Агентский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Широкое развитие предпринимательства привело к возрастанию роли представителя-профессионала, для которого замещение собой другого само становилось особым видом предпринимательской деятельности, направленной, в свою очередь, на удовлетворение потребностей главным образом предпринимателей.
Целью данной курсовой работы является понятие и сфера применения агентского договора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие агентского договора……………………………………………..5
2. Сфера применения агентского договора………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие агентского договора……………………………………………..5
  2. Сфера применения агентского договора………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Актуальность. Широкое развитие предпринимательства  привело  к возрастанию роли представителя-профессионала, для которого замещение собой  другого само становилось особым видом предпринимательской деятельности, направленной, в свою очередь, на удовлетворение потребностей главным образом предпринимателей.

       В таких условиях опосредствующий  представительство договор поручения  и даже договор комиссии, рассчитанный на участие в нем, хотя бы на одной  из сторон, предпринимателя, становились порой тесными. Это стало особенно ощутимым по мере того, как все большее значение приобретала потребность в «обслуживании», предполагавшем не только установление длительных устойчивых связей, но в то же время и усложнение оказываемых одним из контрагентов другому многообразных по своему характеру услуг, включая наряду с юридическими и фактические услуги

       Таким образом, постепенно накапливались  предпосылки для выделения еще  одного, третьего по счету, договора, способного охватить все такого рода услуги, потребность в которых рождал рынок. Такой договор в одних странах поглотил поручение и комиссию, а в других стал сосуществовать с ними в созданной для него законодателем и судебной практикой нише. Договор этот рассчитан на участие в нем особой категории предпринимателей-агентов.

       Агентские соглашения очень широко распространены в международном товарообороте  как один из видов посредничества на иностранных рынках. Использование  услуг агентов дает существенные преимущества, применение агентских  договоров в торговом обороте является необходимым условием и залогом успешной деятельности по продвижению товаров и услуг на рынке.

       Между тем правовое регулирование агентских  отношений в каждой стране обладает своей спецификой. Унификация же национального  законодательства в сфере агентских отношений не принесла пока ощутимых результатов. Более того, по мнению некоторых авторов1, унификация норм материального права применительно к отношениям агентирования - сложная, практически невыполнимая задача. Существующие различия в терминологии, в материально-правовом содержании норм, регулирующих рассматриваемые отношения, а также в сфере применения агентского договора определяют актуальность данной курсовой работы.

       Объектом  данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающих в результате совершения и исполнения агентского договора. Предмет - гражданское законодательство Российской Федерации, регулирующее договорные отношения по агентированию и сфере его применения.

       Целью данной курсовой работы является понятие и сфера применения агентского договора.

       Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. изучить понятие агентского договора;
    2. рассмотреть сферу применения агентского договора.

       Методологической основой исследования являются ряд общенаучных и частнонаучных методов, а именно: формально-логический, методы анализа и синтеза, метод сравнительного правоведения, в том числе сравнительного и сравнительно-исторического правового исследования.

       В структуру данной курсовой работы входят введение, два параграфа, заключение и список использованных источников.  
 
 
 
 

1. Понятие агентского  договора 

       Агентский договор - понятие относительно новое  для российского законодательства. Несмотря на то, что в России в период НЭПа было принято и некоторое время действовало Постановление СНК СССР от 1925 г. «О торговых агентах», в кодифицированном акте свое законодательное закрепление агентский договор получил впервые с принятием части второй ГК РФ.

       «Прообразом» нового для России вида договора явился агентский договор («agency agreement») в англо-американском праве, который хотя и не был полностью реципирован российским законодателем, но оказал на регулирование агентских отношений в России существенное влияние. В силу этого в данной статье в сравнительно-правовом ракурсе будут освещены основные вопросы, возникающие при рассмотрении агентских отношений, а именно: понятие агентского договора, форма заключения договора, права и обязанности сторон по договору.

       Агентскому  договору в России посвящена гл. 52 части второй ГК РФ. Из смысла ст. 1011 ГК РФ, которая прямо указывает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49 «Поручение» и гл. 51 «Комиссия», следует, что в принципе агентский договор призван объединить и расширить возможности договоров поручения и комиссии. Однако не подлежат применению такие правила, содержащиеся соответственно в гл. 49 или 51, которые противоречат положениям гл. 52 либо существу агентского договора.

       В Гражданском кодексе Франции (ФГК) отсутствует упоминание об агентах. Что же касается Торгового кодекса этой страны (ФТК), то в нем из числа близких агентскому договору могут быть названы отношения, выделенные в специальный раздел, именуемый «Des agents de change et courtiers».

       Что же касается собственно агентских договоров, то, как правило, их регулирование  осуществлялось прежде всего применительно к главе ФГК «Поручение». Основанием для этого служило признание агента разновидностью поверенного. Так, Л. Жюллио де ла Морандьер называл так торгового агента, усматривая его отличие, например, от комиссионера в том, что он действует от имени лица, давшего поручение, притом открыто, в то время как комиссионер действует от собственного имени, не раскрывая имени лица, от которого было получено поручение2.

       В условиях отсутствия специального регулирования  агентского договора в ФГК и ФТК  основным правовым источником соответствующего договора служили изданные на этот счет в разное время законы.

       Рассматриваемый договор, если иметь в виду кодификационные акты континентального права, впервые получил закрепление в Германском торговом уложении (ГТУ). Соответствующий его раздел вначале именовался «Торговый агент», а впоследствии изменил свое наименование на «Торговый представитель»3.

       Обозначив фигуру «торгового агента» («торгового представителя»), ГТУ все же в перечень поименованных им торговых сделок агентский договор не включил. В гл. 4 («Торговые сделки») нашлось место, наряду с куплей-продажей, экспедиционными и складскими сделками, а также сделками по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, только одной связанной с представительством торговой сделке - комиссии. Достаточным доказательством самостоятельности заключаемого торговым представителем (агентом) договора может служить указанный раздел ГТУ, помещенный в первую его книгу («Торговое сословие»). Имеется в виду, что этот раздел хотя и назван именем соответствующего участника – «Торговый представитель» (ранее – «Торговый агент»), но состоит исключительно из норм, регулирующих договор, в котором указанный участник выступает.

       Содержащееся  в ГТУ определение торгового  представителя (торгового агента) позволяет  выделить набор непременных признаков  самого этого участника оборота. Имеется в виду, что торговым агентом  может быть названо лицо, самостоятельно занимающееся промыслом, которому поручено постоянно посредничать для другого предпринимателя в сделках или заключать сделки от его имени. Ставший традиционным для агентских договоров признак самостоятельности разъяснен в самом Уложении: речь идет о возможности свободно организовывать свою деятельность и определять свое рабочее время. Отмеченное позволяет отграничить этих лиц от служащих (работников) юридического лица.

       Не  отличаясь в этом смысле от глав, посвященных отдельным видам  договоров, соответствующий раздел ГТУ («Торговый представитель») регулирует вопросы, связанные с порядком заключения договора торгового представителя с «предпринимателем» (так именуется контрагент торгового представителя), правами и обязанностями каждой из сторон, а равно с прекращением договора. Ряд его статей посвящен праву агента на вознаграждение. В них определяются основания возникновения соответствующего права, порядок установления размера вознаграждения, а также сроков его выплаты. Исполнение соответствующей этому праву обязанности принципала обеспечивается наделением торгового представителя правом удержания, от которого он не может отказаться (имеется в виду, что такой его отказ не влечет утраты, выражающей удержание возможности). Допускается принятие на себя торговым представителем ручательства перед «предпринимателем» за исполнение сделки третьим лицом. Такая гарантия представляет собой то же дополнительное обязательство, что и делькредере в договоре комиссии. Нормами, носящими в основном такой же императивный характер, предусматривается и ряд других обязанностей, направленных на обеспечение торговому представителю (торговому агенту) условий, необходимых для выполнения полученного поручения и одновременно защищающих интересы контрагента.

       Глава, именуемая «Агентский договор», выделена в Итальянском ГК (ИГК). Раскрываемое ИГК понятие указанного договора включает обязанность агента постоянно за вознаграждение содействовать заключению договоров в интересах второй стороны на определенной территории. Правовое регулирование договора охватывает некоторое число ограничительных мер, призванных оберегать каждую из сторон от способных нарушить ее интересы действий контрагента. Так, принципал не вправе использовать более одного агента для осуществления того же вида бизнеса (имеется в виду бизнес, предусмотренный уже заключенным договором) в одно и то же время и на той же территории. Аналогичное ограничение адресовано и агенту. Оно относится на этот раз к возможностям одновременного обслуживания им других предпринимателей.

       Специально  выделена среди прочих обязанность  агента соблюдать указания принципала, а также предоставлять последнему полезную для него информацию, в  том числе относящуюся к состоянию  рынка на территории, в которой  предстоит действовать агенту. Право  на вознаграждение признается за агентом в отношении регулярно исполняемых сделок с тем, что при неполном исполнении им своих обязательств размер вознаграждения соответственно уменьшается. Специально оговорена возможность наделения агента полномочиями выступать от имени принципала, что тем самым предполагает a contrario выступление агента в остальных случаях от собственного имени.

       Агентский договор, признанный законодательством, а также судебной практикой ряда других стран континентальной Европы, по наименованию и некоторым другим характеризующим его признакам, несомненно, близок к одноименным договорам, занимающим особое место в системе англо-американского права.

       Агентские отношения в англо-американском праве регулируются главным образом  прецедентным, а не статутным правом. Договоры поручения и комиссии англо-американскому праву неизвестны, соответствующие отношения охватываются агентским договором. Кроме того, само понятие «агент» в англо-американском праве шире своего аналога в России, поскольку агентами являются и служащие юридических лиц, которые могут быть уполномочены на совершение сделок в интересах своего работодателя (принципала), а могут и не быть уполномочены.

       Согласно  ст. 1005 ГК РФ «по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала». По англо-американскому гражданскому праву агентство («agency») - это отношение между двумя лицами, в котором одно лицо выразило согласие действовать в пользу и под контролем другого.

       Таким образом, предмет агентского договора по российскому гражданскому праву, так же как и в англо-американском праве, может составлять не только юридические, но и иные действия. Если речь идет о деятельности принципала в коммерческом обороте, то такими «иными действиями» будут, например, проведение рекламной кампании и других мероприятий по изучению и освоению рынка (маркетинговые исследования).

       Поскольку ГК РФ не содержит специальных требований к форме агентского договора, при его заключении стороны должны руководствоваться общими положениями Гражданского кодекса о форме договоров. Вместе с тем, на наш взгляд, из смысла п. 2 ст. 1005 ГК РФ следует, что независимо от субъектного состава и суммы сделки право на совершение агентом юридических действий от имени принципала должно объективироваться в письменном документе4. В случае закрепления в агентском договоре общих полномочий агента на совершение сделок от имени принципала (без конкретизации их характера) принципал не имеет права в отношениях с третьими лицами ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

Информация о работе Агентский договор