Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:24, доклад
Гражданско-правовая ответственность продавца, исполнителя или изготовителя является наиболее распространенной. Она вытекает из гражданского законодательства, регулирующего комплекс договорных отношений. Дело в том, что все отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) существуют только в рамках определенного договора (даже если стороны ничего не заключали и не подписывали, то в этом случае будет иметь место устный договор).
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
Тема «Ответственность
за нарушение прав потребителей»
рассматривает основания и
Продавец, изготовитель или исполнитель
за нарушение прав потребителей может
быть привлечен к одному из следующих
видов ответственности:
Гражданско-правовая
ответственность продавца, исполнителя
или изготовителя является наиболее
распространенной. Она вытекает из
гражданского законодательства, регулирующего
комплекс договорных отношений. Дело в
том, что все отношения между
потребителем и продавцом (изготовителем,
исполнителем) существуют только в
рамках определенного договора (даже
если стороны ничего не заключали
и не подписывали, то в этом случае
будет иметь место устный договор).
Поэтому гражданское
. Административно-правовая
ответственность является следствием
осуществления федеральными органами
исполнительной власти своих контрольных
функций и состоит в наложении штрафов
и выдаче предписаний различного рода
на правонарушителей-граждан и юридических
лиц.
Административным правонарушением (проступком)
признается противоправное, антиобщественное,
виновное (умышленное или неосторожное)
действие или бездействие, за которое
законодательством установлена административная
ответственность. Административная ответственность
за правонарушения наступает, если эти
нарушения по своему характеру не влекут
за собой в соответствии с действующим
законодательством уголовной ответственности.
Исходя из сказанного можно выделить существенные
признаки административной ответственности:
Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения свершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Выделяют следующие виды административных взысканий:
Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания. При этом многие из них часто не причиняют непосредственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут при меняться. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовно го дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Действующее административное законодательство предусматривает различные составы административных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др., за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нарушений и размеры ответственности по ним:
Действующее законодательство наделяет ряд государственных органов полномочиями по защите прав потребителей. Один из них Министерство по антимонопольной политике и его территориальные подразделения. Данный орган рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства и осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. В этой области его деятельность можно подразделить на два главных направления:
В первом случае действия
антимонопольных органов начинаются с
рассмотрения конкретных заявлений граждан.
В случае отказа хозяйствующим субъектом
в добровольном порядке удовлетворить
законные претензии потребителя, то антимонопольные
органы возбуждают дело о нарушении конкретных
статей Закона и принимают меры к принудительному
удовлетворению требований потребителя,
путем вы дачи обязательных для исполнения
предписаний. Помимо этого предусмотрена
также выдача предписаний о прекращении
или о приостановлении продажи то варов
в случаях, если специалистами антимонопольных
органов выявлены следующие нарушения:
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;
Предписание выносится
в соответствии с принятым решением в
течение трех дней после разбирательства
дела или оформляется в течение трех дней
со дня составления акта проверки продавца
(изготовителя, исполнителя). Предписание
подлежит добровольному исполнению с
обязательным уведомлением об этом антимонопольного
органа. В случае уклонения от исполнения
или несвоевременного исполнения предписания
о прекращении нарушений прав потребителей
антимонопольные органы имеют право возбуждать
дело о привлечении виновных лиц к ответственности.
При этом на изготовителя (исполнителя,
продавца) может быть наложен штраф в раз
мере до пяти тысяч минимальных размеров
оплаты труда.
Практика работы антимонопольных органов
показывает, что большая часть предписаний
о прекращении нарушения прав потребителей
исполняется в добровольном порядке без
принятия мер административного воздействия.
Значительная часть требований потребителей,
как правило, удовлетворяется еще в период
подготовки дела к рассмотрению на комиссии
Исполнители (изготовители, продавцы)
имеют право обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительным
полностью или частично предписания антимонопольного
органа либо об отмене или изменении постановления
о наложении штрафа.
В пределах своей компетенции антимонопольный
орган и направляет материалы о нарушении
прав потребителей в орган, выдавший лицензию
на осуществление соответствующего вида
деятельности, для решения вопроса о приостановлении
действия данной лицензии или о ее досрочном
аннулировании; в органы прокуратуры;
другие правоохранительные органы по
подведомственности материалы для решения
вопросов о возбуждении уголовных дел
по признакам преступлений, связанных
с нарушением предусмотренных за коном
прав потребителей.
По требованию государственного антимонопольного
органа и его территориальных управлений
продавцы, изготовите ли, исполнители
обязаны предоставить достоверные документы,
письменные или устные объяснения и иную
информацию, необходимую для охраны интересов
потребителей.
Наряду с антимонопольными
органами в сфере защиты прав потребителей
действуют и другие государственные
органы. Так, контроль за качеством и безопасностью
товаров (работ, услуг) осуществляют органы
государственного управления: Госстандарт
России, Государственный комитет санэпидемиологического
надзора, Министерство экологии и природных
ресурсов, Госторгинспекция и их территориальные
органы и управления, а так же другие федеральные
органы исполнительной власти. В пределах
своей компетенции эти органы вправе направлять
предписания об уст ранении нарушений
требований к безопасности товаров, о
снятии с производства, о прекращении
выпуска и продажи таких товаров, о прекращении
продажи товаров с истекшими сроками годности
и службы и в случае, когда такие сроки
не установлены, но должны быть, а также
предписания о приостановлении продажи
товаров при отсутствии надлежащей информации
о них, об отзыве товаров от потребителей.
Федеральные органы исполнительной власти
(их территориальные органы) вправе налагать
штрафы в случаях:
Все вышеуказанные
штрафы должны быть уплачены в тридцатидневный
срок со дня получения соответствующих
решений о наложении штрафов.
Помимо перечисленных органов, наделенных
правом при менять административные взыскания
в отношении виновных лиц за нарушение
законодательства о защите прав потребителей,
можно назвать и органы местного самоуправления
в лице городского комитета и районных
отделов по защите прав потребителей.
Административный порядок защиты прав подразумевает обращение потребителя в соответствующие контролирующие органы:
Информация о работе Административная ответственность за нарушение прав потребителей