Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:46, контрольная работа
Возникновение
Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна.
Эволюция
В первое десятилетие Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из:
племенной аристократии;
рабовладельцев;
формирующегося класса земельных собственников.
В последующие века мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему феодального права, защищавшего интересы:
государственной верхушки,
землевладельцев,
Содержание
Возникновение………………………………………………………………2
Источники мусульманского права……………………………………….3
Публичное право мусульман: понятие государства……………………3
Брачно-семейное право мусульман………………………………………5
Список литературы………………
Содержание Возникновение…………………………………………… Источники мусульманского права……………………………………….3 Публичное право мусульман: понятие государства……………………3 Брачно-семейное
право мусульман……………………………………… Список
литературы…………………………………………………… Возникновение Мусульманское право - шириат - было наиболее значительной системой права в странах Востока. Возникло и оформилось в рамках Арабского халифата, процесс развития связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной-религиозной общины в нач. VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). При Мухаммеде были составлены священные книги мусульман: Коран и Сунна. Эволюция В первое десятилетие Арабского халифата шириат отражал интересы госуд. верхушки, состоявшей из: племенной аристократии; рабовладельцев; формирующегося класса земельных собственников. В последующие
века мусульманское право государственной верхушки, землевладельцев, богатых купцов, мусульманского духовенства. Шириат возник и развивался как конфессиональное право, слитое с теологией ислама => шириат в целом и его, собственно, нормативная часть - фикх - включают в себя правовые установления, религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, нормы, определяющие отношения мусульман с аллахом (ибадат). Тесная связь права с религиозной догматикой нашла свое отражение в самих нормативных предписаниях шириата. Существовало 5 видов действий: обязательные; рекомендуемые; дозволенные; предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания; запрещенные и подлежащие наказанию. Вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям. Характерные черты: -относительная целостность, -конфессиональный принцип, -постепенное превращение шириата в мировую систему феодального права, оказавшую решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки, -с утверждением главных направлений в исламе произошел раскол и в шириате: суннизм и шиизм. Постепенно сторонники шиизма раскололись на 4 основных мазхаба - толка: ханнифиты, маликиты, шифииты и хамбалиты. Источники мусульманского права 1.КОРАН - священная
книга мусульман, состоящая из
притч, молитв и проповедей. Составление
окончательной редакции 2.СУННА - состоит
из хадисов - многочисленных рассказов
о поступках и суждениях 3.ИДЖМА - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”. 4.ФЕТВА - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам. 5.КИЯС (с 10 в.)
- решение правовых дел по 6.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы. Основные мазхабы ислама В Мусульманской
религии различаются Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда. Публичное право мусульман: понятие государства Понятия гос-ва нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама - теократическое гос-во. Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель, Визирь - светский. Своеобразная теория верховной суверенной власти - власть халифа, султана, падищаха - прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама. Задачи существования исламского гос-ва: 1.защита Веры от неверных. 2.прозелитизм - пропаганда ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах: а)религия; б)желание, воля к власти у монарха; в)ислам - беспрекословное подчинение светской власти. Организация гос-ва: 1.халиф - религиозные вопросы; 2.визирь - светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее визирю. Суд, его органы и процесс в мусульманском праве Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва - халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Коллегия виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей - кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие - представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения - сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства. Судебный процесс носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами - нет. Судебные дела рассматриваются публично - в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело не прибегая к помощи адвоката. Процесс - устно. Доказательства - признание , показания свидетелей, клятва. Дело должно
было решаться на одном заседании
и не могло откладываться на следующий
день. Процесс - состязание сторон. Брачно-семейное право мусульман Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей. Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины. Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях. Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности. Частное право мусульман ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. Шириат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности. Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи. Способы возникновения: завоеванные земли - собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф). ДОГОВОРНОЕ ПРАВО. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные. Договор - правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна. Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение. Нет понятия
ростовщичества (запрещено исламом).
Для обхода запрета - применялся хейял
- особая юридическая техника - цепочка
особого рода действий, которые формально
не противоречат исламу, но результат
оказывается противоречащим. Список литературы |