Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:45, реферат
Конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы
Действие
Конституции, порядок
ее изменения
Конституция является
главным, основным законом государства.
Это значит, что на ее основе формируется
вся система текущего законодательства,
в ней определяется компетенция
государственных органов. По этой причине
конституцию нередко называют ядром правовой
системы. Часто в самой конституции указывается,
в каких случаях для дальнейшего развития
содержащихся в ней положений должны быть
приняты законы. Например, в белорусской
Конституции ссылка на закон имеется около
ста раз. Конституция воздействует на
развитие правовой системы, определяет
правотворческую компетенцию государственных
органов, в ней определяются объекты правового
регулирования. В Конституции закрепляются
виды нормативных актов и их соподчинениость.
Вопрос об изменении
и дополнении Конституции рассматривается
палатами Парламента по инициативе Президента
или не менее 150 тысяч граждан Республики
Беларусь, обладающих избирательным правом.
В п. 1 ст. 97 Конституции
специально выделено правомочие Палаты
представителей рассматривать проекты
законов о внесении изменений и дополнений
в Конституцию, о толковании Конституции.
При этом следует иметь в виду, что указанные
проекты эта палата может рассматривать
лишь по предложению Президента либо по
инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики
Беларусь, обладающих избирательным правом.
Таким образом, в данном случае требуется
инициатива от специально уполномоченного
на то субъекта. Органы и лица, указанные
в ст. 99 Конституции, которые обладают
правом законодательной инициативы,
не могут в порядке реализации этой инициативы
ставить вопрос перед Палатой представителей
о корректировке Конституции либо ее толковании.
Процедура внесения
Президентом в Палату представителей
nt. тов законов о внесении изменений и
дополнений Конституции, о толковании
Конституции в принципе аналогична внесению
проектов законов. Что же касается народной
инициативы, т.е. когда соответствующее
предложение исходит от 150 тыс. граждан
Республики Беларусь, то в законе следовало
бы предусмотреть порядок и сроки сбора
подписей в поддержку проекта. Сейчас,
видимо, по аналогии можно использовать
процедуру для сбора подписей, предусмотренную
для подготовки проведения референдума.
Согласно ст. 167 Регламента Палаты представителей,
если предложение о внесении изменений
и дополнений в Конституцию вносится в
Палату представителей гражданами Республики
Беларусь, оно рассматривается в соответствии
с Регламентом, за исключением визирования,
согласования с субъектом права законодательной
инициативы и приложения к законопроекту
необходимых материалов.
Согласно ст. 139 Конституции
закон об изменении и дополнении
Конституции может быть принят после
двух обсуждений и одобрений Парламентом
с промежутком не менее 3 месяцев.
Положение о том,
что изменение или дополнение
Конституции может осуществляться только
после двух обсуждений и одобрений (голосований)
с обязательным промежутком времени между
ними, известно мировой конституционной
практике. Такой порядок внесения изменений
в Конституцию получил название "двойной
вотум". Смысл этой процедуры в том,
что депутаты должны еще раз подумать,
необходимы ли те изменения, за которые
они первый раз проголосовали, не являются
ли они конъюнктурными и, возможно, недостаточно
продуманными. Интервал между окончанием
первого и началом второго чтения проекта
закона, которым вносятся изменения и
дополнения в Конституцию, должен быть
не менее 3 месяцев. Данное правило считается
соблюденным, если проект как при первом,
так и при втором обсуждении будет идентичным.
В противном случае будет нарушение указанного
конституционного требования.
Согласно Регламенту
Палаты представителей проект закона
о внесении изменений и дополнений
в Конституцию, подготовленный для
рассмотрения, должен быть направлен
депутатам Палаты представителей и
другим субъектам, обладающим правом законодательной
инициативы, не позднее чем за 20 дней до
рассмотрения на заседании Палаты представителей.
Проект закона о
внесении изменений и дополнений
в Конституцию докладывается
в Палате представителей Президентом
Республики Беларусь или его представителем.
Если проект внесен гражданами Республики
Беларусь, то его согласно Регламенту
Палаты представителей (ст. 176) докладывает
Председатель Палаты представителей или
его заместитель. На наш взгляд, такой
подход не является правомерным, т.к. речь
идет о народной инициативе и предпочтительнее,
чтобы от имени инициатора выступал уполномоченный
на то представитель, например, руководитель
инициативной группы*
Решение о прекращении
обсуждения по проекту закона принимается
большинством не менее двух третей
голосов от полного состава Палаты
представителей.
В целях исключения
какого-либо давления на волю депутатов
предусмотрена норма о
Запрет на изменение
Конституции в последние шесть
месяцев полномочий Палаты представителей
предотвращает принятие решений
в угоду сиюминутным интересам
(например, исходя из оценки предвыборной
ситуации в стране).
Изменения и дополнения
Конституции могут быть проведены
через референдум. Решение об изменении
и дополнении Конституции путем
референдума считается
Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило должно действовать при проведении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).
Информация о работе Действие Конституции, порядок ее изменения