Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, реферат
Виды подрядных отношений были известны еще римскому праву, в котором договор подряда рассматривался в качестве разновидности договора найма вещей, работ (подряда) или услуг. В настоящее время договор подряда широко используется в практике и является важным элементом гражданских правоотношений. Гражданско-правовой договор подряда определяется ГК РФ как договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их (ст.702 ГК РФ).
Качество работы
Ответственность сторон договора
В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
Учет
Бухгалтерский учет договора подряда у подрядчика
При ведении бухгалтерского учета по договору подряда необходимо руководствоваться общими правилами ведения бухгалтерского учета.
Учет затрат по договору строительного подряда ведется на счете 20 "Основное производство". На этом счете отражаются все затраты подрядчика, связанные с выполнением работ по договору. Если для выполнения отдельных работ подрядчик привлекает субподрядчиков, то стоимость выполненных субподрядных работ также учитывается подрядчиком на счете 20.
Списание затрат осуществляется по мере сдачи произведенных работ заказчику. Порядок сдачи работ определяется условиями договора подряда: по мере выполнения всего объема работ и поэтапная сдача выполненных работ.
При сдаче работ по мере всего выполнения объема работ учет договора подряда у подрядчика рассматривает затраты по договору в течение всего срока договора. В момент приемки выполненных работ заказчиком (в момент подписания акта приемки) накопленные затраты списываются со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 90 "Продажи". Одновременно по кредиту счета 90 "Продажи" отражается договорная стоимость выполненных работ.
Дт 51 Кт 62 - получен аванс от заказчика на проведение работ
Дт 62 Кт 68 - начислен НДС с полученного аванса
Дт 20 Кт 10 (60, 70, 69 и др.) - отражены затраты по выполнению договора в течение всего срока выполнения работ
Дт 62 Кт 90 - отражена стоимость выполненных работ
Дт 90 Кт 68 - начислен НДС от стоимости реализованного объекта
Дт 90 Кт 20 - списаны затраты, связанные с выполнением работ по договору подряда
Дт 62 Кт 62 - зачтена сумма полученного аванса
Дт 68 Кт 62 - восстановлен НДС, уплаченный с аванса
Дт 51 Кт 62 - отражено поступление денежных средств от заказчика на расчетный счет за выполненные работы
При поэтапной сдаче выполненных работ в учете договора подряда подрядчика отражается реализация работ по выполненному этапу. Если выполнение работ по договору подряда продолжается более одного отчетного периода, то разумно использовать счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".
Дт 51 Кт 62 - получен аванс от застройщика на проведение работ
Дт 62 Кт 68 - начислен НДС договора подряда с полученного аванса
Дт 20 Кт 10 (60, 70, 69 и др.) - отражены затраты по выполнению отдельного этапа работ
Дт 46 Кт 90 - отражена стоимость законченного подрядчиком этапа работ
Дт 90 Кт 20 - списывается сумма затрат по законченным этапам работ
Дт 90 Кт 68 - начислен НДС от стоимости законченного этапа работ
Дт 68 Кт 62 - восстановлен НДС с аванса по законченному этапу работ
Дт 62 Кт 62 - зачтена сумма полученного аванса
Дт 68 Кт 62 - восстановлен НДС, уплаченный с аванса
Дт 62 Кт 46 - списана стоимость всех этапов работ
Дт 51 Кт 62 - отражено поступление денежных средств от заказчика на расчетный счет за выполненные работы
Подрядчик может выполнять работы с использованием, как своих материалов, так и материалов заказчика. Если работы выполняются подрядчиком с использованием материалов заказчика, то порядок учета договора подряда в плане материалов определяется условиями договора.
Договором может быть предусмотрено, что материалы для выполнения работ предоставляются подрядчику заказчиком с зачетом стоимости предоставленных материалов в счет оплаты выполненных подрядчиком работ.
Дебет 10 Кредит 60 - отражено поступление материалов от заказчика
Дебет 62 Кредит 90 - отражена стоимость выполненных работ
Дебет 60 Кредит 62 - произведен зачет взаимных задолженностей
Договором подряда может быть предусмотрен и иной вариант, когда материалы, передаваемые заказчиком подрядчику, остаются собственностью заказчика. В этом случае подрядчик учитывает полученные материалы на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку". По мере использования материалов подрядчик списывает их стоимость со счета 003.
Бухгалтерский учет договора подряда у заказчика
Заключение договора подряда с физическим лицом
На основании п.1 ст.208 и п.1 ст.210 НК РФ вознаграждение подрядчика за работу, выполненную по договору подряда, включается в налоговую базу по НДФЛД.
В соответствии со ст.226 НК РФ, налоговый агент-организация обязана удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов подрядчика при их фактической выплате.
Согласно п.1 ст.236 НК РФ, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физического лица по гражданско-правовым договорам, признаются объектом налогообложения по ЕСН.
В соответствии с п.3 ст.238 НК РФ в налоговую базу по ЕСН (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.264 НК РФ, сумма начисленного ЕСН по договору подряда учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, подлежат данному виду страхования, если согласно такому договору страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Если же условия гражданско-правового договора с физическим лицом не предусматривают страхование работника, получающего вознаграждение, то взносы на страхование от несчастных случаев начислять не нужно.
Отражение операций по выплате доходов
физическому лицу на основании договора
гражданско-правового
Дт 20 (26, 44) Кт 76 - отражено начисление вознаграждения физическому лицу за выполненные работы
Дт 76 Кт 68 - отражено удержание НДФЛ по договору подряда от суммы вознаграждения
Дт 20 (26, 44) Кт 69 - отражено начисление ЕСН по договору подряда
Дт 20 (26, 44) Кт 69 - начислены взносы от несчастных случаев на производстве
Дт 76 Кт 50 (51) - отражена выплата вознаграждения физическому лицу
Дт 68 Кт 51 - отражено перечисление в бюджет удержанной суммы НДФЛ по договору подряда
Возможна такая ситуация, что организация заключает договор подряда с собственным работником. В таком случае сумма вознаграждения отражается по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Если организация заключила договор подряда с работником, состоящим в штате данной организации, то работы по заключенному договору должны проводиться в нерабочее время, иначе данная работа считается работой по совместительству.
Порядок бухгалтерского учета договора подряда у заказчика зависит от того, какие работы выполняет для него подрядная организация и для каких целей. Они могут отражаться на счетах учета затрат (20, 23, 26 и др.), либо на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Отражение затрат по выполнению работ на 08 счете осуществляется в следующих случаях: если по договору подряда ведется строительство нового объекта, если по договору подряда подрядная организация выполняет работы по реконструкции (достройке) уже существующих объектов, принадлежащих заказчику которые будут включены заказчиком в состав основных средств:
Дт 60 Кт 51 - отражено перечисление аванса на выполнение работ
Дт 20 (08, 23, 26, 44 и др.) Кт 60 - отражена стоимость выполненных работ
Дт 19 Кт 60 - отражена сумма НДС по выполненным работам
Дт 60 Кт 60 - сумма перечисленного аванса зачтена в счет оплаты выполненных работ
Дт 60 Кт 51 - отражено перечисление денежных средств подрядчику за выполненные работы
Возможен вариант, когда организация-заказчик ремонтирует не собственные, а арендованные основные средства.
Арендатор имеет право включить в состав своих затрат расходы на проведение ремонта в том случае, если законом или договором обязанность по проведению за свой счет такого ремонта возложена именно на арендатора. А если проводить ремонт за свой счет должен арендодатель, то арендатор не может включить расходы на проведение такого ремонта в состав своих затрат. Ему следует либо взыскать стоимость ремонта с арендодателя, то стоимость ремонта отражается на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", либо отнести его в дебет счета 91, отразив в составе прочих внереализационных расходов.
Договором подряда может быть предусмотрено выполнение работ из материалов заказчика.
Если в договоре указывается, что при расчете за выполненные работы стоимость использованных материалов заказчика засчитывается в счет оплаты за выполненные работы, то в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дт 62 Кт 90 (91) - отражена договорная стоимость переданных материалов
Дт 90 (91) Кт 68 (76) - начислен НДС со стоимости переданных материалов
Дт 90 Кт 10 - списана фактическая себестоимость переданных подрядчику материалов
Дт 60 Кт 62 - погашена взаимная задолженность.
Если договором предусмотрено, что материалы, передаваемые заказчиком подрядчику, остаются собственностью заказчика то в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дт 10/7 Кт 10 - отражена передача материалов подрядчику
Дт 20 Кт 60 - отражена стоимость выполненных подрядчиком работ (без НДС)
Дт 19 Кт 60 - отражена сумма НДС по выполненным работам
Дт 20 Кт 10/7 - на основании отчета подрядчика отражается списание стоимости израсходованных на ремонт материалов
Дт 60 Кт 91 - отражена задолженность подрядчика за неиспользованные материалы
Дт 91 Кт 68 - начислен НДС со стоимости материалов, оставшихся у подрядчика
Дт 91 Кт 10/7 - списана фактическая себестоимость материалов, оставшихся у подрядчика
Дт 60 Кт 51 - погашена задолженность перед подрядчиком за выполненные работы.
Заключение
Согласно П. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Одним из важнейших этапов заключения договора подряда является проработка его содержания, которая сводится к формулировке и согласованию его условий. Особенного внимания заслуживает проработка и согласование существенных условий договора подряда: предмету и сроку выполнения подрядных работ.
Чтобы договор был составлен грамотно и исключал неверное толкование обязанностей сторон, желательно сформулировать в его тексте следующие разделы: