Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:16, реферат
Действующее законодательство не содержит легального определения авторского договора. Отдельные исследователи[1] называют такое отсутствие упущением, которое порождает вопросы при разграничении авторского от иных видов договоров. На наш взгляд отсутствие легального определения не является упущением, но обо всем по порядку.
1. Понятие и виды
авторского договора
Действующее законодательство
не содержит легального определения
авторского договора. Отдельные исследователи[1]
называют такое отсутствие упущением,
которое порождает вопросы при
разграничении авторского от иных видов
договоров. На наш взгляд отсутствие легального
определения не является упущением, но
обо всем по порядку.
Прежде всего, заметим,
что современные исследователи
не стремятся дать четкого определения
авторского договора, чего не скажешь
о попытках советских исследователях.
Так, М.Я. Кириллов называет авторскими
договоры, заключаемые с автором
по поводу использования его
На наш взгляд
отсутствие общей «собирательной»
дефиниции авторский договор
может быть обусловлено тем, что
отдельные виды авторского договора
весьма полно определены в Законе.
Авторский договор
о передаче исключительных прав (п.2
ст.30 Закона) определен как соглашение,
разрешающее использование
Авторский договор
о передаче неисключительных прав (п.3
ст.30 Закона) определен как соглашение,
разрешающее пользователю использование
произведения наравне с обладателем
исключительных прав, передавшим такие
права, и (или) другим лицам, получившим
разрешение на использование этого
произведения таким же способом.
Авторский договор
заказа (ст. 33 Закона) – договор, по которому
автор обязуется создать
Систематический анализ
норм закона и приведенных выше определений,
позволят сформулировать «собирательное»
определение авторского договора -
это соглашение о передаче или обязанности
передачи автором пользователю (приобретателю)
своих прав на использование произведения
в рамках и на условиях, согласованных
сторонами.
Как видно из данного
определения, базисной категорией в
дефиниции авторского договора является
понятие «произведение». В национальном
законодательстве Российской Федерации
категория «произведения, являющиеся
объектами авторского права» включает:
- литературные произведения
(включая программы для ЭВМ);
- драматические и
музыкально-драматические
- хореографические
произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения
с текстом или без текста;
- аудиовизуальные
произведения (кино-, теле- и видеофильмы,
слайдфильмы, диафильмы и другие кино-
и телепроизведения);
- произведения живописи,
скульптуры, графики, дизайна, графические
рассказы, комиксы и другие произведения
изобразительного искусства;
- произведения декоративно-
- произведения архитектуры,
градостроительства и садово-
- фотографические
произведения и произведения, полученные
способами, аналогичными
- географические, геологические
и другие карты, планы, эскизы
и пластические произведения, относящиеся
к географии, топографии и к
другим наукам;
- другие произведения.
2. Цель авторского
договора и его содержание
Авторский договор
по общему правилу опосредует выход
произведения «в свет», т.е. знакомство
с ним широкой общественности.
Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, целью
авторского договора, является «размножение
и распространение произведения»[1]. Однако
стоит уточнить, что цель договора как
она обозначена в Законе - не сколько «распространение
и размножение», сколько передача прав,
при этом закон не обязывает получателя
прав «использовать (размножать)» произведение.
Более того, если в авторском договоре
о передаче исключительных прав на произведение
не предусмотрено обязанности пользователя
фактически использовать полученное произведение,
то бывший правообладатель, согласно п.
8 Информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999г.
№47 «Обзор практики рассмотрения споров,
связанных с применением Закона Российской
Федерации «Об авторском праве и смежных
правах»[2] не вправе этого требовать. Проиллюстрируем
примером из практики.
«Акционерное общество
«Телекомпания» обратилось в арбитражный
суд с иском к государственной
телерадиокомпании о понуждении
к исполнению обязательств по договору
в части выпуска в эфир восьми
созданных истцом телепрограмм.
Исковые требования
обосновывались ссылками на условия
договора, предусматривающие обязанность
истца подготовить восемь телепрограмм
определенного цикла и передать
их на определенных материальных носителях,
а ответчика - принять и оплатить
эти телепрограммы по согласованным
ценам.
Ответчик возражал
против иска, поскольку истец по
условиям авторского договора передал
ему исключительные права на использование
произведения, в том числе на воспроизведение,
на распространение, на передачу в эфир
и другие, но обязанность пользователя
выпустить телепрограммы в эфир
сторонами не предусмотрена. В связи
с изменением концепции вещания
у ответчика не имеется возможности
выпустить их в эфир.
Суд первой инстанции
своим решением отверг довод ответчика
и обязал его выпустить в эфир
указанные телепрограммы, полагая,
что при приобретении исключительных
прав на эти произведения телерадиокомпания
получила и обязанность использовать
их определенным способом.
Суд кассационной инстанции
отменил решение суда по следующим
основаниям.
В соответствии со статьей
30 Закона «Об авторском праве...»
предметом авторского договора является
передача имущественных прав. При
этом стороны могут договориться
о передаче как исключительных, так
и неисключительных прав.
В статье 31 названного
Закона содержатся дополнительные нормы
об авторских договорах, основные положения
о которых даны в статье 30.
Согласно пункту
1 статьи 31 Закона авторский договор
должен предусматривать: способ использования
произведения (конкретные права, передаваемые
по данному договору); срок, на который
передается право; территорию, на которой
может осуществляться использование;
размер вознаграждения и (или) порядок
его определения за каждый способ
использования; сроки выплаты вознаграждения;
другие условия, которые стороны
сочтут существенными для данного
договора.
Таким образом, Закон
«Об авторском праве» не устанавливает
обязанности правообладателя
Однако такое условие
может быть включено в договор, если
стороны сочтут его существенным.
Судом установлено,
что в авторском договоре между
сторонами нет условия об обязанности
фактически использовать произведения,
исключительные права на которые перешли
к телерадиокомпании.
При таких обстоятельствах
у суда первой инстанции не было
оснований для удовлетворения искового
требования».
Таким образом, по общему
правилу обязанность
3. Природа авторского
договора. Условия авторского договора
Для понимания сущности
и особенностей авторского договора
необходимо определить его правовую
природу. В настоящее время сложились
две основные теории отчуждения прав
автора. Это т.н. теория «уступки, отчуждения»
авторских прав и теория «разрешения».
Первая из указанных теорий состоит в
том, что автор может переуступать другим
лицам авторские права полностью или частично.
Вторая – предусматривает предоставление
правомочий на совершение отдельных видов
действий по использованию произведения[1].
Российское законодательство не придерживается
какой-либо одной теории, а содержит элементы
каждой из них.
Обратимся к условиям
авторского договора, поскольку именно
они во многом определяют природу
самого договора.
Условия договора закреплены
законодателем в ст.31 Закона. Авторский
договор должен предусматривать:
- способы использования
произведения (конкретные права,
передаваемые по данному
- срок и территорию,
на которые передается право;
- размер вознаграждения
и (или) порядок определения
размера вознаграждения за
В силу общих положений
Гражданского кодекса РФ договор
считается заключенным, когда по
всем существенным условиям достигнуто
соглашение, т.к. законодатель только с
согласованием всех существенных условия
связывает действительность договора.
При этом существенными являются условия
о предмете договора, условия, которые
названы в законе или иных правовых актах
как существенные или необходимые для
договоров данного вида, а также все те
условия, относительно которых по заявлению
одной из сторон должно быть достигнуто
соглашение (абз.2 п.1 ст.432 Гражданского
кодекса РФ[2]). В этой связи возникает логичный
вопрос: какие условия считать существенными
применительно к авторскому договору?
На наш взгляд,
к существенным условиям авторского
договора необходимо отнести только
предмет договора (именно конкретное
произведение, передаваемое от автора
к пользователю). Несогласование данного
условия ведет к незаключению
договора. Так, например, «беспредметный»
авторский договор на все произведения
автора, будет считаться незаключенным.
Не согласование
же иных условий (срок и территория)
влечет применение общих положений
Закона и не влечет недействительность
договора. Так, при отсутствии в авторском
договоре условия о сроке, на который
передается право, договор может быть
расторгнут автором по истечении пяти
лет с даты его заключения, если пользователь
будет письменно уведомлен об этом за
шесть месяцев до расторжения договора
(абз.2 п.1 ст.31 Закона). В случае же отсутствия
в авторском договоре условия о территории,
на которую передается право, действие
передаваемого по договору права ограничивается
территорией Российской Федерации (абз.3
п.1 ст.31 Закона).
Отдельно урегулировано
законодателем условие о
1) процента от
дохода за соответствующий
2) зафиксированной
в договоре суммы либо иным
образом.
В том случае, если
в авторском договоре об издании
или ином воспроизведении произведения
вознаграждение определяется в виде
фиксированной суммы, то в договоре
должен быть также установлен максимальный
тираж произведения (абз.3 п.3 ст.31 Закона).
На первый взгляд,
«размер вознаграждения и (или) порядок
определения размера
- Постановление Правительства
РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных
ставках авторского