Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:06, реферат
Брак (matrimonium) - “союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава”. В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований “человеческого права” брачный союз подчиняется установлениям гражданского нрава (в равной степени публичного и частного), как проявление требований “божественного права” брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческого нраву. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.
Введение 3
1. Брак у римлян до возникновения права 4
2. Брак в системе римского права 6
3. Брак у римлян по законодательству Августа 8
4. Формы заключения брака 12
5. Формы прекращения брака 15
Заключение 18
Библиографический список литературы
Заключение.
Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя – идеей главенства мужа в общесемейных делах.
Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа (cum manu mariti); созданием брака без власти мужа (sine manu), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости – то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) – к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.
Библиографический
список литературы
Источники
1. XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 – 272.
2. Институции Гая // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 – 281.
3.Памятники римского права: Законы ХІІ таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М.: Зерцало, 1997.
Литература
1. Косарев А. И. Римское право. - М.: Юридическая литература 1986.
2. Новицкий И. Б. Римское право.- М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.
3. Омельченко О. А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт", 1994.
4. Покровский И.А.. История римского права. – СПб., Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.
5. Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского.- М.: Юристъ 1996.
6. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву.- М.: Юридическая литература 1991.
Информация о работе Брак: виды, формы заключения, основания прекращения