Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 02:33, курсовая работа
Данная работа посвящена определениям, видам и особенностям авторских договоров. Цель разграничить виды и формы, проанализировать в практическом плане с точки зрения автора произведения и его контрагента по авторскому договору. Актуальность выбранной работы является защита прав автора и о правомерности использования произведения. Основные задачи при написании курсовой работы:
- изучение современного авторского законодательства, направленное на всемерную защиту прав автора;
- структура авторского договора;
- права, обязанности, ответственность автора
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие авторского договора………………………….. 5
1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора………………… 5
Глава 2. Классификация авторских договоров………………. 12
2.1. Основания классификации и виды авторских договоров……………… 12
2.2. Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав…... 14
2.3. Договоры заказа и договоры на готовое произведение………………… 16
Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………………………… 18
3.1. Предмет авторского договора и его условия…………………………… 18
3.2. Стороны авторского договора…………………………………………… 19
3.3. Срок действия договора………………………………………………….. 21
3.4. Форма авторского договора……………………………………………… 22
3.5. Ответственность по авторскому договору……………………………… 23
3.6. Содержание авторского договора………………………………………... 24
3.7. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения…………………….. 28
Глава 4. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПЕРКРАЩЕНИЯ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………………………………………………….. 31
4.1. Порядок заключения авторского договора и его стороны……………… 31
4.2. Основания, порядок и последствия изменения условий авторского договора……………………………………………………………………….. 35
4.3. Основания, порядок и последствия прекращения договора………….. 36
4.4. Защита права автора……………………………………………………... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………
Из всего вышеизложенного следует вывод о необходимости учета реалий современного законодательства и дальнейшей теоретической проработке проблемы исключительных прав в законодательстве, т.к. не вызывает сомнений, что один и тот же термин “исключительное право” не может быть разным по содержанию для третьих лиц, в зависимости от объема переданных по договору прав, которым таковое право передается.
Другим видом авторского договор является договор о передаче неисключительных прав. Этот договор разрешает пользователю использовать произведение наравне с обладателем исключительных прав передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
2.3. Договоры заказа и договоры на готовое произведение
Договор заказа предусмотрен ст.33 ЗоАП. По этому договору автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Исходя из понятия договора заказа, данное авторским законодательством, из термина “автор” исключаются наследники и иные правопреемники. К авторским договорам заказа применяются общие условия, касающиеся авторских договоров, а также дополнительное условие о выплате аванса указанного в п.2 ст.33 ЗоАП. При заключении договора заказа следует учитывать норму, содержащуюся в п.5 ст.31 ЗоАП, в соответствии с которой предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Между тем в договоре заказа как раз и определяются права Организации на произведение, которое автор обязуется создать в будущем. Для того, чтобы произведение, создаваемое по договору заказа, не подпадало под п.5 ст.31 ЗоАП, его следует указывать как можно более точно и конкретно: объем, вид, жанр, сфера применения, название и т.п. Иначе говоря, объектом договора заказа должно быть произведение, уже задуманное автором, а может быть, даже уже сложившееся в голове автора, но еще не получившее объективную форму, не объектированное. Если условие о точном и конкретном обозначении заказываемого произведения будет соблюдено, то нет препятствий к тому, чтобы предметом договора заказа было не одно, а несколько произведений и чтобы договор заказа заключался на длительный срок. П.2 ст.33 ЗоАП устанавливает обязанность заказчика выплатить автору аванс в счет установленного договором вознаграждения. При этом размер аванса, порядок и сроки его выплаты законом не регулируются, а определяются соглашением сторон. Исходя из смысла п.3 ст.31 ЗоАП, которым установлено, что вознаграждение по авторскому договору определяется в виде процента от дохода, полученного от использования произведения, авансом следует считать сумму, которая выплачивается до того, как у пользователя образовался этот доход. Поэтому по договору заказа авансом должен считаться не только платеж, который выплачивается до образования дохода у пользователя. В п.2 ст.33 ЗоАП указывается на аванс, который уплачивается “в счет обусловленного договором вознаграждения”. Отсюда должен быть сделан вывод, что аванс вычитается из основного вознаграждения, а также что аванс является возвратным. Однако стороны договора могут предусмотреть выплату безвозвратного аванса. В договоре заказа могут быть предусмотрены неоднократные или периодические авансовые платежи, оплата командировочных расходов автора, а также других его расходов, связанных с созданием произведения. Следует, однако, учитывать, что в этих случаях такой договор может рассматриваться как
Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
3.1. Предмет авторского договора и его условия
Провозглашенная ст.421 ГК РФ свобода договора отразилась и на авторских договорах. Так, ст.31 ЗоАП устанавливает, что договор должен предусматривать: способы использования произведения, срок и территорию, на которые передается право, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, а также порядок и сроки выплаты вознаграждения. Предусмотрена также возможность включения в договор “и других условий. которые стороны сочтут существенными для данного договора”. В абз.2 п.1 ст.432 ГК РФ констатируется: “существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение”. Как видно из вышеизложенного, законодательство достаточно условно определяет существенные условия, принимая во внимание принцип свободы договора, соответствии с которым стороны сами определяют свои обязанности. В п.2 ст.31 ЗоАП говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, а в п.5 этой же статьи говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Эти положения свидетельствуют о том, что законодатель считает предметом авторского договора права на использование произведения, а само произведение отодвинуто на задний план. Важно также подчеркнуть, что авторское право как совокупность субъективных прав лица возникает в силу факта создания произведения науки, литературы и искусства (ст.9 ЗоАП). Результат творческого труда автора может быть предметом отношений между автором и другими лицами. Пока нет произведения, нет прав, которые вытекают из факта его создания. Однако в действующем законодательства нет указаний о требованиях к произведению как предмету авторского договора. Думаю это обусловлено тем, что закон предоставляет сторонам согласование требований, относящихся к произведению.
3.2. Стороны авторского договора
Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник с одной стороны и пользователь произведения с другой. Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных и агентов. За малолетних (недееспособных) авторов авторские договоры подписывают их родители (опекуны). Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права самостоятельно, в том числе заключают авторские договоры, самостоятельно, без контроля родителей и попечителей. Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключается со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может быть поручено ими одному из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник. После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками по закону или завещанию, обладающими гражданской дееспособностью. Если наследников несколько, для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возникающий спор между наследниками разрешается в судебном порядке по иску любого из них. Другой стороной авторского договора выступает пользователь произведения, т. е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или аналогичной деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательства. Иногда договорные отношения по поводу творческих произведений устанавливаются между авторами этих произведений и лицами, которые приобретают права на эти произведения не для последующего их использования в коммерческих целях, а для удовлетворения собственных нужд. Данные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако, носят не авторский, а подрядный характер, хотя сам творческий результат, безусловно, охраняется нормами авторского права. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Необходимо отметить также, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Согласно Закону права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
3.3. Срок действия договора
Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться: закон не устанавливает никаких предельных сроков. На практике некоторые авторские договоры исполняются в момент их заключения и сразу же прекращаются (“живое” публичное исполнение). С другой стороны, договор может быть заключен на весь срок действия авторского права. Допустимы и авторские договоры с неопределенным сроком. Ч.2 п.1 ст.31 ЗоАП вводит дополнительное правило для авторских договоров, которые заключены без указания на срок действия. В этом случае автор может в любой момент по истечении пяти лет с даты заключения договора односторонне расторгнуть договор. Однако сделать это можно при условии, если пользователь будет письменно предупрежден об этом за шесть месяцев до расторжения договора. Данное правило применяется и в том случае, когда договор заключен на неопределенный срок. Если договор заключен “без ограничения сроком”, он должен действовать в течение всего срока действия авторского права. На стадии исполнения договора стороны часто не соблюдают сроки. Это порождает нарушение условий договора. Чтобы это избежать, необходимо выполнение сторонами своих обязательств в сроки, предусмотренные договором. Здесь следует учитывать, что сроки выполнения автором своих обязательств охватывают: а)срок представления произведения организации; б)срок повторной сдачи произведения после внесения изменений или доработки, а также технического оформления представленного произведения. Другие сроки, которые стороны сочтут существенными для данного договора, они устанавливают сами. Волеизъявление сторон при согласовании всех условий договора, в том числе и сроков, является основополагающим. Но оно не всегда фиксируется письменно, что приводит к конфликту. Обязанность автора представить произведение согласно условиям договора связана с обязанностью организации принять представленное ей произведение, рассмотреть его, решив при этом вопрос о возможности или невозможности использования. Срок рассмотрения представленного произведения должен устанавливаться сторонами и письменно фиксироваться как подтверждение надлежащего выполнения обязательства по договору. Если при рассмотрении представленного произведения организация придет к выводу о необходимости его доработки, стороны согласовывают время, которое на нее отводится. По издательскому договору автору для чтения корректуры предоставляется срок, согласованный сторонами. Задержка автором корректуры, а следовательно, нарушение срока дает право издательству выпустить в свет произведение без авторской корректуры или отсрочить выпуск на время задержки. Обязательства организации также связаны с соблюдением определенных сроков. К ним относятся: а)срок рассмотрения произведения при его представлении автором; б)срок повторного рассмотрения произведения после доработки; в)срок использования произведения, права на которое переданы организации; г)срок выплаты авторского вознаграждения. Нарушение указанных сроков организацией затрудняет своевременное и надлежащее исполнение договорных обязательств вообще и автора как стороны договора, в частности.
3.4. Форма авторского договора
Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. В случае, когда авторский договор был заключён без соблюдения требований о простой письменной форме, должны применяться последствия, предусмотренные п.1. ст. 162 Гражданского кодекса РФ. А именно, в этом случае стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и её условий на свидетельские показания, с сохранением права приводить письменные и другие показания. В устной форме может быть заключён авторский договор об использовании произведения в периодической печати. При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом Российской Федерации “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”. Анализируя различные формы авторского договора следует отметить, что обеим сторонам в авторском договоре следует стремиться всегда, когда это возможно, заключать авторские договора в письменной форме для более надёжной защиты своих прав.
3.5. Ответственность по авторскому договору
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Анализируя вышеуказанное, можно отметить, что ответственность по авторскому договору в целом такая же как у договора купли-продажи и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Кроме того, следует отметить, что, исходя из самого принципа и специфики предметов авторских договоров, стороны нарушавшая свои обязательства чаще всего наносит значительные убытки стороне право которой нарушено. Особенно это относится к пользователю и заказчику творческого произведения. Поэтому при заключении авторского договора следует уделять особое внимание ответственности сторон и ситуациям при которых таковая возникает или может возникнуть.
3.6. Содержание авторского договора
Содержание авторского договора составляют права и обязанности автора (или его правопреемника) и пользователя произведения, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поскольку Закон об авторском праве содержание авторского права практически не регламентирует, данный вопрос решается в основном по усмотрению самих сторон. Но необходимо отметить, что различные виды авторских договоров имеют несовпадающее содержание. Я рассмотрю содержание авторского договора на примере авторского договора передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения. По такому авторскому договору, автор (владелец авторских прав) предоставляет пользователю исключительные (неисключительные) права на использование произведения (науки, литературы, искусства) в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а пользователь за предоставление этих прав уплачивает вознаграждение автору. Под использованием в договоре о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения понимается реализация произведения, в качестве товара, или иное его использование в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором. В соответствии с договором автор гарантирует наличие у него предоставляемых по настоящему договору авторских прав на произведение, автор гарантирует наличие у передаваемого в соответствии с настоящим договором произведения характеристик, которые указываются в приложении к договору. Содержание такого авторского договора составляют права и обязанности сторон оговариваемые в договоре. По договору о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения автор предоставляет пользователю следующие права:
а) право использовать произведение под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком пользователя. При этом каждый экземпляр произведения должен (или не должен) содержать имя или псевдоним автора в определенном написании;
б) право на обнародование произведения, т.е. на сообщение произведения в какой-либо форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц. Стороны могут указать, что не считается обнародованием информирование широкого круга лиц о назначении, функциях, технических и прочих характеристиках произведения, например, в рекламных целях;
в) право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т.е. неоднократное придание произведению объективной формы, допускающей его функциональное использование) в определенном количестве экземпляров (или без ограничения тиража);
г) право на распространение произведения любым способом путем реализации размноженных материальных носителей произведения среди конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) в следующих территориально-отраслевых пределах (либо без ограничений) Стороны указывают территорию: страну, административный район, отрасль деятельности);
д) право на переработку произведения (создание на его основе нового, творчески самостоятельного произведения) (или внесение изменений, не представляющих собой его переработку);
е) право на перевод произведения;
ж) право на публичное использование произведения и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;
з) право переуступить на договорных условиях часть полученных по настоящему договору прав третьим лицам;
Сторонами могут быть указаны и другие права и обязанности. В общих чертах обязанности автора, как правило, сводятся, к следующему. Автор должен создать и передать пользователю произведение, которое соответствует условиям заключенного договора. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера автор может за свой счет привлекать любых лиц не спрашивая согласия заказчика. Автор должен представить заказанное ему произведение в определенный договором срок. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой автор может представить произведение досрочно, если только в договоре не предусмотрено иное. Произведение должно быть передано заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям. Наконец, передаваемое произведение должно быть надлежащим образом оформлено, представлено в предусмотренном договором числе экземпляров и сдано компетентному представителю заказчика. Для предотвращения возможных споров сдачу-приемку произведения стоит оформлять соответствующим письменным документом, например особой распиской. Следующей обязанностью автора является доработка произведения по требованию заказчика. Решение о необходимости доработки произведения принимается заказчиком по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него исправлений, изменений, уточнений или дополнений. Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и способа его использования. Пользователь произведения обычно принимает на себя следующие обязанности. В первую очередь он должен принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено пользователем по существу в установленный договором срок. В течении этого срока пользователь должен письменно известить автора либо об одобрении произведения, либо об его отклонении по основаниям предусмотренным договором, либо о необходимости внести в произведения поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора. Приобретая по договору права на использование произведения пользователь обязан обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора. В авторских договорах обычно указывается, что пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никакие изменения в частности сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. Однако при заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения. В качестве особой обязанности пользователя, должна быть выделена его обязанность привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию. Выше отмечалось, что автор должен способствовать выпуску произведения в свет. Одновременно это обычно является и правом автора. Поэтому если пользователь не привлекает автора к данной работе, автор может сам настоять на этом. Закон об авторском праве не возлагает на приобретателей авторских прав обязанность по реальному использованию произведения, что едва ли может рассматриваться в качестве достоинства данного закона, поэтому если автор заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения публики, он должен сам позаботиться о включении в авторский договор условия обязывающего пользователя использовать произведение оговоренными в договоре способами и в определенном объеме. Важным, является и указание в договоре конкретного срока, в течении которого пользователем должна быть выполнена эта обязанность. Поскольку авторский договор носит возмездный характер, на пользователе лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма и сроки выплаты определяется сторонами. Наряду с выплатой согласованного гонорара пользователь может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов. Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских договорах могут предусматриваться и иные обязанности, как авторов, так и пользователей.