Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:43, контрольная работа
Вступая в XXI в., человечество пытается анализировать уроки недавнего прошлого, сделать выводы для себя на будущее. И это вполне естественно. Г. Сантаяна писал: «Кто не помнит прошлое, тот обречен снова его испытать». XX в. оставил много хорошего в памяти и жизни человеческого общества. Однако история хранит немало отрицательного и даже страшного и дикого (мировые войны, болезни, геноцид и многое другое).
Одним из важнейших достижений уходящего века является не только сохранение для мировой цивилизации и культуры идеи прав человека, но и придание ей нового звучания и «веса», становление международного сотрудничества в области прав человека, которое произошло во второй половине XX в.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Вступая в XXI в., человечество пытается анализировать уроки недавнего прошлого, сделать выводы для себя на будущее. И это вполне естественно. Г. Сантаяна писал: «Кто не помнит прошлое, тот обречен снова его испытать». XX в. оставил много хорошего в памяти и жизни человеческого общества. Однако история хранит немало отрицательного и даже страшного и дикого (мировые войны, болезни, геноцид и многое другое).
Одним из важнейших достижений уходящего века является не только сохранение для мировой цивилизации и культуры идеи прав человека, но и придание ей нового звучания и «веса», становление международного сотрудничества в области прав человека, которое произошло во второй половине XX в. Перед нами исторический факт: идея прав человека, при всех трудностях и перипетиях ее утверждения, сохраняет свою привлекательность на рубеже двух столетий. Более того, отвечая всеобщим чаяниям, она побуждает к изменениям, проводит грань между прошлым, настоящим и будущим, является фактором, ускоряющим ход событий. Ряд обстоятельств объективно способствует возрастанию внимания к этой проблеме.
Во-первых, огромное влияние оказывает острота проблемы выживания человечества. Выживание предполагает совместное разрешение таких глобальных проблем, как разоружение, предотвращение ядерной войны, ликвидация голода и различного рода болезней, улучшение окружающей среды и др. Подчеркнем, что эти проблемы остаются актуальными и в начале XXI в. Совместное разрешение перечисленных проблем возможно лишь при условии доверия между народами и государствами, а одной из предпосылок доверия является уважение прав человека. Недостаточное внимание к этой проблеме неизбежно тормозит решение другой.
Во-вторых, проблема прав человека неразрывно связана с другой, не менее важной проблемой XX в.— демократизацией поэтических режимов власти. Борьба за права во многом способствовала падению многочисленных диктатур, тоталитарных и авторитарных режимов, особенно в Европе и Латинской Америке. Тем не менее, борьба между демократией и ее антиподами далеко не завершена, в том числе и в странах СНГ. Наоборот, она может обостриться.
В третьих, актуальность данной проблемы обусловливается и возрастающими требованиями к человеку. «Стань самим собой» — призывали еще древние греки. Они обращали свой призыв как к отдельному человеку, так и ко всему человечеству. Но как это сделать? Здесь многое будет зависеть от способности человека отойти от «зацикленности» на той или иной идеологии, от того, насколько человек знает свои права, а главное умеет их защищать. Более того, объективно человечеству надоело жить среди моря лжи, отчужденности, быть носителем таких пороков, как бескультурье и хамство, зависть и пренебрежение к другому, моральное разложение и др. Эти пороки будут проявляться гораздо в меньшем объеме по мере того, как права человека войдут в жизнь современных обществ и большинства людей.
Права человека на рубеже XX и XXI вв. имеют и свои особенности. Одна из них — глобализация прав человека. Тенденция расширения влияния прав человека становится более заметной. Проявляется она прежде всего в расширении географии влияния прав человека на жизнь обществ. Так, если в конце XVIII в. о правах заявили в США и во Франции, то в конце XX в. — практически во всем мире. Тенденция состоит в том, что к середине XXI в. эта идея овладеет умами миллионов людей не только Европы и Америки, но и Азии и Африки. Глобализация пойдет в другом направлении, в глубь общества. Так, наряду с тем, что идея прав человека овладела определенными слоями интеллигенции, налицо тенденции проникновения ее в среду рабочих, молодежи, инвалидов, беженцев, безработных, предпринимателей, бездомных и др. Эта тенденция в XXI в. будет расширяться.
Вторая особенность — это все более полная и всесторонняя связь прав человека с проблемой развития, с развитием экономическим, нравственным, политическим, развитием как отдельной личности, так и всего общества. Такая взаимосвязь предполагает усиление внимания к интеллектуальному развитию. Проблема реализации права на образование по-прежнему будет оставаться наиболее актуальной и требующей своего разрешения.
Третья особенность — все более явственное проявление прав человека как духовно-нравственной ценности общества. Такой подход не был определяющим до последнего времени, но может стать таковым в ближайшей перспективе. Удастся или нет реализовать данную тенденцию, от этого во многом зависит процесс утверждения прав человека в жизни человеческого общества в новом столетии.
Реальную угрозу утверждению прав человека на заре XXI в. представляют:
а) многочисленные локальные войны и акты насилия. Их было немало во второй половине прошлого столетия, не исключается их активизация и в будущем. Такое проявление связано с игнорированием прав человека на мир и безопасность, на жизнь и другие виды прав человека;
б) голод и нищета, несправедливое распределение доходов. На земном шаре есть регионы, где существует голод, а нищета миллионов людей стала нормой жизни. За последние десятилетия абсолютное число людей, живущих в условиях голода и крайней нищеты значительно возросло. Более 1,2 млн. землян имеют доходы, не превышающие одного доллара в день;
в) агрессивность авторитарных и тоталитарных режимов власти. Как уже отмечалось, борьба между демократией и авторитаризмом и тоталитаризмом скажется не только на политической карте мира, но и на самом процессе утверждения прав человека
г) возрождающаяся религиозная агрессивность. Например активность исламского фундаментализма проявляется не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и на Кавказе, в Средней Азии и других регионах мира. Исламский фундаментализм в принципе исключает идею прав человека из ценностей исламского общества. И это не случайно, так как практика на его основе приводит к нарушениям прав женщин; исключается принцип свободы совести и др.;
д) новая опасная концепция — так называемое исключительное «право своего народа», во имя которого попираются права народов других стран.
Существенное звено механизма торможения процесса утверждения прав человека — заблуждения общественного сознания. Они проявляются как в целом мире, так и в отдельных странах.
На республиканской
I. Слишком многие считают,
что права человека — это
политическая категория. В
2. Некоторые исследователи
при рассмотрении прав
3. Многие почему-то считают, что изучать права человека надо только детям, молодежи. Права человека надо знать, в том числе и взрослым.
4 Мешает неправильное понимание роли и значимости прав человека в жизни общества. С одной стороны, есть суждения типа: Изучим права человека и будем делать революцию», «Зачем изучать, если нет возможности изменить их состояние в лучшую сторону». Такая позиция неверная. Борьба за права человека не приводит к революциям, ибо используются ненасильственные методы, а если в результате этого активизируются позиции каждого конкретного человека в их защиту, то здесь ничего плохого нет.
Данное положение предполагает, что изучение прав человека с неизбежностью приведет каждого человека к пониманию следующего: права человека сами по себе не появятся, их надо отстаивать, защищать, отвоевывать у правящей элиты.
5.Отрицательное влияние
оказывает подход, при котором
права человека отрываются от
обязанностей, более того, противопоставляются
друг другу. Деятельность
В итоге по истечении полстолетия со дня провозглашения Всеобщей декларации прав человека несмотря на достойные уважения многочисленные мероприятия и усилия Организации Объединенных Наций жизнь, развитие, свобода, неприкосновенность и достоинство как фундаментальные ценности человеческой цивилизации и столь же фундаментальные нрава человека и народов по-прежнему находятся под угрозой. Действительно, не проходит ни дня, чтобы мир не столкнулся с явлениями насилия, голода, страха, произвольного задержания, ареста, содержания в заключении, моральных и физических пыток, возрождения рабства, геноцида, агрессивного национализма, ксенофобии, этнических чисток, дискриминации и нетерпимости по признаку расы и пола, религии и веры, социальной и национальной принадлежности, политических и иных убеждений. Ни дня не проходит, чтобы людей не преследовали за инакомыслие, за их попытки на реализацию своего выбора и самоопределения, своего права на социальный протест. Не проходит ни дня, чтобы мы не стали свидетелями актов терроризма, в том числе и государственного терроризма.
По-прежнему пренебрежение и презрение к правам человека и в международном, и в национальном масштабах ведет к варварским актам, возмущая совесть человечества. По-прежнему человек и гражданин во многих странах и регионах грезит, как о несбыточной мечте, о «мире, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды», будут свободны от цивилизованного варварства и дикого насилия.
При этом главным субъектом грубых и массовых нарушений прав человека выступает государство или несколько государств, рвущихся к абсолютной власти над обществом и человеком.
«…Давайте не будем обманывать себя! — говорил на Венской конференции по правам человека Генеральный секретарь ООН того времени Бутрос Бутрос-Гали,— …некоторые государства пытаются — часто самыми различными средствами — приспособить права человека для своих собственных целей, даже сделав их инструментом национальной политики, некоторые государства постоянно пытаются выхолостить или вообще ликвидировать права человека» .
Наблюдая эти негативные явления, часто задаешься вопросом: а может не прав был великий Кант, утверждая, что свобода есть « единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду»?2 Может, прав был великий Гете, утверждавший в одной из своих поэм «der Mench ist nicht geboren frei zu sein» — человек не рожден быть свободным? На этот сакраментальный вопрос человечество до сих пор не может дать вразумительного ответа.
Информация о работе Актуальность прав человека, тенденции развития