Доказательства авторства
можно получить с помощью процедуры,
которая называется депонирование.
Оно заключается в принятии на
хранение одного экземпляра произведения
и фиксирования с участием нотариуса
даты его предоставления. После этого
выдается свидетельство о депонировании.
Данная процедура позволяет документально
зафиксировать дату наличия у
автора экземпляра произведения. Свидетельство,
которое выдается в результате депонирования,
и есть самая надежная защита авторских
прав в интернете.
Нарушение
авторских прав
Нарушение неимущественных
авторских прав иногда называется плагиатом.
Нарушение
имущественных авторских прав
называется контрафакцией
или, в просторечии, «пиратством».
Критика
законодательства об авторском праве
Несоразмерная длительность защиты авторских
прав
- Привязка к сроку
жизни автора ставит в неравные условия
авторов-долгожителей и авторов, ушедших
в раннем возрасте.
- Ранние произведения
могут находиться под защитой до 150 лет
(зависит от срока жизни автора), тогда
как поздние только 70 лет после смерти
автора.
- Патент
на изобретение выдаётся только на 20 —
25 лет, тогда как авторское право защищается
всю жизнь и 70 лет после смерти. Это ставит
изобретателей и инженеров в неравные
условия с авторами, находящимися под
защитой авторского права.
Закон РФ "Об авторском праве
и смежных правах"
Свободное использование произведений
Без согласия автора и без выплаты вознаграждения
1. Допускается без согласия автора
и без выплаты авторского вознаграждения,
но с обязательным указанием
имени автора, произведение которого
используется, и/или источника заимствования:
(в редакции Федерального закона
от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ)
- цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
- использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
- воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
- воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
- воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
- воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
2. Допускается без согласия автора
и без выплаты авторского вознаграждения
предоставление во временное
безвозмездное пользование библиотеками
экземпляров произведений, введенных
в гражданский оборот законным
путем. При этом экземпляры
произведений, выраженных в цифровой
форме, в том числе экземпляры
произведений, предоставляемых в
порядке взаимного использования
библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное
безвозмездное пользование только в помещениях
библиотек при условии исключения возможности
создать копии этих произведений в цифровой
форме.
3. Создание произведения в жанре
литературной, музыкальной или иной
пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно
обнародованного произведения и использование
этой пародии либо карикатуры допускаются
без согласия автора или иного обладателя
исключительного права на оригинальное
произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Без согласия автора, путем репродуцирования
Допускается без согласия автора и
без выплаты авторского вознаграждения,
но с обязательным указанием имени
автора, произведение которого используется,
и источника заимствования репродуцирование
в единичном экземпляре без извлечения
прибыли:
- правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
- отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
- отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
Объекты, размещенные в открытом доступе
Допускается без согласия автора и
без выплаты авторского вознаграждения
воспроизведение, передача в эфир или
сообщение для всеобщего сведения
по кабелю произведений архитектуры, фотографии,
изобразительного искусства, которые
постоянно расположены в месте,
открытом для свободного посещения,
за исключением случаев, когда изображение
произведения является основным объектом
таких воспроизведений, передачи в
эфир или сообщения для всеобщего
сведения по кабелю или когда изображение
произведения используется для коммерческих
целей.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- В 2001 году английский певец и композитор Майк Батт выпустил альбом кавер-версий классических произведений, в числе которых был трек «A One Minute Silence» — он представлял собой одну минуту тишины. Вскоре владельцы авторских прав на произведения Джона Кейджа, известного своей пьесой «4′33″», которая также состоит из одной тишины, заявили о намерении подать в суд на Батта за нарушение копирайта. Батт заявил, что его тишина — совсем другая и не имеет никакого отношения к тишине Кейджа, однако был вынужден договориться о внесудебном урегулировании вопроса, заплатив в качестве отступных шестизначную сумму.
- Многие любители компьютерных игр помнят, что в конце 1990-х многие нелегальные диски с играми продавались под маркой «Фаргус». Переводы от «Фаргуса» в целом были более качественными, чем у других пиратов. Однако позже качество снизилось, в том числе и потому, что для улучшения продаж не имеющие отношения к «Фаргусу» пираты стали ставить на дисках его логотип. Владельцы официально зарегистрировали название «Фаргус» и подали в 2005 году иск к одной из торговых точек за незаконное использование марки, то есть по сути одни пираты заявили в суд на других. Иск был отклонён, и других попыток уже не предпринималось.
- Когда
Микеланджело закончил свою первую «Пьету»
и её выставили в Соборе Святого Петра,
до автора дошли слухи, что людская молва
приписывает эту работу другому скульптору
— Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело
высек на поясе Девы Марии: «Это сделал
флорентиец Микеланджело Буонаротти».
Позже он сожалел об этой вспышке гордости
и больше никогда не подписывал свои скульптуры.
- Известная
песенка «Happy Birthday to You» по сей день находится
под защитой авторских прав в США. Её можно
бесплатно петь в обычном кругу семьи
или друзей, но за коммерческое использование,
например в фильме или поздравительной
открытке, необходимо платить отчисления.
Сейчас песня приносит ежегодно 2 миллиона
долларов компании-владельцу прав на неё.