Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:26, реферат
Целью нашего исследования является изучение особенностей данного явления обоснованного регулирования данного института.
Исходя из цели определены следующие задачи исследования:
- дать понятие и определить стороны правоспособности и дееспособности;
- раскрыть содержание правоспособности и дееспособности;
- выявить права и обязанности граждан;
Введение
Правоспособность граждан
Дееспособность граждан
Опека и попечительство
Патронаж
Место жительства
Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим
Акты гражданского состояния
Заключение
Список литературы
Для дееспособности, как предпосылки приобретения и осуществления таких прав, основания и порядок ограничения также указываются законом.
Так, допускается ограничение судом дееспособности лиц, ставящих свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Над такими лицами устанавливается попечительство (п.1 ст.30 ГК РФ).
Последствия ограничения дееспособности гражданина состоят в следующем:
- он сохраняет способность к совершению лишь мелких бытовых сделок, необходимые средства для которых предоставляет ему попечитель;
- совершение прочих сделок, получение заработка, пенсии и иных доходов, а также распоряжение ими возможно для него лишь с согласия попечителя;
- имущественная ответственность по совершенным сделкам, а также за причинение им вреда, лежит на нем самом;
- попечитель вправе контролировать расходование предоставленных ему средств (п.1 ст.30 ГК РФ).
Судебное решение, которым была ограничена
дееспособность гражданина, может быть
отменено по отпадении оснований, обусловивших
такое ограничение. Суд, отменяя ранее
вынесенное решение, отменяет и установленное
над гражданином попечительство (п.2 ст.30
ГК РФ).
«В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный институт гражданского и семейного права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав».
Граждане Российской Федерации вступают в различные правоотношения: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и т.д.
Право участия физических лиц в подобных правоотношениях обусловлено наличием у них гражданской правоспособности и дееспособности – правосубъектности.
«Пол опекой и попечительством равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.
Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт – совокупность норма, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах».
«Правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено установление опеки и попечительства и заканчивается её прекращением».
Порядок осуществления опеки регулируется ст. 32 ГК РФ, по которой опека устанавливается над двумя категориями граждан:
- над малолетними (несовершеннолетними до 14 лет);
- гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
С помощью опеки, не обладающие дееспособностью лица выступают как полноценные субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них в их интересах осуществляет опекун, выполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.
Порядок осуществления попечительства санкционируется ст. 33 ГК РФ, она осуществляется в отношении:
- несовершеннолетних (14-18 лет);
- граждан, ограниченных судом в недееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
- дееспособных граждан, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (лица преклонного возраста, инвалиды).
В отличие от опеки попечительство оказывает лишь фактическое или правовое содействие не обладающим дееспособностью лицам, ограждает от злоупотребления третьих лиц.
Решение о назначении опеки и попечительства принимается органом опеки и попечительства, которые относятся к органам местного самоуправления, по инициативе главы местной администрации, которое является обязательным для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и общественными организациями.
«Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу», которая поступает от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, заявления соседей, родственников и.т.д. После проверки и подтверждения данной информации органы опеки и попечительства должны принятия необходимых мер защиты: устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство.
В дальнейшем, после назначения опекуна или попечителя, органы опеки и попечительства играют немаловажную роль в отношениях граждан, ставших опекунами ил попечителями и находящихся под опекой и попечительством. Они осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Таким образом, сводится к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному и заставляет его более ответственно относится к принятым на себя обязательствам.
«Задачи рассматриваемого институту обусловлены назначением опеки (попечительства) как индивидуальной формы устройства граждан. К задачам института опеки и попечительства относятся следующие задачи»:
- защита прав и интересов граждан – центральная и основная задача;
- «обеспечение установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся лиц – организационный характер и ее выполнение состоит в выявлении нуждающихся в опеке и попечительстве лиц и поиске граждан желающих принять над ними опеку и попечительство»;
- «обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой и попечительством, посредством мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица (жилье, пища, одежда) как основа его нормальной жизни»;
- обеспечение государственной поддержкой граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;
- обеспечение исполнительными органами опеки и попечительства возможности их максимального функционирования. Её исполнение состоит в финансировании, кадровой технической обеспеченности деятельности опеки и попечительства.
Важным пунктом в понятии института опеки и попечительства являются основополагающие принципы организации его работы:
- принцип добровольности, то есть «свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей»;
- подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства посредством их надзорной (контрольной) функции;
- обеспечение максимальной защиты прав и интересов подопечных;
- государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных и стимулирование такой деятельности, к которой могут причисляться наделение таких лиц социальными льготами.
Основания для прекращения опеки и попечительства указываются в ст. 40 ГК РФ:
- признания судом полностью недееспособного совершеннолетнего гражданина дееспособным в результате его выздоровления, так как он может сам себя защищать, разумно руководить своими действиями и поступками, связанными с защитой как личных, так и имущественных прав. Но опека только по заявлению опекуна. Если такового не будет, опека может быть прекращена по инициативе органов опеки и попечительства;
- признание судом отмены ограничения дееспособности лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство может быть прекращено по просьбе органов опеки и попечительства;
- достижения подопечным 14 лет - прекращение опеки и наступления попечительства;
- достижение 18 лет, изменение семейно-правового статуса после вступления в брак, эмансипация или приобретение дееспособности. В таких случаях постановление о прекращении попечительства не выносится;
- нарушение условий назначения опекуна, попечителя, предусмотренных п. 2 ст. 35 ГК.
- смерти
подопечного или его опекуна (попечителя).
«В Гражданском Кодексе Российской Федерации предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности», к примеру, тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст.
Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина. Назначаемый попечитель (помощник) должен соответствовать всеми качествам, установленным в Законодательстве Российской Федерации, и назначаться по месту жительства подопечного. «Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа».
«Гражданин, над которым установлен патронаж, может самостоятельно совершать любые сделки, поскольку он полностью дееспособен», попечитель выступает лишь в качестве их помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов, предметов домашнего обихода и т.п.), осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду их совершеннолетними детьми и др.).
Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданином прекращается:
- по требованию гражданина, находящегося под патронажем;
- при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
- по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей;
- при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в том числе использование патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи;
- при смерти подопечного (без вынесения соответствующего решения).
Для прекращения патронажа необходимо
решение соответствующего органа опеки
и попечительства (принятие акта главой
местной администрации).
Местом жительства считается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п.1 ст.20 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации не воспринял идеи множественности мест жительства, закрепляемой правом некоторых зарубежных стран; содержание ст.20 позволяет заключить, что кодекс исходит из положения о том, что у гражданина может быть только одно место жительства.
Регламентация гражданским законодательством вопроса о месте жительства имеет важное практическое значение. Охрана прав и интересов граждан, обеспечение стабильности, устойчивости гражданских отношений, учет государственных и общественных интересов требуют определенности в вопросе о месте постоянного или преимущественного проживания граждан. Так, место исполнения обязательства нередко определяется по месту жительства его участников (ст.316 ГК РФ), местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя, предъявление иска осуществляется в суде по месту жительства ответчика и т.д.
Постоянное проживание не обязательно предполагает длительное либо непрерывное пребывание лица в месте своего жительства. Речь идет о месте, в отношении которого существует предположение, что гражданин всегда в нем находится, независимо от его фактического местонахождения в данный момент. Например, лицо, находящееся в командировке и проживающее в гостинице, не имеет в ней места своего жительства. Официальные извещения, вызовы, судебные повестки, при необходимости, посылались бы такому лицу по месту его постоянного жительства.