характер.
Родовой сертификат - это документ,
который каждая беременная женщина
получает в женской консультации
и приносит в роддом и по которому
медики данных учреждений могут впоследствии
получить дополнительные деньги. Таким
образом, врачей заинтересовывают в
том, чтобы привлекать в свое учреждение
как можно больше рожениц, но, то
обстоятельство, что при обращении
женщины в родильный дом у
неё в первую очередь требуют
родовой сертификат, заставляет многих
беременных женщин идти в женскую
консультацию. Именно это вынуждает
их целыми днями ожидать очереди
на приеме у врача, специалиста или
для проведения определенных анализов.
В некоторых случаях для
Кроме
того, несмотря на родовой сертификат,
предусмотренный нацпроектом "Здоровье",
который должен как раз гарантировать
будущей маме, что она может
сама выбрать, где рожать, встречаются
случаи отказа в принятии в медицинские
учреждения, не относящихся к административно-
Тем
не менее, за последние годы складывается
тенденция более ответственного
отношения самих будущих
Меры, предпринимаемые государством, такие как, повышение пособий, материнский капитал, являются побудительными, но их явно недостаточно. Необходима всесторонняя, многоохватная политика материнства, детства, семьи. Государство должно проводить информационную политику, направленную на поддержку семьи, пропаганду семейных ценностей. В современном обществе разрушается потребность в детях, разрушаются веками сложившиеся семейные устои, внутрисемейные ценности замещаются внесемейными, низко ценится человеческая жизнь. Это очень болезненное состояние, возникшее во многом в результате произошедшего в стране исторического перелома и падения уровня жизни населения.
Нормативно-целевое планирование уровня развития социальной сферы региона
При
анализе условий социально-
Рассмотрим методику построения УСР. При построении УСР необходимо учитывать два основных момента: первый - теоретического характера - заключается в определении его составляющих и отборе первичных (измеримых) признаков, второй - методического плана - в нахождении методов сведения различных признаков (по характеру, единицам измерения, социальной значимости) в единый показатель.
В
качестве первичных взяты следующие
удельные показатели: коэффициент рождаемости,
средняя номинальная
Для
интегрирования частных показателей
применен таксонометрический показатель
В. Плюты, рассчитываемый на базе матрицы
данных, составленной из стандартизованных
значений первичных признаков. Стандартизация
позволяет избавиться от единиц измерения
(стоимостных и натуральных). Использование
данного метода предполагает предварительное
масштабирование показателей. За эталон
принимается максимальное значение
каждого частного показателя по всем
регионам в течение рассматриваемого
периода. Для обеспечения
Рассчитанные
значения УСР областей Центрального
федерального округа за 2002-2007 годы приведены
в таблице 1. Итоговые данные таблицы
1 свидетельствуют о значительной
дифференциации областей Центрального
федерального округа по уровню социального
развития. Белгородская область является
абсолютным лидером по развитию социальной
сферы. Причем показатель УСР даже этой
области ниже среднего значения по
округу, что вызвано значительным
превосходством развития социальной сферы
г. Москва и Московской области (среднее
значение по округу приведено без
этих регионов). К 6 наиболее развитым можно
отнести Воронежскую, Липецкую, Тверскую,
Ярославскую области. Наиболее низкий
УСР наблюдается в Тульской, Тамбовской,
Смоленской, Рязанской областях. Колебания
УСР свидетельствуют о том, что
развитие социальной сферы подвержено
сильным конъюнктурным
Основываясь
на данных о динамике социального
развития областей, органы государственной
власти и региональная администрация
может проводить политику, направленную
на сглаживание социально-
Кроме
того, индикатор УСР может
Зарубежный опыт снижения смертности от сердечнососудистых заболеваний и его значение для России
На современном этапе развития в странах с развитой экономикой основной причиной смертности стали сердечнососудистые заболевания. Начиная с 1930х годов, когда значительно снизилась смертность населения от вирусных и инфекционных заболеваний, они становятся основной причиной смертности, инвалидности и заболеваемости населения. В 1960х годах на государственном уровне в развитых странах осознается необходимость борьбы с данными заболеваниями не только с помощью совершенствования лечебного процесса, внедрения новых технологий и апробирования новых лекарств, но и с помощью профилактики этих заболеваний, разработки реабилитационных программ и пропаганде здорового образа жизни. Успех по борьбе со снижением смертности от сердечнососудистых заболеваний напрямую стал зависеть от степени охвата программы, ее комплексности и долговременного характера.
Начиная
с конца 1960х разрабатываются
В США одним из приоритетов борьбы по снижению смертности от сердечнососудистых заболеваний является программы пропаганды здорового образа жизни, в частности отказа от курения и потребления спиртных напитков. Был достигнут определенный успех – с 1960х по 1990ые потребление табачных изделий снизилось почти на половину.
В
Финляндии, имеющей на тот момент
один из самых высоких в Европе
показателей смертности от сердечнососудистых
заболеваний, разрабатывается программа
«Лапландия», имеющая целью снизить
смертность от сердечно сосудистых заболеваний
в рамках всей страны в течение 20
лет. К 1990м годам эта программа
имела значительный успех, позволив
значительно снизить