Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является сфера образования г. Касимова, а предметом является процесс управления в сфере среднего образования муниципального образования г. Касимов.
Целью данной работы является анализ всех аспектов управления, деятельность Администрации, деятельность отдела образования города Касимова, структура, стиль руководства, организационная культура
Введение
Глава 1. Образование: понятие и сущность
1.1 Функции и структура системы среднего образования в РФ
1.2 История развития системы образования в РФ
1.2.1 Начало образования на Руси
1.2.2 Образование в Московском государстве в допетровское время
1.2.3 Образовательная реформа Петра Великого
1.2.4 Российское образование при Екатерине II
1.2.5 Российское образование в Александровскую эпоху
1.2.6 Российское образование при Николае I
1.2.7 Образовательная реформа Александра II
1.2.8 Российское образование в конце XIX - начале XX века.
1.2.9 Советская школа до начала 30-х гг.
1.2.10 Российское образование в 30-80-х гг.
1.2.11 Образовательная реформа конца 80-х - начала 90-х гг.
1.2.12 Модернизация образования
Глава 2. Основные тенденции развития образовательных процессов в г. Касимов
2.1 Деятельность Администрации г. Касимов в сфере управления образованием
2.2 Проблемы среднего образования г. Касимов
Глава 3. Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов
Заключение
Используемые материалы и источники информации
Администрация города осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями образования, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение, содействует организации трудового обучения и профориентации школьников, организует на территории города работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения.
Способствует реализации международных программ и проектов на территории города, содействует развитию межрегиональных связей города в сфере образования.
Финансирует функционирование и развитие образовательных учреждений, находящихся на территории города, обеспечивает поставку программ по общеобразовательным предметам, учебно-педагогической, аттестационно-бланочной документации, учебно-наглядных пособий, приборов и оборудования, содействует поступлению в область учебно-методической литературы.
Так в 2007 году[16]:
26 марта 2007 г. заключен муниципальный контракт
на выполнение работ по капитальному ремонту
кровли МОУ "Средняя общеобразовательная
школа № 3" в г. Касимове. ОАО "Касимовская
МПМК-1" произвела ремонт за 30 дней, из
городского бюджета было выделено 203 526
рублей.
14 августа 2007 г. Заключен контракт с ООО
Касимовская производственно-коммерческая
фирма "КАПКО", 391306, Рязанская область,
г. Касимов, ул. Южная, д.8., на выполнение
работ по капитальному ремонту помещений
и крыши здания клуба "Славяне" МОУДОД
"Детско-юношеский центр". Из бюджета
выделено 281 082 руб.
В апреле установлена пожарная сигнализация
в здании МОУ ДОД "Детская художественная
школа" в г. Касимове.
В сентябре 2007г. Были выполнены работы
по ремонту санузлов в МОУ "Средняя
общеобразовательная школа № 7" г. Касимова.
Администрация муниципального образования
г. Касимов выделила 298 017 руб.
5 сентября 2007 г. Заключен муниципальный
контракт на приобретение компьютерных
программ с ООО "Единый стандарт "
юр. адрес г. Касимов. ул. Московская. Д.62-а,
на сумму 301 830 руб.
28 сентября 2007 г. Заключен контракт с ООО
Касимовская производственно-коммерческая
фирма "КАПКО" (Адрес: 391003, Рязанская
обл., г. Касимов, ул. Южная, д.8), на сумму
250 796 руб.00 коп. на выполнение работ по
капитальному ремонту фасада Дома детского
творчества.
В августе выделено 140 400 руб.00 коп. на приобретение
мебели для нужд управления культуры муниципального
образования - городской округ город Касимов.
В ноябре 2007 г. Заключен контракт с ИП Лобов
Александр Владимирович (Адрес: 391300, Рязанская
обл., г. Касимов, ул. Советская, д. 191, кв.25).
На сумму 408 782 руб.00 коп. на поставку программного
обеспечения.
8 ноября 200 7г. из бюджета выделено 49 980
руб.00 коп. на приобретение школьной мебели.
Выполнены электроизмерительные работы
во всех учреждениях образования г. Касимова.
2008 год[17]
В мае заключен муниципальный контракт
на выполнение работ по капитальному ремонту
лицевой поверхности кирпичных стен, отмостки
МОУ "СОШ № 7" с ООО "Касимовское
СМУ" (Адрес: 391300, Рязанская область,
г. Касимов, ул. Советская, д. 199) на сумму
285 700 руб.00 коп.
06 мая 2008 г. заключен муниципальный контракт
с ООО "Актив-Спорт" (Адрес: 398513, Липецкая
обл., Липецкий район, с. Частая Дубрава,
ул. Московская, д.5а) на поставку спортивного
инвентаря для нужд управления по делам
молодежи, спорту и туризму муниципального
образования - городской округ город Касимов.
С бюджета выделено 259 645 руб.00 коп.
Для нужд управления образования муниципального
образования - городской округ город Касимов
с ООО "Фалько" (Адрес: 390000, г. Рязань,
ул. Каляева, д. 19, к.1-36) был заключен контракт
на поставку школьных досок на сумму 127
900 руб.00 коп.
В июне - июле 2008г. Касимовским районным
отделением общероссийской общественной
организации "Всероссийское добровольное
пожарное общество" (КРО ООО "ВДПО")
(Адрес: 391300, Рязанская обл., г. Касимов,
ул. Илюшкина, д.4) выполнены работы по монтажу
пожарной сигнализации в здании МОУ "Средняя
общеобразовательная школа № 1"
В августе 2008 года ООО Касимовское СМУ
(391300, Рязанская обл., г. Касимов, ул.50 лет
СССР, д.25, кв.1) были выполнены работы по
ремонту санузлов МОУ "Средняя общеобразовательная
школа № 4" и в МОУ "Средняя общеобразовательная
школа № 7" на сумму 548 000 рублей.
24 сентября 2008 г. заключен муниципальный
контракт с ООО "Касимовгражданстрой"
(Адрес: 391300, Рязанская область, г. Касимов,
ул. Северная, д.1) на выполнение работ по
ремонту помещений первого этажа МОУ "Средняя
общеобразовательная школа им. академика
В.Ф. Уткина" на сумму 218 000 руб.00 коп
19 августа 2008 г. заключен муниципальный
контракт с ООО "КАПКО" (Адрес: 391303,
Рязанская область, г. Касимов, ул. Южная,
д.8), на сумму 189 000 руб.00 коп., на выполнение
работ по ремонту помещений второго этажа
МОУ "Средняя общеобразовательная школа
им. Академика В.Ф. Уткина".
Выделены - 92 806 руб.56 коп. на замену оконных
блоков в МОУ "Средняя общеобразовательная
школа № 7"
В декабре 2008 года для общеобразовательных
школ Управления образования и молодёжной
политики Касимовского муниципального
района были приобретены пять проекторов
и 10 современных компьютеров на сумму
499900 рублей.
С ООО "Эталон-М", юр. Адрес г. Рязань,
ул. Фурманова, д.60., на сумму 399400 руб. заключен
муниципальный контракт на поставку аудиторной
и ученической мебели.
Ежегодно администрация муниципального
образования - городской округ г. Касимов
из городского бюджета выделяет средства
на оказание услуг по организации питания
детей в лагерях дневного пребывания в
учреждениях образования города Касимова.
2.2 Проблемы среднего образования г. Касимов
В Касимове существует развитая
система народного образования. Каждый
житель города становится ее питомцем
с самого раннего возраста.
Значение системы образования для города
велико. Она должна пополнять кадровый
и творческий потенциал экономики и культуры,
стать генератором развития города в новых
направлениях и одновременно обеспечивать
передачу от поколения к поколению глубоких
и богатых исторических традиций Касимова[18].
Вследствие постоянного недофинансирования
сферы образования становится снижение
уровня материально-технического обеспечения
учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского
состава и уменьшение из-за этого числа
квалифицированных преподавателей. Все
это ведет к снижению качества обучения
подрастающего поколения. В этих условиях
одной из важнейших задач является существенное
изменение ситуации в сфере образования.
Недостаточное финансирование отрицательно
влияет на потенциал всей образовательной
системы. Это одна из причин оттока наиболее
квалифицированных кадров из системы
образования, а также старения преподавательского
состава: у 64% школьных учителей стаж работы
превышает 25 лет, около ј перешагнули пенсионный
возраст.
Основные проблемы развития образования
в г. Касимов
неопределенность целей и приоритетов
образования и воспитания;
недостаток средств на поддержание и развитие
учебного процесса, особенно в сельских
школах;
низкая оплата труда работников образования
и нерегулярность выплат;
перегруженность учебной недели;
устаревшее содержание образования;
отсутствие условий для дифференцированного
обучения в массовой школе;
недостаточные школьные знания по экономике
и праву, экологии, основам безопасности
жизнедеятельности;
отсутствие доступа молодежи к современным
каналам информации.
В настоящее время не разработана теория
воспитательной работы, соответствующая
этапу реформирования общества, тенденциям
становления демократического гражданского
общества, формированию свободной личности.
Обновление воспитательной работы должно
способствовать формированию общечеловеческих
ценностей, национальной гордости и образцов
гражданского поведения[19].
Среди проблем, требующих неотложного
решения: низкий уровень финансовой обеспеченности;
несовершенная система оплаты труда, маленькая
доля стимулирующих выплат; несоответствие
подготовки специалистов в системе профобразования
потребностям рынка труда; большое количество
зданий образовательных учреждений, требующих
капитального ремонта и реконструкции.
В области, помимо профильного нацпроекта,
реализуется 11 целевых программ, это слишком
много. В идеале должна быть одна программа
развития образования с подпрограммами
по дошкольным учреждениям, средним школам
и профессиональному образованию.
Для комплексного решения задач модернизации
системы образования должны быть изменены
взаимоотношения между субъектами образования,
введены новые финансово-экономические
механизмы[20]. Необходимо реализовать
план мероприятий по совершенствованию
системы оплаты труда, а также продолжить
формирование новой региональной системы
аттестации педагогических и руководящих
работников, ориентированной на систему
показателей оценки качества труда.
Глава 3. Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов
Важнейшей задачей школы
и общества должно стать укрепление
здоровья детей и обеспечение
их правильного и полноценного питания.
В этих целях необходимо обеспечить:
подготовку специальных кадров по воспитательной
работе (психологов, социальных педагогов,
классных воспитателей) и переподготовку
действующего пед. персонала;
разработку и внедрение новой модели демократического
уклада жизнедеятельности учебных заведений,
соответствующей модели гражданского
общества;
совершенствование сети внешкольных и
оздоровительных учреждений, укрепление
материальной базы и улучшение их финансирования;
введение региональных нормативов питания
детей начальной школы и обеспечение их
выполнения;
создание службы психоаналитической помощи
и бытовой детской реабилитации в школах
и межшкольных объединениях;
введение общественной экспертизы проектов
строящихся и действующих микрорайонов,
предусматривающей пропорциональное
создание детских рекреаций для занятий
спортом, повышение ответственности руководителей
учебных заведений, руководителей государственных
служб за поддержание и развитие спортивно
- оздоровительной базы.
Переход с обучения по единым государственным
планам на образовательные программы,
основой которых являются государственные
стандарты, позволяет регионам и учебным
заведениям самостоятельно изменять содержание
образования, разнообразить специальности
и специализации в соответствии с рыночными
условиями.
Повышение качества образовательных услуг,
адаптивность образования к рыночному
спросу предполагает:
реальное уменьшение учебной нагрузки
школьников и студентов, учителей и преподавателей
с учетом самостоятельной работы до нормативов,
установленных госстандартами и КЗоТ;
повышение фундаментальности начального,
общего среднего и базового высшего профессионального
образования;
гуманитаризацию, гуманизацию технического
и естественнонаучного образования, интеграцию,
диверсификацию программ технического,
естественнонаучного и гуманитарного
образования;
совершенствование обучения в национальной
школе путем улучшения кадрового и учебно-методического
обеспечения;
поэтапную компьютеризацию всех уровней
и ступеней образования, обеспечение учебных
заведений вычислительной техникой и
программами;
внедрение образовательных технологий
и траекторий индивидуального обучения,
в том числе:
в начальном образовании - использование
различных по срокам и методам вариантов
обучения с учетом психофизических особенностей
и здоровья детей;
в среднем полном образовании - установление
траекторий поступления в профессиональные
учебные заведения через подготовительные
классы, продвинутые программы с учетом
академических успехов школьников и рекомендаций
учителей;
в среднем и высшем профессиональном образовании
- обучение по индивидуальным учебным
планам и траекториям через выбор курсов
и специализаций;
интеграцию содержания образования в
средних и высших профессиональных учреждениях,
углубление их организационных связей
посредством признания и взаимозачетов
академической успеваемости;
укрепление связи образования с производством
через развитие системы стажировок и практики
студентов, создание гуманитарных и естественнонаучных
центров, научно-образовательных производственных
комплексов, технопарков и техноцентров;
создание крупных многопрофильных колледжей,
реализующих программы общего, начального
профессионального, среднего и продвинутого
профессионального образования.
В целях совершенствования экономики
образования и приведения ее в соответствие
с социально-экономическими реалиями,
в стране в целом, и в частности в регионе,
формирования рынка образовательных услуг
необходимо:
разработать нормативы финансирования
содержания и развития деятельности образовательных
учреждений района;
внедрить механизм многоканального финансирования
каждого учебного заведения, включающий
в себя основные источники финансирования,
платы за обучение, дохода от аренды образовательной
собственности, реализации собственной
продукции, спонсорские и попечительские
средства;
разработать эффективный механизм налогообложения
для местного бизнеса, способствующий
инвестициям в образование;
развивать адресное финансирование и
целевое кредитование в образовании в
следующих направлениях:
образовательные пособия для сельской
молодежи из отдаленных районов для обучения
по дефицитным и престижным специальностям
в учебных заведениях города;
целевые кредиты студентам, в том числе
из малообеспеченных семей, под государственный
региональный заказ;
целевые гранты талантливым учащимся,
студентам, учителям, преподавателям для
учебы за пределами области и за рубежом;
ежегодные гранты студентам, обучающимся
на коммерческой основе, за успехи в спорте,
художественной самодеятельности, искусстве
из региональных фондов развития этой
деятельности;
создать экономически эффективную систему
дополнительного профессионального образования
и подготовки управленческих кадров, способную
обеспечить непрерывный профессиональный
рост квалифицированных специалистов;
стимулировать создание рабочих мест
для вторичной занятости учащихся с неполной
рабочей неделей;
создать систему обслуживания материальной,
учебной, научной базы образовательных
учреждений;
развивать экспорт образования за пределы
области, стимулировать учебные заведения
в создании условий для обучения учащихся
и студентов из других регионов России.
Все это позволит создать условия для
дальнейшего совершенствования и углубления
фундаментального образования, усиление
правовой, экономической и экологической
подготовки.
Так же:
Создание новых организационно-экономических
механизмов развития системы образования
в рыночных условиях, гарантирующих конституционное
право на равное получение государственного
образования и право на выбор индивидуальных
траекторий образования в соответствии
с их предпочтениями, возможностями, в
том числе и через платное обучение.
Улучшение материальной базы образовательных
учреждений, обеспечение повышения квалификации
учителей и преподавателей, развитие информационных
ресурсов в образовании, обновление содержания
и технологий образования, гарантирующих
качественное и конкурентное образование
на внутреннем и внешнем рынках труда
выпускникам касимовских учебных заведений.
Мы получим структуру образования и номенклатуры
специальностей в соответствие с профилем
регионального рынка труда. Эффективную
систему непрерывного образования, обеспечивающего
переподготовку высвобождающейся рабочей
силы и занятость населения.
Заключение
Государственно-политические
и социально-экономические
Произошедший в 90-х годах общесистемный
социально-экономический кризис существенно
затормозил позитивные процессы. Государство
во многом ушло из образования, которое
вынуждено было заняться самовыживанием,
в значительной мере абстрагируясь от
реальных потребностей страны. Это вызвало
серьезные разрывы в системе "государство
- образование - общество". В современных
условиях, когда государство и общество
начали достаточно отчетливо заявлять
свои приоритеты, стало очевидным, что
образование более не может оставаться
в состоянии внутренней замкнутости и
самодостаточности.
Действующая система образования существенно
отстает от процессов, происходящих в
обществе. Устаревшее и перегруженное
содержание сегодняшнего школьного образования,
его оторванность от реальных потребностей
жизни, заставляют многих детей расплачиваться
своим здоровьем за необходимость освоения
нынешних учебных программ. Вместе с тем
школа еще не дает трех важнейших составляющих
стандарта знания наступившего века: информатики
(включая умения вести поиск и отбор информации),
иностранных языков и базовых социальных
дисциплин (экономики и права). Профессиональное
образование, в свою очередь, еще не способно
в должной мере решить проблему "кадрового
голода", обусловленного новыми требованиями
к уровню квалификации работников. В то
же время многие выпускники учреждений
профессионального образования не могут
найти себе работу, определить собственную
"нишу" в современной экономической
жизни. В условиях экономического расслоения
общества все эти недостатки системы образования
усугубились неравным доступом к качественному
образованию в зависимости от доходов
семьи.
Сегодня образовательные учреждения обеспечены
бюджетным финансированием только на
25-40% от расчетной нормативной потребности.
В профессиональном образовании (особенно
в высшем) это частично дополняется внебюджетными
поступлениями от платных услуг, общеобразовательные
же школы практически не имеют возможности
привлечь дополнительные средства. Реальное
недофинансирование образовательных
учреждений составляет до 50-60%.
В настоящее время комплексная и глубокая
модернизация системы образования - это
императив образовательной политики России,
ее главное стратегическое направление.
В переломный период своего развития Россия
должна в полной мере использовать свой
потенциал в сфере образования, науки
и культуры для скорейшего возвращения
в первый эшелон исторически лидирующих
государств. Страна разрешит свои назревшие
социальные и экономические проблемы
не за счет экономии на общеобразовательной
и профессиональной школе, а на основе
ее опережающего развития, исходя из коренных
государственно-политических целей и
интересов.
Используемые
материалы и источники
1. О.М. Рой, "Исследования
социально - экономических и политических
процессов", Питер., 2004 г.
2. В.В. Кафидов., "Исследования систем
управления", М., 2003 г.
3. "Формирование интегрально-креативного
стиля мышления будущих педагогов в образовательной
среде ВУЗа" Дронова Т.А., Издание 2, МПСИ
2008г.
4. Педагогика (ред. П.И. Пидкасистого). М.,
Российское педагогическое агентство,
1996 г.
5. Теоретические основы содержания общего
среднего образования (под ред.В. В. Краевского,
И.Я. Лернера). М., 1983.
6. Громыко Ю. Проектирование и программирование
развития образования. М., 1996г.
7. История педагогики, ред. Н.А. Константинова,
Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой, М. 1955г.
8. Концепция организационно-экономической
реформы системы образования России А.
Асмолов, М. Дмитриев, Т. Клячко, Я. Кузьминов,
А. Тихонов.
9. Кузьминов Я. Советская экономическая
культура: наследие и пути модернизации,
Вопр. Экономики, 1992г.
10. Н. Родин Касимов - Городец Мещёрский,
изд-во "Узорочье", 1997 г.
11. Ю.В. Фулин. Города и районы Рязанской
области, изд-во "Московский рабочий",
1990г.
12. http://www.edu.ru/index. php - Российское образование.
Федеральный образовательный портал
13. http://savin. tele-kom.ru/ - Сайт истории педагогики
Михаила Савина
14. http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс - законодательство
РФ
15. http://www.strana-oz.ru/ - Отечественные записки
- журнал для медленного чтения
16. http://www.edu. nsu.ru/ - Новосибирская открытая
образовательная сеть. Портал среднего
образования.
17. http://www.ryazanreg.ru/ - Официальный сайт Правительство
Рязанской области.
18. http://www.goszakaz. ryazan.ru/ - Официальный сайт
Рязанской области для размещения информации
о государственных заказах
19. http://www.government.ru/
20. http://www.kremlin.ru/ - Официальное интернет-представительство
Президента России
21. http://national. invur.ru/ - Приоритетные Национальные
проекты России
22. http://www.rost.ru/ - Официальный сайт Совета
при Президенте России по реализации приоритетных
национальных проектов и демографической
политике
23. http://www.ed.gov.ru/ - Федеральное агентство
по образованию
24. http://www.kasimov-gorod.ru/ - Официальный сайт Администрации
муниципального образования - городской
округ город Касимов.
25. http://www.kasimov850. narod.ru/ - Сайт посвященный
850-летию города Касимова
26. http://msu-russia.ru/ - Всероссийское информационное
агентство "Местное самоуправление"
27. Телекомпания Касимов-ТВ, программы
в записи.
28. Архив газет "Мещерская Новь", "Мещерские
Вести", "Касимовский ориентир".
29. Семенов Олег Михайлович, начальник
отдела по делам молодежи, физкультуре
и спорту муниципального образования
- городской округ г. Касимов.
Информация о работе Анализ процессов управления в сфере образования