Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:55, курсовая работа
В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совер¬шением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. Закон в качестве крите¬рия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать для себя права и нести обязанности предусматривает возраст. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, т.е. достигшими восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Остальные сделки совершаются несовершеннолетним с согласия своих законных представителей. “Следует обратить внимание на то, что Кодексом впервые определена форма, в которой такое согласие должно быть выражено: простая письменная форма. Также предусмотрено, что для действительности сделки не имеет значения, получено согласие до или после ее совершения”.21
Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет может быть признана судом недействительной только по иску родителей, усыновителей или попечителя (то есть является оспоримой, а не ничтожной, в отличие от сделки, совершенной малолетним) и только в случае, если она совершена несовершеннолетним без согласия этих лиц, когда такое согласие требуется статьей 26 ГК. В случае признания такой сделки недействительной. к ней применяются те же последствия, что и к ничтожной сделке малолетнего (п. 1 ст. 175).
По
достижении шестнадцати лет
В
соответствии с п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно
несут имущественную
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, установлена ст. 1074 ГК. “Лица, достигшие 14 лет (а не 15, как это было ранее), признаются деликтоспособными, они сами отвечают за причиненный ими вред на общих основаниях”.
“Родители (усыновители) и попечители (граждане или соответствующие учреждения, которые в силу статьи 35 ГК являются таковыми) несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при наличии двух обстоятельств (п. 2 ст. 1074 ГК):
а) собственного виновного поведения (за исключением случая причинения вреда принадлежащим им источником повышенной опасности);
б) отсутствии у несовершеннолетнего доходов и иного имущества, достаточных для возмещения вреда. В отличие от случаев причинения вреда малолетними, за вред, наступивший в результате противоправных действий несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, отвечают только родители (усыновители) и попечители, но не учреждения, под надзором которых они состояли в момент причинения вреда. Ответственность родителей (усыновителей) и попечителей носит дополнительный (субсидиарный) характер и ограничена во времени:
а) достижением причинителем вреда совершеннолетия;
б)
появлением у несовершеннолетнего
достаточных средств для
в)
приобретением
Объем дееспособности, предоставленный ГК несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, позволяет использовать им свое имущество для систематического и самостоятельного извлечения прибыли, т.е. в предпринимательских целях. Поскольку несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, следует признать, что он может без согласия законных представителей участвовать указанными средствами в уставном капитале юридических лиц, по обязательствам которых ответственность их участников исключается. Напротив, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью несовершеннолетний может лишь с согласия его законных представителей. Такой вывод следует из прямого указания п. 1 ст. 27 ГК. Следовательно, без согласия своих законных представителей несовершеннолетний не может быть участником полного товарищества, а также полным товарищем в товариществе на вере.
§2. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до
18 лет наделены частичной дееспособностью,
объем которой определен ст. 26 ГК и включает
главным образом способность совершать
сделки (сделкоспособность). Однако эти
несовершеннолетние самостоятельно несут
ответственность за причиненный вред
на общих основаниях (п. 1 ст. 1074 ГК). Другими
словами, они признаются полностью деликтоспособными,
т. е. обладающими достаточной интеллектуальной
зрелостью и жизненным опытом, чтобы оценивать
свои поступки и отвечать за причиненный
вред.
Однако
несовершеннолетние в возрасте от 14
до 18 лет не всегда имеют заработок,
доходы, имущество, достаточные для возмещения
причиненного вреда. Чтобы обеспечить
возмещение причиненного несовершеннолетним
вреда и компенсировать потери потерпевшего,
закон определил два фактора, которые
должны быть при этом учтены.
Во-первых, необходимо
принять во внимание способность несовершеннолетнего
в возрасте от 14 до 18 лет в полной мере
оценивать свое поведение с точки зрения
соответствия его требованиям закона,
понимать неизбежность применения к нему
ответственности, если по его вине будет
причинен вред. Поэтому требование потерпевшего
о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетним
в возрасте от 14 до 18 лет, должно быть предъявлено
самому несовершеннолетнему, именно он
будет ответчиком по такому иску в суде.
Несовершеннолетний отвечает сам, на общих
основаниях, при наличии общих условий
деликтной ответственности, а если вред
причинен с использованием источника
повышенной опасности, то при наличии
условий, предусмотренных ст. 1079 ГК.
Во-вторых,
закон учитывает, что обязанности
родителей (усыновителей, попечителя)
по воспитанию несовершеннолетних и
надзору за ними не прекращаются до достижения
несовершеннолетними полной дееспособности
и что в случае ненадлежащего осуществления
названных обязанностей они могут быть
привлечены к возмещению вреда, причиненного
их ребенком, причем будут отвечать за
свою вину (в плохом воспитании, надзоре
и т. п.)
В соответствии с рассмотренными факторами ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, можно возложить не только на самого несовершеннолетнего, но и на его родителей (усыновителей, попечителя), что и предусмотрено абз. 1 п. 2 ст. 1074 ГК. Эта норма предусматривает, что в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред причинен не по их вине, т. е. что они осуществляли свои родительские обязанности надлежащим образом.
Такая ответственность является дополнительной (субсидиарной). Если у самого несовершеннолетнего достаточно имущества, чтобы возместить причиненный им вред, родители (усыновители) или попечитель к ответственности не привлекаются. При отсутствии у несовершеннолетнего достаточных средств для возмещения вреда родители (усыновители) должны привлекаться к возмещению вреда обязательно, ибо в противном случае будут необоснованно нарушены интересы потерпевшего.
Аналогичным образом решается вопрос, если вред был причинен несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, нуждающимся в попечении и находившимся в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона являлся его попечителем. Причиненный несовершеннолетним вред должно будет возместить указанное учреждение полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по его вине.22 Имеется в виду вина в неосуществлении должного надзора за несовершеннолетним в момент причинения им вреда.
Гражданский кодекс предусматривает возможность ограничения полной дееспособности и ограничения дееспособности несовершеннолетнего.
Ограничение неполной дееспособности несовершеннолетних допускается по решению органов опеки и попечительства (глава 13 Кодекса о браке и семье РФ), которое он принимает либо по своей инициативе, либо по ходатайству общественных организаций или других заинтересованных лиц (родителей, усыновителя, попечителя, близких родственников).
Поясним, что заинтересованность указанных организаций или лиц может заключаться как в том, что неправильное распоряжение несовершеннолетним своими деньгами затрагивает чьи-либо имущественные интересы, так и в том, что неправильные действия несовершеннолетнего вредят его же развитию, формированию мировоззрения.
В
части 13 ст. 13 ГК указано, ограничение
или лишение права
Орган
опеки может либо ограничить несовершеннолетнего
в праве распоряжаться
Если в решении органа опеки и попечительства был указан срок ограничения или лишения права несовершеннолетнего распоряжаться своим заработком (стипендией), то по окончании этого срока дееспособность восстанавливается в полном объеме. Если срок действия не был указан, то он действует до достижения несовершеннолетним 18 лет, либо до отмены его самим органом опеки и попечительства по своей инициативе или по ходатайству общественных организаций и других заинтересованных лиц.
Такой
внесудебный порядок
§ 4. Эмансипация
1. Эмансипация является
новым основанием для признания несовершеннолетнего,
достигшего 16 лет, полностью дееспособным.
Для этого необходимо, чтобы несовершеннолетний
имел самостоятельный доход на основе
постоянной работы по трудовому договору
(контракту) или предпринимательской деятельности.
Необходимо согласие родителей или иных
законных представителей на эмансипацию
и решение органа опеки и попечительства,
а если согласия родителей нет, то решение
суда. В статье не сказано о желании самого
несовершеннолетнего. Однако нет сомнений,
что эмансипация может быть объявлена
только на основе его заявления. Ничего
не сказано и о значении членства в производственном
кооперативе, однако следует полагать,
что такое членство, обеспечивающее несовершеннолетнему
необходимые средства к существованию,
тоже может быть основанием его эмансипации.
2. Целью эмансипации является
освобождение несовершеннолетнего от
необходимости каждый раз получать от
законных представителей согласие на
заключение сделок. Согласно п.16 Постановления
Пленумов ВС РФ и ВАС РФ No.6/8 "при рассмотрении
гражданского дела, одной из сторон в котором
является несовершеннолетний, объявленный
в соответствии со статьей 27 ГК эмансипированным,
необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний
обладает в полном объеме гражданскими
правами и несет обязанности (в том числе
самостоятельно отвечает по обязательствам,
возникшим вследствие причинении им вреда),
за исключением тех прав и обязанностей,
для приобретения которых федеральным
законом установлен возрастной ценз (например,
статья 13 Закона Российской Федерации
"Об оружии", статья 19 Закона Российской
Федерации "О воинской обязанности
и военной службе"). Исходя из положений части третьей статьи
55 Конституции
Российской Федерации такое ограничение
прав и свобод является допустимым".
В постановлении Пленума ВС РФ от 4 июля
1997г. No.9 "О применении судами законодательства
при рассмотрении дел об установлении
усыновления" разъяснено, что несовершеннолетние
даже в случае приобретения ими полной
дееспособности (ст.21, 27 ГК) не могут быть усыновителями,
поскольку п.1 ст.127 Семейного кодекса установлен
возрастной ценз для приобретения права
быть усыновителем23. В случае эмансипации
несовершеннолетний может самостоятельно
осуществлять свои права и исполнять обязанности
в исполнительном производстве24.
3. Закон не предусматривает возможности последующего ограничения дееспособности эмансипированного лица. Однако при наличии достаточных оснований следовало бы предоставить суду такое право, если подросток злоупотребляет или явно неразумно распоряжается своим заработком, как это предусмотрено п.4 ст.26 ГК. Ведь защита прав и интересов несовершеннолетних является обязанностью их законных представителей, органов опеки и попечительства и государства.
Несовершеннолетний становится эмансипированным с момента принятия соответствующего решения. С этого же момента он приобретает сделко- и деликтоспособность в полном объеме.
Факт
эмансипации освобождает
Глава 3. Несовершеннолетние в области трудового, жилищного права.
Как показывает опыт, фактическая способность к труду у несовершеннолетнего проявляется довольно рано — уже на четвертом году жизни ребенка. Однако законодатель считает, что человек должен обладать определенными умственными и физическими способностями для того, чтобы трудиться. Эта способность к труду в законодательстве называется трудовой правосубъектностью. Ст. 173 КЗоТ26 определяет возраст, с которого наступает правосубъектность человека: «не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет». Но в той же ст. 173 КЗоТ определено, что работодатель может принять на работу школьников, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений, если они достигли 14 лет, но с тремя условиями:
Мы живем в государстве, несем перед ним определенные обязанностями, со своей стороны государство несет обязанности перед нами, перед своими гражданами. В частности, государство обязано: