Анализ места и роли права как гарантии собственности и свободы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

В советские времена свободная предпринимательская деятельность человека подавлялась, считалась несовместимой с принципом коллективного труда на предприятиях социалистического сектора. Причем ее сфера с течением времени постоянно сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное искоренение.
Переход российской, как и любой другой экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
Основная часть…………………………………………………………..4
История предпринимательства…………………………………………..4
Понятие предпринимательства…………………………………………..5
Конституционные гарантии предпринимательства…………………….9
Заключение………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Анализ места и роли права как гарантии собственности и сво.docx

— 50.95 Кб (Скачать)

Защита прав и интересов  предпринимателей опирается на довольно широкий спектр конституционных  гарантий, большинство из которых  имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, таки других граждан. К примеру, такие закрепленные в Конституции РФ гарантии, как  право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), право на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), право на возмещение государством вреда (ст. 53) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии защиты от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ) и т.д. адресованы непосредственно предпринимателям. Так, принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств порождает обязанность государства не устанавливать на территории России таможенных границ, не допускать взимания пошлин или сборов и создания каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств предпринимательства

Конституция РФ специально выделяет форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Закон устанавливает, что  признание положения монополии возможно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средствами борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный).

 Для реализации положений  Закона создан Государственный  комитет Российской Федерации  по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических  структур, имеющий территориальные  управления. Эти органы принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т.е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.

 Антимонопольное законодательство  не затрагивает сферу действий, так называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

 Под недобросовестной  конкуренцией понимается ведение  конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключение соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и тогда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

К числу дополнительных гарантий прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля следует отнести ряд ограничений, при проведении соответствующих мероприятий, в соответствии с которыми должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

1) проверять выполнение  обязательных требований, не относящихся  к компетенции органа государственного  контроля (надзора), от имени которого  действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые  проверки в случае отсутствия  при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) требовать представление  документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются  объектами мероприятий по контролю  и не относятся к предмету  проверки, а также изымать оригиналы  документов, относящихся к предмету проверки;

4) требовать образцы (пробы)  продукции для проведения их  исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом  тайну и полученную в результате  проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

6) превышать установленные  сроки проведения мероприятий  по контролю.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В ст. 8, 34 Конституции  РФ гарантируется право на  занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Свобода, как гласит Конституция РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34), является необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности, а свобода предпринимательства отнесена к правам и свободам человека и гражданина. При этом главная задача государства заключается в создании (путем принятия соответствующих правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности, подразумевающую, естественно, и полную экономическую, правовую и иную ответственность за результаты такой деятельности. Образно выражаясь, государство должно установить "правила игры" на рынке.

В соответствии с положениями  ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности является основанием конституционного строя российского государства.

Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда – важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства. Содержащееся в п. 3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.

 Нерегламентированное  законодательством вмешательство  государства и его органов  в деятельность предпринимателя  не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, – нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы предпринимателя. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению.

Как основу рыночных отношений  Конституция РФ закрепляет право  на ведение предпринимательской  деятельности, для которой человек  использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения  правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция РФ устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Беляева О.А. “Предпринимательское право России”: Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2007.
  4. Борисов Е. Ф. “Основы экономики”- М.: Юрист, 1998 .
  5. Кибакин М.В., Сайфуллин В.Г. “Теория хозяйства и права”: Методические указания по написанию реферата (эссе) – М., 2011.
  6. Круглова Н.Ю. “ Хозяйственное право”: Краткий курс: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009.
  7. Лапин М. С., Лапин С. М. “Предприниматель без образования юридического лица” - М.: Инфра, 1997 .
  8. Майга Н. Ф. «Теории хозяйства и права»: Лекции. – Архангельск, 2011.
  9. Мирзоев Г. Б. “Юридическая защита предпринимательства в России” - М.: Юнити, 1997 .
  10. Терешкин  В. В. “Государственное управление и правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации”  - М., 1994.

 

 

.

 

 

 


Информация о работе Анализ места и роли права как гарантии собственности и свободы предпринимательства