Авторский договор: понятие, сущность, форма, виды и сфера применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть с точки зрения правовых отношений, место авторского договора в системе защиты авторских прав.
В процессе достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
1Понятие авторского договора 5
2Классификация авторских договоров 7
2.1 Виды авторских договоров 7
2.2 Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав 9
3Содержание авторского договора 14
4Форма авторского договора 17
Заключение 21
Список использованных источников 22
Приложение 1 24
Приложение 2 25
Приложение 3……

Работа содержит 1 файл

Гражданское право.Контрольная работа..docx

— 215.92 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение Высшего профессионального  образования

Уральский государственный  экономический университет

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу  «Гражданское право»

Тема  «Авторский договор: понятие, сущность, форма, виды и сфера применения»

 

 

 

 

                                                                           Исполнитель: студентка

                                                                            гр. ЭПБ-09 Р

                                                                            Киселева О.В.

                                                                            Преподаватель: Макова Т.И.

 

                                                                          

 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

                                                               Стр.

Введение 3

1Понятие авторского договора 5

2Классификация авторских договоров 7

2.1 Виды авторских договоров 7

2.2 Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав 9

3Содержание авторского договора 14

4Форма авторского договора 17

Заключение 21

Список использованных источников 22

Приложение 1 24

Приложение 2 25

Приложение 3………………………………………………………………….……26

 

 

 

 

                                     

 

 

 

                                              

 

 

 

                                                   Введение

 

Большая группа гражданских правоотношений возникает  в связи с созданием и использованием результатов творческой деятельности - произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов и т.д. Указанные продукты творческой деятельности являются объектами так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - это условное собирательное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая и Россию, для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.). Одной из форм защиты интеллектуальной собственности – институту авторского права – посвящается данная работа. В условиях формирования в нашей стране цивилизованных рыночных отношений институт авторского права играет важную роль, что делает тему работы очень актуальной.

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть с точки зрения правовых отношений, место авторского договора в системе  защиты авторских прав.

В процессе достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

  • проанализировать основную классификацию и виды авторских договоров;
  • охарактеризовать особенности договоров о передаче исключительных и неисключительных прав;
  • охарактеризовать содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения.

Законодательство  о защите интеллектуальной собственности  появилось в России только в последние  годы. Существовавший ранее режим  защиты таких объектов как произведения литературы, научные труды и изобретения  исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция России в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Участие России в международных актах устанавливающих обязательства стран участников в области охраны интеллектуальной собственности, обязывает привести национальное законодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.

Объектом исследования выступает авторский договор  как элемент системы защиты авторских  прав.

Структура контрольной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

В процессе написания  данной работы использованы законодательные  акты Российской Федерации, учебная  и специальная литература по гражданскому праву, а также материалы периодической  печати по изучаемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие авторского договора

В цивилистике  договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских  прав и обязанностей1. Отмечается также, что гражданско-правовой договор – это документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения.

Гражданско-правовые договоры, к числу которых относится  договор купли-продажи, выражая согласованную  волю сторон на достижение отвечающей действующему правопорядку цели, порождают, изменяют или прекращают, как правило, соответствующие имущественные  правоотношения. Эти договоры - одно из важнейших оснований возникновения  обязательств2. Некоторые договоры наряду с обязательственными порождают также вещные правоотношения - правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. В определенных случаях договоры служат основанием возникновения не только имущественных, но и личных неимущественных правоотношений (например, авторские договоры)3.

Договоры, связанные с созданием  и использованием произведений интеллектуального  творчества, составляют самостоятельную  группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с  деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Авторским договором называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Договор может предусматривать  передачу имущественных прав полностью  или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

По общему правилу, авторский договор носит  консенсуальный, взаимный и возмездный характер.

Предметом авторского договора могут быть еще  не обнародованные произведения или  произведения, которые уже доведены до всеобщего сведения. Подобное деление  оказывает существенное влияние  на размер авторского гонорара и форму  его выплаты. Так, если авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики  с произведением, то авторы произведения уже известного публике, подобной прерогативы  лишены. Специфической чертой последних  является право автора на внесение исправлений и изменений в  созданное им произведение.

 

 

 

 

 

 

2 Классификация авторских договоров

2.1 Виды авторских договоров

Большое практическое значение имеет подразделение авторских  договоров в зависимости от способа  использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны  осуществляют издание и переиздание  любых произведений, которые могут  быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Распространенность  издательского договора, более раннее становление определили своеобразное место его среди других авторских  договоров. Те или иные вопросы, имеющие  общее значение для авторских  договоров всех видов, решаются часто  на основании практики, сложившейся  при разрешении споров по издательским договорам. Кроме того, издательский договор - самый универсальный по характеру использования произведений, в рамках его используются любые произведения науки, литературы и искусства, которые могут быть изданы средствами полиграфии.

Нередки случаи, когда основным способом использования  произведения является его публичное  исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические  произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые  используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и  т.р.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что  произведения, в отношении которых  заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области  кино и телевидения действуют  сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует, порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

Сценарный договор  близок к постановочному, однако думается, что их главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется, изменяется и перерабатывается, для того, чтобы быть максимально приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор регулирует отношения возникающие между сторонами при публичном исполнении произведения.

При передаче произведения на хранение в специальный  информационный орган, заключается  договор о депонировании рукописи, которым регулируются условия и  порядок обнародования и дальнейшего  использования произведения.

Особым видом  договора является авторский договор  заказа. Предмет этого договора - права на использование произведения, которое еще только будет создано. Уже упоминалось, что существует норма Закона, запрещающая передачу прав на использование произведений, которые автор может создать  в будущем. Чтобы заключаемое  соглашение не подпадало под действие этой нормы, необходимо максимально  идентифицировать заказываемое произведение. В авторском договоре заказа должны быть указаны конкретные характеристики произведения, например рабочее название, жанр, примерный объем, сюжет и  т.д., а также срок создания и процедура  приемки с возможностью доработки  в установленные сроки. Дополнительное положение - обязанность заказчика  выплатить аванс в счет установленного авторского вознаграждения. Аванс может  быть как одноразовым, так и многократным. В авторском договоре заказа может  быть предусмотрен возврат аванса в  случае невыполнения автором своих  обязательств, а может быть оговорен и невозвратный аванс. В отношении  заказного произведения заказчик становится обладателем только тех прав, которые ему прямо переданы автором по договору. В данном случае Законом «Об авторском праве и смежных правах» не предусмотрена презумпция передачи прав, как для служебных произведений.

В действующем  законодательстве об авторском праве  нет перечисления видов авторских  договоров, которые содержала ст. 504 ГК РСФСР 1964 г.

9 июля 1993 г. Верховный Совет РФ принял Закон «Об авторском праве и смежных правах», который отменил и заменил нормы раздела IV Основ гражданского законодательства СССР «Авторское право» (ст.ст. 134-143) и предусмотрел в ст. 33 только один вид авторского договора - договор заказа.

Однако, закрепление  в законе авторского договора заказа не означает лишения автора возможности  самостоятельно обратиться в организацию (издательство, театр, студию), предложив  ей свое произведение.

В зависимости  от того, становится ли приобретатель  авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.

Принимая во внимание провозглашенную гражданским  законодательством свободу договора, стороны не ограничиваются перечисленными видами авторского договора, каждый вид  которого имеет свои особенности, обусловленные  как предметом так и способами использования произведения.

Таким образом, в юридической литературе встречаются  различные предложения о классификации  авторских договоров. Исходя из объема передаваемых прав, различают два  вида авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав

 

2.2 Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав

Как уже говорилось выше, исходя из объема передаваемых прав, различают два вида авторских  договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав (Приложение 2).

Исключительность  авторских прав ассоциируется с  монополией их владельца, с его единственной над ними властью. Вопрос об исключительных правах и об исключительной природе  авторских прав представляет большой  интерес для юридической науки.

В Законе «Об авторском праве и смежных правах» презюмируется неисключительность передаваемых прав, то есть права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре  не предусмотрено иное4. Согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах», авторский договор должен предусматривать: способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право; территорию, на которой может осуществляться использование; размер вознаграждения и порядок его определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения; другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора5.

В соответствии со ст.16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» под исключительным имущественным правом понимается право осуществлять или разрешать использование произведение любым способом и в любой  форме (в то же время в п.2 этой же статьи сформулирован исчерпывающий перечень способов, которыми может использоваться произведение, что вряд ли следует признать правильным). Кроме того, на основании п.2 ст.30 Закона «Об авторском праве и смежных правах», если заключен авторский договор о передаче исключительных прав, эти права могут осуществляться  только  тем лицом, которому они переданы по договору. За автором (стороной, передавшей права) сохраняется лишь право запрещать использование произведения другим лицам, да и то лишь в случае, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет подобные действия самостоятельно. Еще раз подчеркнем: пользователь по авторскому договору получает  право  на использование произведения (например, посредством выпуска в эфир). Известно, что субъективное право как мера возможного поведения включает в себя и возможность воздержаться от реализации права.  Следовательно, получив по договору право  на использование произведения, пользователь  вправе  и не использовать фактически данный объект.

Данное положение  можно проиллюстрировать примерами  конкретного судебного дела6:

Истец  (Акционерное  Общество)  обратился в арбитражный суд с иском к ответчику (государственной телерадиокомпании) о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм. Условия договора, заключенного между сторонами,  предусматривали обязанность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их  на  определенных материальных носителях, а ответчика -  принять и оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам. Возражая против иска, ответчик указывал на то, что в связи с изменением концепции вещания у него не имеется возможности выпустить телепрограммы в эфир, а в договоре не предусмотрена такая обязанность пользователя. (По условиям договора истец передал ответчику исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на распространение, на передачу  в эфир и другие права.) Суд первой инстанции обязал ответчика выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произведения  телерадиокомпания получила  и обязанность использовать  их определенным способом.  Суд кассационной инстанции отменил решение суда на основании анализа ст.ст.30-31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», указав, что Закон не устанавливает обязанности пользователя по авторскому договору использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным п.2 ст.16, однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут  его существенным. Поскольку в рассматриваемом договоре не содержалось условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадиокомпании, в иске было отказано.

В указанном  судебном деле, по существу, исследовался один вопрос: входит ли в обязанности  пользователя  фактическое  использование  произведения, в отношении которого заключен договор о передаче исключительных прав? Суд посчитал, что группа условий  авторского договора, предусмотренная  п.1 ст.31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», может включать  обязанность стороны, получившей по договору исключительные права, фактически использовать произведение.

Признавая возможность  включения в авторский договор  условия об обязанности фактического использования произведения, суд, по существу, признает за сторонами договора  возможность менять природу исключительного  права, трансформируя его в обязанность  как меру должного поведения.

Данный вывод  подтверждается и при  дальнейшем, более глубоком анализе проблемы, затронутой в рассматриваемом судебном деле.

Предположим, что фактическое использование  объекта непосредственно влияет на выполнение других условий договора.

Сложнее дело обстоит с теми случаями, когда  фактическое неиспользование произведения ущемляет неимущественные права  автора, а точнее, не права, а интересы. Так, например, автор может быть заинтересован  именно в том, чтобы произведение стало известным широкому кругу  лиц, и фактическое неиспользование, бесспорно, будет этому препятствовать. В подобных случаях могут и  не нарушаться личные права автора,  предусмотренные Законом7, и все же автор ставится в менее благоприятное положение, чем пользователь, что вряд ли следует признать справедливым. Если вернуться к договору аренды, то здесь в случае коллизии интересов при прочих равных условиях приоритет отдается арендодателю как собственнику имущества, -  и это вполне логично. Признание теории права интеллектуальной собственности позволило бы найти более справедливое правовое решение указанной проблемы.

Таким образом, проведенный нами анализ указывает  на неполное соответствие теории «исключительных прав» потребностям правовой практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Содержание авторского договора

Статья 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что договор должен содержать пять основных условий: характер передаваемых прав (исключительные или неисключительные), их состав, территорию и срок, на которые передаются права, а также авторское вознаграждение (Приложение 3). Предусмотрена также возможность включения в договор других условий, которые стороны сочтут существенными.

В абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ констатируется: «существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».

Как видно  из вышеизложенного, законодательство достаточно условно определяет существенные условия, принимая во внимание принцип  свободы договора, установленный  ст. 421 ГК РФ. В соответствии с этим принципом стороны договора сами определяют свои обязанности.

Закон 1993 г. дает содержащую формулировку8: условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего закона, являются недействительными. Здесь речь не идет об ухудшении положения автора, о замене недействительного условия условием, установленным законом.

Закон 1993 г. существенно изменил подход к определению предмета договора. В ч. 1 п. 1 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах»  указывается, что в договоре должны быть указаны «конкретные права», передаваемые по договору. Данная формулировка не означает однако, что в договоре обязательно должны быть перечислены все правомочия, отмеченные в ст. 16, а также все обычные составные части этих правомочий. Договор следует считать состоявшимся и соответствующим закону даже в том случае, если авторские правомочия будут указаны в нем лишь общим образом. Например, в договоре может быть указано, что его предметом являются все права, указанные в ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

В п. 2 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах» говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, а в п. 5 этой же статьи - что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Эти положения свидетельствуют о том, что законодатель считает предметом авторского договора права на использование произведения, а само произведение отодвинуто на задний план.

Важно также  подчеркнуть, что авторское право  как совокупность субъективных прав лица возникает в силу факта создания произведения науки, литературы и искусства9. Результат творческого труда автора может быть предметом отношений между автором и другими лицами. Пока нет произведения, нет прав, которые вытекают из факта его создания.

Однако в  действующем законодательстве нет  указаний о требованиях к произведению как предмету авторского договора. Вероятно, это обусловлено тем, что  закон предоставляет сторонам согласование требований, относящихся к произведению.

Субъектами  авторского договора являются автор  или его правопреемник с одной  стороны и пользователь произведения с другой. Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных и агентов. За малолетних (недееспособных) авторов авторские договоры подписывают  их родители (опекуны).

Несовершеннолетние  авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права самостоятельно, в том числе заключают авторские  договоры, самостоятельно, без контроля родителей и попечителей.

Другой стороной авторского договора выступает пользователь произведения, то есть специализированная организация, осуществляющая издательскую, театрально-зрелищную, выставочную или другую аналогичную деятельность. В роли пользователя может выступать также индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься соответствующей деятельностью.

Авторский договор  должен предусматривать: способы использования  произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и порядок определения  размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок  и сроки его выплаты, а также  другие условия, которые стороны  сочтут существенными для данного  договора.

Срок, на который  передается авторское право по договору, может значительно варьироваться: закон не устанавливает никаких  предельных сроков. Закон «Об авторском праве и смежных правах» вводит дополнительное правило для авторских договоров, которые заключены без указания на срок действия. В этом случае автор может в любой момент по истечении пяти лет с даты заключения договора односторонне расторгнуть договор10. Однако сделать это можно при условии, если пользователь будет письменно предупрежден об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Данное правило  применяется и в том случае, когда договор заключен на неопределенный срок. Если договор заключен «без ограничения сроком», он должен действовать в течение всего срока действия авторского права.

 

 

 

4 Форма авторского договора

Общее правило, установленное в  п. 1 статьи 32 Закона «Об авторском праве и смежных правах» гласит, что авторский договор должен быть заключен в письменной форме.

Тем самым вводится более строгая  норма, чем та, которая установлена  в Гражданском Кодексе РФ. Пункт 2 ст. 159 ГК РФ предусматривает возможность заключения в устной форме сделок, которые исполняются при самом их совершении. Кроме того, как следует из п. 1 ст. 161 Гражданского Кодекса РФ, в устной форме могут совершаться сделки между гражданами на сумму менее 10 минимальных размеров оплаты труда.

Однако  если эти сделки относятся к авторским  договорам, они должны, по общему правилу, совершаться в письменной форме.

Исключение  составляют авторские договоры об использовании  произведений в периодической печати - их можно заключать и устно.

Смысл и общая направленность этой нормы  вполне понятны и оправданны: в  той сфере, где требуется быстрое  и оперативное использование  произведений, в той сфере, где  произведения используются в больших  количествах, законодатель отказывается от формальностей, от письменного оформления договоров.

Однако  указанная сфера охватывает ныне не только периодическую печать, а  всю сферу средств массовой информации (СМИ), куда кроме периодической печати входят также радио и телевидение  и интернет. Поэтому логично предположить, что законодатель, устанавливая возможность  заключения авторских договоров  в устной форме, имел в виду все  СМИ.

Кроме того, практика подтверждает, что устная форма затрудняет возможности защиты авторского права в случаях, когда  произведение остается невостребованным, не публикуется или публикуется  в ином виде, с купюрами либо с  изменениями, внесенными без согласования с автором.11

Важно отметить, что в любом случае, если договор заключен в устной форме, следует считать, что автор передал  лишь неисключительное право на разовое  использование произведения.

Несмотря  на содержание п.1 ст.32 Закона «Об авторском праве и смежных правах», не устанавливается особых последствий для тех случаев, когда авторский договор совершается в устной форме, а не в письменной, как это предписано законом.

В таких ситуациях норма п. 7 ст. 31 не может быть применена: она говорит  о несоблюдении условий договора, а форма договора не является условием договора12.

В этой связи к случаям, когда авторский  договор был заключен без соблюдения требования о простой письменной форме, должны применяться последствия  п. 1 ст. 162 Гражданского Кодекса РФ: в случае спора стороны лишаются права ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но не лишаются права приводить письменные и другие доказательства.

Одним из самых обычных таких доказательств  является подпись автора в получении  им авторского вознаграждения.

Другое  распространенное доказательство - сопроводительное письмо автора, прилагаемое к произведению, которое направляется пользователю.

Особые  правила относятся к форме  договоров, касающихся продажи экземпляров  программ для ЭВМ и баз данных и предоставления массовым пользователям  доступа к этим экземплярам. Однако данные правила относятся только к программам для ЭВМ и базам  данных, но не к другим объектам авторского права. Более того, эта норма касается только продажи или предоставления массовым пользователям доступа  к экземплярам программ и баз  данных.

В подобных случаях применяется норма п. 3 ст. 14 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года13: «При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программе для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных».

В качестве примера можно привести электронную форму договора заключаемую посредством интернета. Как правило, такие договора исходят от владельцев авторских прав в виде публичной оферты. Сторона-покупатель принимает условия тем самым «подписываясь» под электронным соглашением.

Общий смысл п. 3 ст. 14 Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» ясен: получая экземпляр материального носителя программы или базы данных, покупатель или получатель считается подписавшим договор, существо которого изложено на этом экземпляре.

Вместе  с тем, как отмечают исследователи, неясно, почему условия этого договора названы типовыми, каковы будут правовые последствия, если условия этого  договора будут удалены с экземпляра материального носителя.

Далее, из Закона следует, что может применяться  и другой «особый порядок заключения» таких договоров. В чем состоит этот особый порядок, в Законе не поясняется. Ответ может быть дан судебной и арбитражной практикой. На наш взгляд под особый порядок как раз подпадают сотни, тысячи договоров заключаемых в интернет.

 


Заключение

В результате проведенных исследований можно  отметить, что:

- авторское  право и регулируемые им имущественные  и личные неимущественные отношения  связаны с созданием и использовании произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

- основными  правовыми актами, регулирующими  систему авторского права в  нашей стране, являются Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных».

Передача имущественных  прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Однако с конструкцией об уступке  прав в ст.16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» соседствует разрешительная конструкция - автор дает согласие на определенные действия по использованию его произведения. Если автор разрешает определенные действия в отношении своего произведения (воспроизводить, распространять, публично исполнять и т.д.), то ему вовсе не надо передавать права. По сути дела автор совместно с организацией определяет способ использования произведения.

Согласно ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», предметом договора выступают права, а не результаты творчества автора, не его произведение. Однако нужно учитывать, что используются не права, а произведение как результат творчества автора. Это приводит к выводу, что предметом авторского договора должно быть соответствующее произведение.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1Конституция Российской Федерации. – ИПС «Консультант-Плюс»

2  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. // Российская газета, 8 декабря 1994г.

3  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. // Российская газета, 6, 7, 8 февраля 1996г.

4  Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть III. // Российская газета от 28 ноября 2001г.

5 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 3 августа 1993г.

6  Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета, 20 октября 1992г.

7 Закон от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета, 21 сентября 1993г.

8 Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства" // Российские вести, 30 марта 1994г.

Юридическая и другая литература

1 Андрейкина М.С. Авторские и смежные права //Финансовая газета. Региональный выпуск, № 25, 1999г.

2 Арамеев Р. Россия обязалась охранять права авторов // Известия, 14.03.1995г.

3 Воронкова М. Срок действия авторского права // Российская юстиция №2, 1995г.

4 Гаврилов Э.П. Об обратной силе действия Закона «Об авторском праве и смежных правах» // Российская юстиция, №2, 1995г.

5 Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». - М.: Фонд «Правовая культуpа», 1996г.

6 Гаврилов Э.П. Судебные споры по вопросам интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2000г. № 2.

7 Гражданское право. Учебник. В 2-х томах. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 1998г.

8 Усольцева С.В. Защита прав на использование произведений, переданных по авторскому договору // Сибирский юридический вестник. 2000г. № 2.

9 Усольцева С.В. Защита прав интеллектуальной собственности // Сибирский юридический вестник. 2003г. № 1.

Приложение 1

Имущественные и личные неимущественные  права автора

Приложение 2

Виды авторских договоров

Приложение 3

Условия авторского договора

 

 

 

 

 

1 Гражданский Кодекс РФ. – Ст.420.

2 Гражданский Кодекс РФ. – Ст.307.

3 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I  «Об авторском праве и смежных правах». – Ст.30-34.

4 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». – Ст.30, п.4.

5 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». – Ст.31, п.1.

6 См.: Вестник  Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1999,  № 11. - С.70-80.

7 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». Ст.15.

8 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». – ст.31, п.7.

9 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». – ст.9.

10 Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». – ст.31, п.1.

11 Макагонова Н.В. Авторское право. – М.: Юридическая литература. - 1999. - С.159

12 Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» / Под ред. Гаврилова Э.П. – М.: Фонд «Правовая культура». – 1999. – с.93.

13 Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - №42. - 22 октября 1992 г. - Ст. 2325.

 


Информация о работе Авторский договор: понятие, сущность, форма, виды и сфера применения