Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:59, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства. Основными задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть понятие банкротства;
2. Определить процедуру банкротства, установленную российским законодательством;
3. Рассмотреть особенности банкротства в России.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие банкротства…………………………………………………...……..4
2. Процедуры банкротства………………………………………………………6
3. Причины банкротства предприятий в Российской Федерации……...……………………………………………………………...…26
Заключение……………………………………………………………….………30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Можно уверенно сказать, что банкротство - это правовой процесс. Основная цель - ликвидация активов предприятия. Исторически во всех странах целями банкротства было не только финансовое наказание должника, а реорганизация несостоятельного предприятия в иную организационно-правовую форму.
Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом или договорами.
В
тех случаях, когда денежный
размер этих обязательств
Неплатежеспособность должника может быть обусловлена различными причинами. Это и не получение средств за отпущенные товары и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, неэффективная финансовая деятельность.
Банкротству уделяется не мало внимания, как со стороны юристов, так и со стороны экономистов.
Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину различных предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка.
Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.
Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства. Основными задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть понятие банкротства;
2. Определить процедуру банкротства, установленную российским законодательством;
3. Рассмотреть особенности
Экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством1.
Институт несостоятельности начал развиваться в средние века, прежде всего как институт торгового права. Субъектами законодательства являлись физические лица, занимающиеся торговлей. Когда на смену индивидуальным предпринимателям пришли их объединения - торговые товарищества, специальное законодательство начинает распространять свое действие и на юридических лиц торгового права, прежде всего, на акционерные общества.
Первые законы, регулировавшие вопросы несостоятельности, относятся к середине 16 века. Законодатель того времени видел свою задачу в превентивном воздействии на торговый оборот, устанавливая жесткие нормы уголовного характера.
Однако, как показывает практика, даже самые жесткие санкции, налагаемые на несостоятельных должников, не могли предотвратить новых банкротств, более того, должники, опасаясь уголовного наказания, продолжали коммерческую деятельность и все более ухудшали положение своих кредиторов.
Постепенно увеличивалось количество норм гражданско-правового характера, законодательство становилось все более «цивильным», существенно менялись цели законодательства о несостоятельности.
В настоящее время
законодательство предусматривает
целый комплекс норм, направленных
на сохранение предприятия должника
путем изменения системы
Главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики. За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового Закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам. Вместе с тем следует заметить, что данный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом.
Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 20022
В российском законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127 (с изм. от 6 декабря 2011 года) содержится четкое определение самого понятия несостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. У предприятия может быть неудовлетворительная структура баланса, у него могут быть явные признаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд (или сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).
Признаком банкротства юридического лица по закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Для того чтобы упорядочить процесс банкротства, предотвратить так называемые «ложные банкротства», необходимо иметь соответствующую нормативную базу. Законодательство о банкротстве должно защищать право собственности и позволять собственникам принимать любые экономические решения, не противоречащие закону, и соответственно - брать на себя всю полноту ответственности за решения и риск. С другой стороны, оно призвано защищать кредиторов от недобросовестных и неплатежеспособных партнеров, гарантировать им получение вложенных в предприятие средств. Государство, с точки зрения интересов своих граждан, должно также заботиться о том, чтобы человеческие, финансовые и материальные ресурсы использовались эффективно.
2.Процедуры банкротства.
В федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года (с изм. от 6 декабря 2011 года) № 127 говорится:
1. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
2. При рассмотрении
дела о банкротстве должника -
гражданина применяются следующ
конкурсное производство;
мировое соглашение;
иные предусмотренные настоящим Федеральным законом процедуры банкротства.
Как говорится в законе, первой процедурой банкротства является наблюдение. Этой процедуре в законе посвящена глава IV.
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Осуществляет наблюдение временный управляющий. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которое вводится на основании определения арбитражного суда.
Процедура наблюдения вводится на период до даты проведения первого заседания арбитражного суда. Наблюдение может вводиться на срок, не превышающий трех месяцев с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Указанный срок может
быть продлен, но не более чем на
два месяца.
Однако, на практике бывают случаи, когда
арбитражный суд своим определением продляет
сроки проведения наблюдения сверх пяти месяцев.
При введении наблюдения не может быть приостановлено исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
В течение всего периода
наблюдения требования кредиторов не
удовлетворяются в
- связанные с передачей
недвижимого имущества в
- связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 % балансовой стоимости активов должника;
- связанные с получением
и выдачей займов (кредитов), поручительств
и гарантий, уступкой права требования,
переводом долга, а также с
учреждением доверительного
Временный управляющий дает согласие на совершение таких сделок, а также обеспечивает контроль за их осуществлением. Если данные сделки совершены в период наблюдения без согласия временного управляющего, они могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий, который назначается арбитражным судом из числа лиц, предложенных кредиторами (как конкурсными кредиторами, так и налоговыми и иными уполномоченными органами), а при отсутствии указанных предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде. При отсутствии таких лиц арбитражный суд направляет запрос в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению о кандидатуре временного управляющего. В недельный срок с момента получения запроса государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению обязан представить арбитражному суду кандидатуру временного управляющего.
Временный управляющий
действует с момента его
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает одно из следующих решений:
- о признании должника
банкротом и об открытии конкур
- о введении внешнего управления;
- об утверждении мирового соглашения.
В том случае, если на первом собрании кредиторов не принято решение о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо не одно из возможных решений первого собрания кредиторов не представлено в арбитражный суд в срок, арбитражный суд при наличии признаков банкротства принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.
С момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения процедура наблюдения прекращается.
Следующей процедуре закон посвящает V главу – это финансовое оздоровление.
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
В ходе наблюдения должник
на основании решения своих
При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, одновременно с этим арбитражным судом назначается административный управляющий. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов, созывать собрания кредиторов; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов; в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения; и выполнять многие другие обязанности.