Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:48, реферат
Авторский договор---договор об произведениях литературы, науки или искусства, заключаемый между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией и т.п. А. д. может быть заключён на готовое произведение или в порядке заказа.
б) исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другими лицами.
Исключительное право автора на разрешение или запрет использования произведения другими лицами дает ему право разрешать или запрещать:
1) воспроизведение произведений;
2) публичное исполнение и
3) публичную демонстрацию и
4) любое повторное оповещение произведений, если оно осуществляется иной организацией, чем та которая осуществила первое оповещение;
5) переводы произведений;
6) переработка, адаптация, аранжировка и иные изменения произведений;
7) включение произведений как составных частей в сборники, антологии, энциклопедии и т.п.;
8) распространение произведений
путем первой продажи, отчуждение
иным способом или путем сдачи
в имущественный найм, в прокат
или путем иной передачи в
продажу экземпляров
9) публичное представление своих произведений.
10) сдача в имущественный найм
и (или) коммерческий прокат
после первой продажи,
отчуждение иным способом
оригинала или экземпляров
аудиовизуальных произведений,
11) импорт экземпляров
Права и обязанности сторон по договору
Участники договорного
Когда
автор и организация
Обязанности
автора по созданию произведения должна
сочетаться с другой его обязанностью
— по выполнению требований, которые
заявляет организация к различного
рода произведениям. Вряд ли организации
при заключении договора откажутся
от годами складывавшейся практики, когда,
например, литературное произведение
должно соответствовать определенному
виду литературы, жанру, прилагаемому
к договору проспекту (заявке, плану,
учебной программе). При этом должен
соблюдаться объем
В прежние годы при передаче рукописи издательству проверялось также качество оформления авторского оригинала, которое включало комплектность, выполнение требований ГОСТа. Нарушение требований к внешнему оформлению рукописи приводило к тому, что издательство возвращало автору рукопись для внесения соответствующих поправок. При повторной сдаче оригинал рассматривался издательством (с точки зрения сроков) как поступивший впервые. Рукопись считалась сданной в надлежащем виде, если издательство после ее получения не предъявляло автору требований о доукомплектовании или дооформлении рукописи.
К произведению, заказанному автору театром, существуют свои требования. Оно должно соответствовать творческой заявке автора, утвержденной театром. При заключении договора-заказа фрагменты будущего произведения могут признаваться равнозначными творческой заявке.
При
достижении согласия о создании произведения
для театра стороны определяют жанр
произведения, число актов, уставное
название. Сроки и порядок представления
законченного произведения театр согласовывает
с автором. При подготовке литературного
сценария для художественного
Требования к сценарию фильма аналогичны вышеописанным.
Общим требованием к произведениям всех видов литературы и искусства должно быть надлежащее качество. Однако, ни законодательство об авторском праве прошлых лет, ни ныне действующее не содержит понятия “надлежащее качество произведения”.
С точки зрения С.А. Чернышевой, это понятие охватывает: актуальность темы, проблемность работы, новизну информации, которую несет работа, глубину разработки темы или проблемы, подачу материала (стиль изложения)5.
Считаю, что целесообразно было бы включить в авторское законодательство норму, закрепляющую надлежащее исполненное произведение. Она дополнила бы требования, предъявляемые к произведениям, и способствовала бы защите прав и интересов автора.
Исполнение авторского договора связано с передачей автором созданного им произведения организации и со всеми последующими действиями по подготовке к выходу в свет.
Организация
по авторскому договору заинтересована
в получении результата творческой
деятельности автора, использование
которого позволяет получить определенную
экономическую выгоду. Возложение на
автора такой обязанности, как лично
выполнить заказанную работу, отвечает
не только интересам организации, но
интересам авторов в целом
— упорядочению отношений по соавторству,
необходимость привлечения к
работе над произведением третьих
лиц может быть обусловлена различными
причинами — угрозой
На автора также возлагается обязанность представить заказанное ему произведение в определенный договором срок. Произведение может быть представлено досрочно, если договором не предусмотрено иное.
Данный порядок не регламентируется законом, однако, такой вывод сформулирован на основе анализа закона и в соответствии со сложившейся практикой. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям.
Обязанностью
автора является его участие в
подготовке произведения к использованию.
Содержание данной обязанности зависит
от вида произведения и способа его
использования. Так, по издательскому
договору автор обязан по требованию
издательства без особого вознаграждения
читать (просматривать) корректуру произведения
в согласованные сторонами
Организация,
принимающая произведение автора, должна
его рассмотреть и оценить, т.е.
принять решение об одобрении
переданного ей по договору произведения
или о его отклонении по основаниям,
предусмотренным договором, о необходимости
внести в произведение поправки, точно
указать их существо. Существовавшие
типовые авторские договоры устанавливали
сроки рассмотрения представленного
автором произведения. В связи
с отсутствием типовых
Имеется в виду не только срок рассмотрения произведения организацией, но и время, которое отводится автору на доработку произведения. Кроме согласования срока доработки произведения, организация обязана соблюдать другие правила, касающиеся существа и количества доработок. Требования о доработке произведения должны заявляться в пределах условий договора о его предмете. Важно, чтобы они были направлены на создание произведения, соответствующего творческой заявке или плану. Организация оформляет свои предложения о внесении в произведение поправок письменно и обусловливает существо необходимых изменений.
На
практике встречались случаи, когда
требования организации, заявленные по
несколько раз, противоречили друг
другу. Иногда требования внести те или
иные изменения влияли на существо
создаваемого произведения. Требования
о доработке произведения (характер
поправок и изменений) должны согласовывать
с автором. Возможно, что одноразовая
доработка произведения не продвинет
автора к его улучшению. Организация
вторично может дать свои замечания,
но количество доработок не может
быть безграничным. Типовые авторские
договоры предусматривали ограничения
числа доработок произведения. В
настоящее время
В некоторых случаях возникает необходимость доработки уже одобренного произведения. Автору вменяется в обязанность внести исправления, если одобренное произведение невозможно выпустить в свет по обстоятельствам, не зависящим от сторон. Однако законодательно не закреплен перечень оснований, по которым можно было бы, требовать подобной доработки.
Предусматривается,
что к числу оснований
Помимо предложенных оснований доработки одобренного произведения следует иметь в виду невозможность реализации произведения автора средствами кино, телевидения, театра и др., возникшую после заключения договора.
Заказывая автору создание того или иного произведения, организация заинтересована в том, чтобы оно было высокохудожественным и качественным, а потому она должна оказывать помощь автору. Формы этой помощи различны: консультации, редактирование, обсуждение предварительных вариантов произведения. Например, для драматурга существенным является знакомство с составом труппы, технической частью театра, беседы с актерами, для которых пишется роль, и т.д. Творческое сотрудничество и взаимодействие автора и организации — залог нормальных договорных отношений.
В
прежние годы киностудия была обязана
привлекать автора к обсуждению литературного
сценария, а автору вменялось в
обязанность совместно с
Обязанностью организации, вытекающей из договора, является уплата автору вознаграждения, стороны при заключении договора согласовывают размер вознаграждения, порядок определения размера вознаграждения за тот или иной способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.