Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:45, курсовая работа
Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.
Вступление:
а) определение и место адвокатуры в системе правоохранительных органов,
б) основные задачи адвокатуры.
Основная часть:
а) история образования и развития адвокатуры,
б) организация адвокатуры на современном этапе,
в) коллегии адвокатов,
г) общее собрание, президиум, ревизионная комиссия,
д) юридические консультации и вопрос сохранения в них личных тайн граждан,
е) проблемы оплаты труда адвокатов,
ж) статус адвоката,
з) непроцессуальная деятельность защитника,
Заключение:
Адвокатура в РФ
ПЛАН
Вступление:
а) определение
и место адвокатуры в системе
правоохранительных органов,
б) основные
задачи адвокатуры.
Основная часть:
а) история
образования и развития адвокатуры,
б) организация
адвокатуры на современном этапе,
в) коллегии
адвокатов,
г) общее
собрание, президиум, ревизионная комиссия,
д) юридические
консультации и вопрос сохранения в них
личных тайн граждан,
е) проблемы
оплаты труда адвокатов,
ж) статус
адвоката,
з) непроцессуальная
деятельность защитника,
Заключение:
а) взаимоотношения
адвокатуры с государственными органами,
б) о
проекте нового "Закона об адвокатуре".
Адвокатура
- это добровольное профессиональное
объединение граждан, осуществляющее
в установленном законом порядке защиту
на предварительном следствии, дознании,
в суде по уголовным делам, кроме того,
осуществляющее представительство интересов
истцов и ответчиков по гражданским делам.
Адвокатура является общественной самоуправляющейся
организацией, призванной на основе закона
оказывать населению и организациям юридическую
помощь путем консультирования по правовым
вопросам, составления разного рода документов
и деловых бумаг.
Адвокатура
занимает важное место в системе
правоохранительных органов и организаций.
Однако она не является правоохранительным
органом, т.к. у адвоката нет полномочий
по принуждению за соблюдением чьих-либо
прав, он действует на принципиально иной
основе: он - защитник, т.е. защищает. Защита
нужна для того, чтобы не допустить следственных
и судебных ошибок особого рода: привлечения
к уголовной ответственности, предания
суду и осуждения невинного либо осуждения
виновного по закону, предусматривающему
ответственность за более тяжкое преступление,
чем в действительности им совершенное
или назначения чрезмерно сурового наказания,
а также в других случаях.
Устранение
таких ошибок является прерогативой
должностных лиц и органов, ответственных
за производство по уголовному делу либо
осуществляющих надзорные полномочия.
Задача же защитника состоит в том, чтобы
своими ходатайствами, жалобами, возражениями,
объяснениями обращать внимание компетентных
должностных лиц на допущенные следственные
и судебные ошибки и требовать их устранения.
Обращая
внимание в своих ходатайствах на
грубые нарушения законности, допущенные
сотрудниками милиции или следователями,
адвокаты способствуют не только устранению
ошибок по конкретному делу, но и улучшению
стиля работы правоохранительных органов.
Успешный
выбор и реализация защиты обвиняемого
во многом зависит от профессионального
мастерства адвоката, от его умения анализировать
материалы дела, вести допрос, формулировать
вопросы к экспертам. В распоряжении защитника
находятся различные средства, с помощью
которых он спорит с обвинением. Он может,
в частности: - обращать внимание суда
на недостаточность доказательств, положенных
в основу обвинения; - указывать на неисследованность
версии, опровергающей или ставящей под
сомнение версию обвинения; - опровергать
обвинение путем критики лежащих в его
основе доказательств; - доказывать факты,
несовместимые с теми, которыми обосновано
обвинение.
Выбор
способа действий зависит от защитника,
который должен учитывать доказательственную
ситуацию по делу.
Однако
следует подчеркнуть, что защита
обвиняемого ни при каких обстоятельствах
не может превращаться в защиту преступления.
Адвокат не может по просьбе обвиняемого
прибегать к незаконным методам защиты,
несоответствующим правилам процесса.
Из деятельности адвоката совершенно
исключены подтасовка фактов, их искажения,
подговор свидетелей или постановка им
наводящих вопросов.
В соответствии
со статьей 23 Основ уголовного судопроизводства
(ст. 51 УПК РСФСР) адвокат не может отказаться
от защиты. Он не только не вправе использовать
свою информацию во вред подзащитному,
но и прямо обязан в силу односторонности
выполняемой им функции максимально использовать
предусмотренные законом средства и способы
для выяснения всего, что оправдывает
обвиняемого или смягчает его ответственность.
В силу
специфики функций, возложенных
на адвокатуру, ее альтернативности органам
государственной власти, отношение к ней
менялось в различные периоды истории
России. Поэтому, прежде чем перейти к
рассмотрению вопросов, небезынтересно
будет обратить внимание на историю зарождения
и развития этого института в нашей стране.
Путь становления российской адвокатуры
был сложным, предпринимались различные
поиски лучших форм и способов организации
адвокатуры.
При
самодержавии развитие адвокатской
деятельности тормозилось нежеланием
государства разрешить создание профессиональных
адвокатских объединений. Все цари, от
Петра I до Николая I, были настроены решительно
против создания в России адвокатской
корпорации западного образца. В течение
всего дореформенного периода правовые
представители были аморфной группой
без соответствующего профессионального
обучения, организации и названия. Адвокатской
практикой занимались в основном государственные
служащие невысокого ранга в свое свободное
время или находясь в отставке.
Судебная
реформа 1864 года заложила основы компетентной
и самоуправляемой организации адвокатов.
Сформировалась адвокатская профессия,
обладавшая как западными, так и традиционно
русскими чертами.
Адвокаты
подразделялись на две группы: присяжных
поверенных корпорацию, дававших профессиональную
присягу адвокатов - и частных
поверенных, занимавшихся адвокатской
практикой индивидуально. Присяжные поверенные
играли среди адвокатов ведущую роль и
набирались из наиболее образованной
части русской элиты. Обязательным условием
вступления являлся законченный университетский
курс юридических наук и не менее 5 лет
работы в судебном ведомстве. Профессиональные
объединения присяжных поверенных организовывались
по территориальному признаку. Совет и
Общее собрание являлись органами самоуправления.
В отличии
от присяжных поверенных, имевших право
выступать в любом суде Российской империи,
частные поверенные могли выступать только
в судах, выдавших им такое разрешение.
Законодательство, регулирующее деятельность
частных поверенных, сохраняло их дореформенный
статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности
частных адвокатов, включая членство и
дисциплинарные вопросы, решались в первую
очередь судами. Более общий контроль
осуществлялся Министерством Юстиции.
Работа адвоката заключалась в ведении
тяжб и выступлениях перед судом и подготовке
документов по уголовным и гражданским
делам. С 1890 года стала развиваться коллективная
форма работы в виде юридических консультаций.
Кроме
случаев ведения дел по назначению
суда, вознаграждение за которые выплачивалось
из общего фонда, оплата труда адвоката
производилась по договоренности с клиентом.
Хотя Министерство Юстиции и установило
размеры оплаты услуг, они были необязательны
и применялись лишь в случаях разногласий
между адвокатом и клиентом.
3 марта
1890 года был принят закон,
Сразу
после падения старого режима
были отменены все ограничения на
прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное
правительство приняло закон, позволяющий
заниматься адвокатской практикой женщинам.
Смена
политической власти в России привела
к изменению направления
Каково
же было отношение большевиков к
адвокатуре? Многие выдающиеся революционеры
досконально знали тонкости адвокатской
профессии, т.к. практиковала в качестве
адвокатов при старом режиме. П. Красиков,
Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский да
и сам Ленин были до революции членами
адвокатуры. После получения диплома юриста
в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте
21 года без особого энтузиазма проработал
в течение полутора лет помощником адвоката
в провинциальном городе Самаре. Будучи
под началом присяжного поверенного Хардина,
он провел всего 10 дел о незначительных
преступлениях, и во всех случаях его клиенты
были осуждены.
Придя
к власти, большевики поняли, что
тактика работы в зале суда, оказавшая
большую помощь в разоблачении и
ослаблении системы царизма, может
быть использована и против нового
режима.
24 ноября
1917 года был принят Декрет о
суде, который упразднял адвокатуру,
прокуратуру, отделы уголовных расследований
и практически всю судебную систему. И
если большинство юридических учреждений
должно было быстро реорганизоваться
на революционных началах, то адвокатской
корпорации законодательство замены не
предусматривало. Интересы личности в
суде было разрешено представлять любому,
обладающему гражданскими правами, не
опороченному гражданину.
Издание
нового Декрета N 2 о суде не привело
к немедленной замене старой адвокатуры
коллегиями правозащитников. Декрет N
2 предписывал создание при местных
советах коллегий правозащитников,
но он не оговаривал того, какими они
должны быть и не обязывал местные
советы исполнять его положения.
На
первом Всероссийском съезде комиссаров
юстиции в Москве в апреле 1917 года
было принято решение об установлении
для правозащитников
Распад
старой правовой системы привел к
массовому уходу из адвокатской
корпорации.
30 ноября
1918 года ВЦИК принял Положение
"О народном суде", которое
заменило существовавшие законы о судах
и адвокатуре. Коллегии правозащитников
заменялись коллегиями с еще более неудобоваримым
названием - коллегия обвинителей, защитников
и представителей сторон в гражданском
процессе. Члены новых коллегий становились
государственными служащими на окладе,
назначаемыми местными советами, причем
размер окладов приравнивался к размерам
судей народных судов. Клиенты должны
были вносить плату за услуги на счет Комиссариата
юстиции, из бюджета которого предполагалось
выплачивать зарплату.
Закон
запрещал гражданам обращаться за юридической
помощью к адвокату лично. Необходимые
прошения и по уголовным и по гражданским
делам должны были направляться руководству
коллегии или в суд, и тогда эти инстанции
назначали адвокатов. Таким образом, государство
приобретало возможность влиять на дело
еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании
коллегий в законе не упоминалось.
С конца
1918 года защитника, за редким исключением,
перестали допускать к участию
в предварительном следствии. Если
по Декрету N 2 о суде присутствие адвоката
разрешалось на слушаниях всех уголовных
дел в народных судах, то по Положению
"О народном суде" 1918 года судьи имели
право не допускать защитника в суд с целью
представления интересов клиента, за исключением
небольшого числа случаев, когда присутствовал
государственный обвинитель или когда
дело рассматривалось судом в составе
6 заседателей.
29 июня
1920 года Третий всероссийский съезд работников
юстиции утвердил план привлечения адвокатов
к трудовой повинности. Вместо коллегии
обвинителей и защитников была введена
система, в соответствие с которой юристы,
работавшие в частных или государственных
учреждениях, периодически привлекались
к ведению дел на основе обязательной
трудовой повинности. Это означало ликвидацию
адвокатской корпорации.
Ничтожное
число консультантов, работавших в
местных отделах юстиции, не могло
удовлетворить потребности населения,
что привело к распространению подпольной
адвокатской практики.
Новый
закон об адвокатуре, вышедший к
середине лета 1922 года, предусматривал
возрождения института защитника в каждой
губернии. Но об организации общероссийской
коллегии адвокатов в законе не говорилось.
Обязанность надзора возлагалась на суды
и прокуратуру, куда без промедления должны
были высылаться стенограммы всех заседаний
коллегий. Как и до революции, делами губернских
коллегий должен был руководить президиум,
избираемый на определенный период общим
собранием. Частная адвокатская практика
законом в целом не регулировалась. За
государственными органами закреплялось
право исключать адвокатов из корпорации.
Значительное
большинство членов новых коллегий
были так называемыми буржуазными
специалистами - членами профессиональной
корпорации, получившими образование
при царском режиме. Цифры за 1923 год
свидетельствуют, что приблизительно
75% всех вступивших в коллегии получили
высшее юридическое образование в царских
учебных заведениях.