Автор: n*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является гражданско-правовая характеристика авторского права, основных принципов и понятий современного авторского права, а также анализ объектов авторского права.
Исходя из указанных целей, можно выделить следующие задачи:
1. дать понятие авторского права, охарактеризовать его и раскрыть сущность и значение,
2. охарактеризовать основные принципы и понятия современного авторского права,
3. рассмотреть объекты авторских прав, а также охраняемые и неохраняемые авторским правом произведения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………………..……………..5
1.1. Понятие и признаки авторского права…………………………………….5
1.2. Сущность и значение авторского права……………………………………9
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО АВТОРСКОГО ПРАВА………………………………………………………...13
2.1. Общая характеристика основных принципов и понятий современного авторского права…………………………………………………………………13
2.2. Принцип свободы договора в законодательстве об авторском праве…..16
3. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА………………………………………...20
3.1. Общая характеристика и признаки объектов авторского права………...20
3.2. Охраняемые и неохраняемые авторским правом произведения………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30
2. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО АВТОРСКОГО
ПРАВА
2.1. Общая
характеристика основных принципов и
понятий современного авторского права
Принципы
авторского права — это его
основные начала, отправные идеи, которые
обладают универсальностью и общезначимостью.
Не будучи закрепленными в конкретных
статьях закона, принципы авторского права
выводятся из анализа всей совокупности
авторско-правовых норм. Знание принципов
позволяет ориентироваться в обширном
авторском законодательстве, правильно
толковать и применять на практике отдельные
его нормы. К числу важнейших относится
принцип свободы творчества, который прямо
закреплен статьей 44 Конституции РФ [4,
18]. Данный принцип конкретизируется в
целом ряде норм авторского права. Например,
свобода творчества несовместима с цензурой
произведений науки, литературы и искусства.
В настоящее время цензура в России запрещена
в законодательном порядке. Например,
ст. 3 Закона РФ «О средствах массой информации»
от 27 декабря 1991 г. устанавливает, что «требование
от редакции средства массовой информации
со стороны должностных лиц, государственных
органов, предварительно согласовывать
сообщения и материалы (кроме случаев,
когда должностное лицо является автором),
а равно наложение запрета на распространение
сообщений и материалов, их отдельных
частей, — не допускаются» [10, 2]. Обеспечивая
свободу творчества, авторское право охраняет
все произведения науки, литературы и
искусства независимо от их назначения,
достоинств и способа выражения. В этих
же целях закон не ограничивает круг охраняемых
произведений каким-либо перечнем и охраняет
любые результаты творческой деятельности,
существующие в объективной форме. Творцы
произведений свободны в выборе темы,
сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых
ими понятий или художественных образов,
а также самостоятельно решают вопросы
о выпуске своего произведения в свет,
придании произведению окончательной
формы. Другим принципом авторского права
является сочетание личных интересов
автора с интересами общества. Хотя данный
принцип, безусловно, проявляется и в других
институтах права интеллектуальной собственности
и гражданского права в целом, в авторском
праве он имеет особое значение. Общеизвестно,
что в основе авторского права лежит признанное
за автором монопольное право на использование
созданного им произведения. Определение
разумных границ этой монополии на протяжении
веков являлось одной из главных проблем
авторского права. В настоящее время уже
никто не утверждает, что авторы должны
иметь неограниченный контроль над использованием
своих произведений. Если произведение
с согласия автора стало доступно для
всеобщего сведения, его права на произведение
не могут быть столь обширными, чтобы полностью
игнорировались интересы других граждан
и общества в целом. Законы демократического
общества не только гарантируют охрану
интеллектуальной собственности, но и
закрепляют право членов общества на участие
в культурной жизни и пользование достижениями
культуры [4, 18]. В этой связи в авторском
законодательстве России, как и в законодательстве
других стран, за авторами закрепляется
широкий круг исключительных личных и
имущественных прав, устанавливается,
что произведения могут быть использованы,
по общему правилу, лишь на основании договоров
с их авторами на оговоренных с ними условиях,
определены сроки действия субъективного
авторского права. В то же время, с учетом
интересов общества, установлены случаи,
когда произведения могут свободно использоваться
указанными в законе заинтересованными
лицами. В качестве одного из принципов
российского авторского права может быть
выдвинуто положение о неотчуждаемости
личных неимущественных прав автора. Важное
здесь понятие неотчуждаемости раскрывается
в ст. 1265 Гражданского кодекса РФ, в которой
говорится, что права автора «анонимны,
неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе
при передаче другому лицу или переходе
к нему исключительного права на произведение
и при предоставлении другому лицу права
использования произведения. Отказ от
этих прав ничтожен» [6, 19]. Поэтому даже
в тех случаях, когда произведение создано
в порядке выполнения служебного задания,
личные неимущественные права сохраняются
за автором и должны быть во всех случаях
обеспечены. Этими же соображениями продиктованы
нормы российского законодательства,
устанавливающие, что право авторства,
право на авторское имя, право на защиту
репутации автора не переходят по наследству,
что в случаях так называемого «свободного»
использования произведений обязательно
указание имени автора. Для современного
российского авторского права характерен
также принцип свободы авторского договора.
Он заменил собой присущий ранее действовавшему
авторскому праву принцип нормативной
регламентации основных прав и обязанностей
сторон по авторским договорам. Наиболее
ярким выражением последнего было существование
так называемых типовых авторских договоров
(издательских, сценарных, постановочных),
которые имели нормативное значение и
подробно регламентировали отношения
авторов и пользователей произведений.
Условия конкретных авторских договоров,
ухудшающие положение авторов по сравнению
с соответствующим типовым договором,
признавались недействительными и заменялись
условиями, закрепленными в типовом договоре. Интеллектуальная
собственность охраняется законом. Каждый
обязан заботиться о сохранности исторического
и культурного наследия. Можно также
выделить принцип моральной и материальной
заинтересованности в использовании произведений,
чрезвычайно важный для стимулирования
граждан в создании общественно значимых
произведений искусства, литературы и
науки, что, в конечно итоге, является
одним из факторов развития экономического
потенциала страны. Можно упомянуть также
принцип всемирной охраны права и законного
интереса авторов, который отражен не
только в нормах права, но и в нормах, обеспечивающих
защиту нарушенных авторских прав. Нормы
авторского права содержатся в различных
законодательных и нормативных актах
федерального и республиканского значения.
Основы гражданского законодательства
устанавливают принципиальные положения
по вопросам, требующим единообразного
решения во всех республиках. Такое единство
предопределено и необходимостью участия
в международных конвенциях об охране
авторских прав.
2.2.
Принцип свободы договора в законодательстве
об авторском праве
Принцип свободы договора является одним из основных в современном гражданском праве, что закреплено в ст. 8 Конституции РФ [4], а также в Гражданском кодексе РФ. В соответствии с этим принципом граждане Российской Федерации свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, иным законом или добровольно принятым обязательством. Таким образом, есть основания рассматривать свободу заключения договора как неотъемлемую и наиболее значимую по своему правовому и практическому смыслу часть принципа свободы договора. Свобода договора выражается в следующем: право участников гражданского оборота самостоятельно решать, следует ли им заключать договор или нет; установлении для граждан и юридических лиц реальной свободы в выборе контрагента по договору; юридическом равенстве сторон в процессе достижения соглашения; самостоятельности сторон в определении вида (разновидности) договора, которому они хотят подчинить свои правоотношения; возможности заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иным правовым актом (смешанный договор); праве сторон самостоятельно вести переговоры с целью достижения соглашения путем использования любых правомерных способов и без ограничения во времени, а также в решении вопроса о целесообразности продолжения переговоров; регулировании взаимоотношений участников договора преимущественно диспозитивными (дозволительными) нормами, которые действуют только в том случае, если иное правило не предусмотрено в самом договоре, разработанном сторонами. Если говорить конкретно о рассматриваемом принципе в законодательстве об авторском праве, то он подчиняется закрепленным в Гражданском кодексе общим положениям о договоре – это в равной мере касается свободы договора во всех ее проявлениях. И если в советском авторском праве огромную роль в регулировании авторских правоотношений имели типовые авторские договоры, утверждаемые полномочными ведомствами, то в настоящее время принцип свободы договора позволяет участникам авторских правоотношений в рамках авторского договора урегулировать большинство вопросов на свое усмотрение. Ограничение свободы договора допустимо лишь в порядке исключения и лишь в той мере, в которой подобное ограничение вообще допустимо по отношению к гражданским правам, то есть в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [5, 1]. Принцип свободы договора отражает одну из важнейших идей в сфере правового регулирования отношений гражданского оборота - идею диспозитивности. Эта идея заключается в предоставлении участникам правоотношения права самостоятельно определять как содержание правоотношения, так и устанавливать правила, действию которых оно подчиняется. Первая возможность обеспечивается тем, что круг оснований, по которым могут приобретаться гражданские права и обязанности, не ограничивается в кодексе какими-либо специальными рамками. Вторая возможность обеспечивается наполнением кодекса значительным числом диспозитивных норм, подлежащих применению лишь в случаях, когда участники отношения не предусмотрят в своем соглашении иного правила, чем то, которое зафиксировано диспозитивной нормой. Таким образом, диспозитивность призвана содействовать такому порядку вещей, при котором приобретение прав и осуществление обязанностей производится участниками гражданского оборота своей волей и в своем интересе. В кодексе прямо указывается: "Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" [5, 1]. Идея, если так можно выразиться, автономии воли, присущая принципу свободы договора, воплощена в кодексе с необходимой последовательностью: решение вопроса о том, вступать в договор или воздержаться от его заключения, равно как и вопроса о выборе своего контрагента, зависит, главным образом, от самого субъекта права. В то же время принцип свободы договора не трактуется в Гражданском кодексе с абсолютных позиций, в отрыве от реальных условий гражданского оборота и задач законодательного регулирования договорных отношений. Реализуя этот принцип, стороны подвергаются действию ряда правовых предписаний, несоблюдение которых может повлечь те или иные неблагоприятные последствия для отступившей от них стороны договора. В число таких предписаний входят, прежде всего, те, что содержатся в императивных нормах закона [5, 104]. Такие предписания касаются чаще всего условий, включаемых в содержание заключаемых договоров, правда, лишь постольку, поскольку их включение диктуется необходимостью защиты публичных интересов либо прав одной из сторон договора.
Таким
образом, в данной главе мы рассмотрели
основные принципы и понятия, характерные
для современного авторского права,
выделив в отдельный параграф
принцип свободы договора как
один из основных вообще в гражданском
праве и в авторском праве в частности,
без соблюдения которого теряет смысл
и сама суть права. Можно сделать вывод
также о том, что принципы авторского
права вообще - это его основные начала,
отправные идеи, которые обладают универсальностью
и общезначимостью. И без этих «краеугольных
камней» невозможно строительство наших
общих правовых основ.
3. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
3.1.
Общая характеристика и
В советское время для признания произведения объектом авторского права требовалось наличие возможности его воспроизведения (согласно ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.). Позднее закон об авторском праве такого требования уже не предъявлял. Не предъявляет подобных требований и ныне действующее законодательство. Это означает, что охраной пользуются даже те объекты, которые вообще невоспроизводимы в связи с отсутствием необходимых технических средств. Необходимость объективной формы порождает споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны - форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом - и форму, и содержание. Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания. Ответ на этот вопрос содержится в статье 1259 действующего Гражданского кодекса РФ, согласно которой объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства «независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения» [6 ,16]. Гражданский кодекс РФ специально указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме [6, 16].
Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Тем самым не дается четкого определения понятия произведения, но закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права. Это:
«- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
-произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
-другие произведения» [6,16].
Специфика правового режима указанных объектов выражается, прежде всего, в наделении их авторов дополнительными правами. Так, в соответствии со ст. 1294 Гражданского кодекса РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение [6 ,20], в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.
Практически аналогичный перечень объектов авторского права содержится в ст. 2 Бернской конвенции и включается в понятие "литературные и художественные произведения" [1 ,1], который охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения.
Объектами авторского права являются также программы для ЭВМ, появившиеся в рамках правового поля лишь во второй половине XX в. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Отнесение программ для ЭВМ к литературным произведениям характерно для законодательства большинства стран мира - аналогичные положения закреплены в Директиве Европейского союза и в Договоре ВОИС по авторскому праву.
Помимо
уже рассмотренных
Объектами
авторских прав не являются официальные
документы государственных
3.2. Охраняемые
и неохраняемые авторским правом произведения
Круг охраняемых законодательством произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований. Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление на опубликованные и неопубликованные произведения. Авторским правом охраняются и те и другие. Но если необнародованные произведения неприкосновенны, то обнародованные произведения могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия автора и даже вопреки ему. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. Согласно ст. 1268 Гражданского кодекса РФ обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое «впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом» [6, 20]. Опубликование характеризуется несколько иным способом и данные понятия не совпадают по содержанию.