Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:48, курсовая работа
Актуальность и практическая значимость выбранной темы курсовой работы подтверждается тем, что стимулирование творческой деятельности является важнейшим двигателем прогресса. Важная роль авторского права в этом процессе подчёркивается в Комментариях к Бернской конвенции: «Авторское право составляет важный элемент в процессе развития. Опыт показывает, что богатство национального культурного достояния непосредственно зависит от уровня охраны, предоставляемой литературным и художественным произведениям.
Распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский оборот. В самом деле, в законе говорится о продаже, сдаче в прокат и т. п. экземпляров произведения, т. е. копий, изготовленных в любой материальной форме. Если произведение не размножено, а существует только в оригинале, оно может быть распространено.18
Право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумные потребности публики. Распространением будут признаны продажа, сдача в прокат или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий произведения. Этим оно отличается от опубликования произведения, сущность которого рассматривалась выше.
Наряду с правом на распространение ГК РФ особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя авторских прав (право на импорт). В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для специального выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться.19
Примером может служить
следующая юридическая
Издательский договор между Вишневским и (Новостями) был заключен 25 июня 2007 года. Согласно этому документу, «Новостям» передавалось право на издание книги Вишневского «Москва – Петербург» в переводе на иностранные языки. В том же 2007 году Вишневский, ознакомившись с вышедшим в свет переводом своей книги на английский язык, с удивлением обнаружил, что на титульном листе в качестве соавтора указан некий Борис Зуев. Спустя два года, побывав на Московской книжной ярмарке, он узнал, что издательство (Новости) продает аналогичный путеводитель в США вообще без указания его авторства, и подал в суд. В своем исковом заявлении Вишневский потребовал от ответчика сообщить в прессе, что единственным автором путеводителя является он, и выплатить ему 10 млн. руб. в качестве компенсации понесенного морального вреда.
Выступая на процессе, адвокат Вишневского Любовь Михалева заявила, что издательство «Новости» грубо нарушило права ее доверителя не только потому, что в американском издании книги не была указала его фамилия, но и потому, что сама книга поступила в продажу в США до заключения с Вишневским издательского договора. Таким образом, констатировала адвокат, издательство нарушило требования ст. 1266 ГК РФ, запрещающей использование авторского произведения, в том числе и в переводе на иностранные языки, без заключения соответствующего договора. Что же касается неведомо откуда взявшегося соавтора, то Михалева представив суду заключенный между Вишневским и – «Новостями» издательский договор, доказала, что единственным составителем путеводителя был ее доверитель.
Согласившись с доводами адвоката, судьи удовлетворили иск Вишневского, обязав «Новости» выплатить ему З млн. рублей.20
К числу имущественных прав автора ГК РФ относится также право па публичный показ и право на публичное исполнение.
Первое из них реализуется в основном в отношении произведений изобразительного искусства, а второе — в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.
Указанные права могут
реализовываться как в
Формами использования произведений являются их перевод на другой язык или переработка в другой вид и жанр. Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В субъективное право на перевод входят возможности автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводятся к праву давать согласие на использование перевода. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.22
К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведения. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам. Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. В случае нарушения данного требования автор произведения, подвергшегося несанкционированной им переработке, имеет право на защиту своих прав.
После смерти автора в течение срока действия авторского права право давать согласие на переработку осуществляется его наследниками.23
Наряду с рассмотренными выше правовыми возможностями авторы произведений науки, литературы и искусства обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. Применительно к использованию произведений архитектуры градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна ГК РФ особо выделяет имущественное право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его суть заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной (градостроительной, дизайнерской) графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т.п.) может осуществляться только с согласия их авторов. Без согласия автора, а в случае перехода прав к правопреемнику без согласия последнего, нельзя повторно реализовать соответствующий проект, хотя бы он и был уже воплощен в конкретных объектах.
Авторы произведений изобразительного искусства обладают правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20% автор имеет право на получение 5% от перепродажной цены (ст. 1293 ГК РФ).
По российскому авторскому законодательству праву следования свойственны следующие основные признаки. Во-первых, им обладают только авторы произведений изобразительного искусства. При этом имеются в виду лишь оригиналы произведений, т е. уникальные материальные носители произведений живописи, скульптуры, графики и т. д. Во-вторых, данное право касается только публичной перепродажи произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. В случае частной перепродажи произведения право долевого участия у автора не возникает.24
По итогам рассмотрения данного подпункта, мною сделаны следующие выводы: действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.
По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Указанный 70-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора, и соответственно истекает в конце последнего, семидесятого года срока.
Из этого общего правила
устанавливается ряд
Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавторстве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора, пережившего других авторов. В данном случае имеются в виду, конечно, авторские права на коллективное произведение в целом. Сроки охраны частей коллективного произведения, которые имеют самостоятельное значение и используются обособленно от других частей произведения, зависят от продолжительности жизни их авторов.25
В соответствии с п. 3 ст. 1281 ГК РФ произведение, впервые обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. К рассмотренному случаю близка ситуация, касающаяся сроков охраны произведений репрессированных авторов. Если автор был репрессировал и реабилитирован посмертно, то 70-летний срок охраны прав на произведение начинает действовать с 1 января года следующего за годом реабилитации.
Наконец, п. 5 ст. 1281 ГК РФ предусматривает увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произведения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в этот период.
По истечения срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Такого рода произведения, равно как и произведения, которыми на территории России никогда не предоставлялась охрана, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, однако, должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (п.1 ст. 1267 ГК РФ). Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории России произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.26
Статья 1251 ГК РФ предусматривает защиту авторских прав и при их нарушении обладатели вправе требовать: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении, возмещения убытков. Кроме того, ст. 1301 ГК РФ закрепляет, в случае нарушения исключительных прав автора, право потребовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.27
Таким образом, рассмотрев
тему настоящей курсовой работы, проанализировав
научные труды известных
Все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.
В разных статьях ГК РФ круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т. д.
В большинстве научных
и учебных работ авторские
права традиционно
Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запретить другим использовать произведение без его согласия.
По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Из этого общего правила устанавливается ряд исключений. Первое из них - касается произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавторстве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора пережившего других авторов. В данном случае имеются в виду, конечно, авторские права на коллективное произведение в целом. Сроки охраны частей коллективного произведения, которые имеют самостоятельное значение и используются обособленно от других частей произведения, зависят от продолжительности жизни их авторов.