Административная ответственность за нарушение прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:24, доклад

Описание работы

Гражданско-правовая ответственность продавца, исполнителя или изготовителя является наиболее распространенной. Она вытекает из гражданского законодательства, регулирующего комплекс договорных отношений. Дело в том, что все отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) существуют только в рамках определенного договора (даже если стороны ничего не заключали и не подписывали, то в этом случае будет иметь место устный договор).

Работа содержит 1 файл

по.docx

— 32.70 Кб (Скачать)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Тема «Ответственность за нарушение прав потребителей»  рассматривает основания и порядок  привлечения продавца, изготовителя или исполнителя к юридической  ответственности, а также содержание такой ответственности. 
Продавец, изготовитель или исполнитель за нарушение прав потребителей может быть привлечен к одному из следующих видов ответственности:

  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • уголовной.

Гражданско-правовая ответственность продавца, исполнителя  или изготовителя является наиболее распространенной. Она вытекает из гражданского законодательства, регулирующего  комплекс договорных отношений. Дело в  том, что все отношения между  потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) существуют только в  рамках определенного договора (даже если стороны ничего не заключали  и не подписывали, то в этом случае будет иметь место устный договор). Поэтому гражданское законодательство применяется в области прав потребителей. Административная ответственность  имеет несколько иные корни. Она  основана на административном законодательстве. И если гражданско-правовая ответственность  установлена договором между  сторонами, то административная регламентируется императивными нормами административного  права и не может быть пересмотрена соглашением сторон. Третий вид ответственности, предусмотренный за нарушение гражданского законодательства, — уголовная ответственность. Уголовная ответственность является наиболее суровым видом ответственности  и применяется лишь в строго ограниченных случаях.

. Административно-правовая  ответственность является следствием осуществления федеральными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предписаний различного рода на правонарушителей-граждан и юридических лиц. 
Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, антиобщественное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством установлена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Исходя из сказанного можно выделить существенные признаки административной ответственности:

  • фактическое основание административной ответственности — административный проступок. Подавляющее большинство нарушений, подпадающих под административную ответственность не настолько вредны, чтобы их можно было квалифицировать как преступления. Поэтому законодатель считает их проступками;
  • наличие своих специфических видов взыскания, которые по своей правовой природе относятся к числу административных мер;
  • при привлечении к административной ответственности наступают особые административные отношения, регулируемые нормами административного и процессуального права, одним из субъектов этих отношений обязательно выступает правонарушитель, а другой — представитель государства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности.— наличие особого порядка привлечения к ответственности:
  • внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РСФСР);
  • сравнительная простота производства по времени. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом, правомочным рассматривать такие дела, протокола об административном правонарушении (ст. 257 КоАП РСФСР), также устанавливаются специальные сроки, которые характерны для не которых составов правонарушений —3,5,7 дней (ч. 2 ст. 257 КоАП РСФСР);
  • сравнительно короткие сроки привлечения к ответственности;
  • отсутствие судимости.

Административное  взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения свершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Выделяют следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или его конфискация, явившегося орудием совершения или не посредственным объектом административного правонарушения;
  • лишение специального права;
  • исправительные работы; административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания. При этом многие из них часто не причиняют непосредственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут при меняться. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2-х месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовно го дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Действующее административное законодательство предусматривает различные составы административных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и др., за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Но по социальной значимости наиболее важными, являются нарушения прав потребителей в сфере торговли. В этой области выделяются следующие составы нарушений и размеры ответственности по ним:

  1. Нарушение правил торговли — продажа товаров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в нарушение установленных правил реализации товаров — влечет наложение штрафа в размере от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда;
  2. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена — влечет наложение штрафа от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов либо без таковой:
  3. Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 146) — продажа товаров. не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами. зарегистрированными в качестве предпринимателей,— влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда.
  4. Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификатов и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей,— влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или без таковой.
  5. Продажа товаров без документов — продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли не зависимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
  6. Нарушение государственной дисциплины цен — завышение государственных регулируемых иен (тарифов) на продукцию, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
  7. Продажа подакцизных товаров без маркировки марка ми установленных образцов — продажа и (или) организация продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — влечет наложение штрафа от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией немаркированного то вара.
  8. Нарушение правил торговли спиртными напитками — нарушение работниками предприятий (организаций) торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками — влечет наложение штрафа от 100 до 200 рублей.
  9. Обман потребителей в небольшом размере — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других пред приятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенные в небольшом размере,— влечет наложение штрафа от 1 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Действующее законодательство наделяет ряд государственных органов  полномочиями по защите прав потребителей. Один из них Министерство по антимонопольной  политике и его территориальные  подразделения. Данный орган рассматривает  дела о нарушении антимонопольного законодательства и осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. В этой области его деятельность можно подразделить на два главных направления:

  1. защита прав конкретного гражданина-потребителя;
  2. защита прав неопределенного круга потребителей.

В первом случае действия антимонопольных органов начинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан. В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудительному удовлетворению требований потребителя, путем вы дачи обязательных для исполнения предписаний. Помимо этого предусмотрена также выдача предписаний о прекращении или о приостановлении продажи то варов в случаях, если специалистами антимонопольных органов выявлены следующие нарушения: 
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;

  1. продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;
  2. продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).

Предписание выносится в соответствии с принятым решением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя). Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного органа. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право возбуждать дело о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) может быть наложен штраф в раз мере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. 
Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значительная часть требований потребителей, как правило, удовлетворяется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии 
Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа. 
В пределах своей компетенции антимонопольный орган и направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры; другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных за коном прав потребителей. 
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовите ли, исполнители обязаны предоставить достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей.

Наряду с антимонопольными органами в сфере защиты прав потребителей действуют и другие государственные  органы. Так, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют органы государственного управления: Госстандарт России, Государственный комитет санэпидемиологического надзора, Министерство экологии и природных ресурсов, Госторгинспекция и их территориальные органы и управления, а так же другие федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции эти органы вправе направлять предписания об уст ранении нарушений требований к безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и службы и в случае, когда такие сроки не установлены, но должны быть, а также предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии надлежащей информации о них, об отзыве товаров от потребителей. 
Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) вправе налагать штрафы в случаях:

  1. уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их законных предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) и в случае причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявляемым к безопасности товаров (работ, услуг),— в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
  2. продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов,— в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  3. нарушения правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предоставления недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации — в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Все вышеуказанные  штрафы должны быть уплачены в тридцатидневный  срок со дня получения соответствующих  решений о наложении штрафов. 
Помимо перечисленных органов, наделенных правом при менять административные взыскания в отношении виновных лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей, можно назвать и органы местного самоуправления в лице городского комитета и районных отделов по защите прав потребителей.

Административный  порядок защиты прав подразумевает  обращение потребителя в соответствующие контролирующие органы:

Информация о работе Административная ответственность за нарушение прав потребителей