Включение 3 фазного двигателя в бытовую сеть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 03:24, реферат

Описание работы

Среди различных способов запуска трехфазных электродвигателей в однофазную сеть, наиболее простой базируется на подключении третьей обмотки через фазосдвигающий конденсатор. Полезная мощность развиваемая двигателем в этом случае составляет 50...60% от его мощности в трехфазном включении. Не все трехфазные электродвигатели, однако, хорошо работают при подключении к однофазной сети.

Работа содержит 1 файл

Включение 3 фазного двигателя в бытовую сеть.docx

— 278.60 Кб (Скачать)

3. Включение мощных  трехфазных двигателей  в однофазную сеть. 

     Конденсаторная  схема включения трехфазных двигателей в однофазную сеть позволяет получить от двигателя не более 60% от номинальной  мощности, в то время как предел мощности эликтрифицированного устройства ограничивается 1,2 кВт. Этого явно недостаточно для работы электрорубанка или электропилы, которые должны иметь мощность 1,5...2 кВт. Проблема в данном случае может быть решена использованием электродвигателя большей мощности, например, с мощностью 3...4 кВт. Такого типа двигатели рассчитаны на напряжение 380 В, их обмотки соединены «звездой» и в клеммной коробке содержится всего 3 вывода. Включение такого двигателя в сеть 220 В приводит к снижению номинальной мощности двигателя в 3 раза и на 40 % при работе в однофазной сети. Такое снижение мощности делает двигатель непригодным для работы, но может быть использовано для раскрутки ротора вхолостую или с минимальной нагрузкой. Практика показывает, что большая часть электродвигателей уверенно разгоняется до номинальных оборотов, и в этом случае пусковые токи не превышают 20 А. 

3.1.  Доработка трехфазного  двигателя.

  

     Наиболее  просто можно осуществить перевод  мощного трехфазного двигателя  в рабочий режим, если переделать его на однофазный режим работы, получая при этом 50 % номинальной  мощности. Переключение двигателя в  однофазный режим требует небольшой  его доработки. Вскрывают клеммную коробку и определяют, с какой стороны крышки корпуса двигателя подходят выводы обмоток. Отворачивают болты крепления крышки и вынимают ее из корпуса двигателя. Находят место соединения трех обмоток в общую точку и подпаивают к общей точке дополнительный проводник с сечением, соответствующим сечению провода обмотки. Скрутку с подпаянным проводником изолируют изолентой или поливинилхлоридной трубкой, а дополнительный вывод протягивают в клеммную коробку. После этого крышку корпуса устанавливают на место.

     Схема коммутации электродвигателя в этом случае будет иметь вид, показанный на рис. 8. 

     

     Рис. 8 Принципиальная схема коммутации обмоток трехфазного электродвигателя для включения в однофазную сеть. 

     Во  время разгона двигателя используется соединение обмоток «звездой» с  подключением фазосдвигающего конденсатора Сп. В рабочем режиме в сеть остается включенной только одна обмотка, и вращение ротора поддерживается пульсирующим магнитным полем. После переключения обмоток конденсатор Сп разряжается через резистор Rр. Работа представленной схемы была опробована с двигателем типа АИР-100S2Y3 (4 кВт, 2800 об/мин), установленном на самодельном деревообрабатывающем станке и показала свою эффективность. 

3.1.1.  Детали. 

  В схеме коммутации обмоток электродвигателя, в качестве коммутационного устройства SA1 следует использовать пакетный переключатель на рабочий ток не менее 16 А, например, переключатель типа ПП2-25/Н3 (двухполюсный с нейтралью, на ток 25 А). Переключатель SA2 может быть любого типа, но на ток не менее 16 А. Если реверс двигателя не требуется, то этот переключатель SA2 можно исключить из схемы.

     Недостатком предложенной схемы включения мощного  трехфазного электродвигателя в  однофазную сеть можно считать чувствительность двигателя к перегрузкам. Если нагрузка на валу достигнет половины мощности двигателя, то может произойти снижение скорости вращения вала вплоть до полной его остановки. В этом случае снимается  нагрузка с вала двигателя. Переключатель  переводится сначала в положение «Разгон», а потом в положение «Работа» и продолжают дальнейшую работу.

     Для того, чтобы улучшить пусковые характеристики двигателей кроме пускового и рабочего конденсатора можно использовать еще и индуктивность, что улучшает равномерность загрузки фаз. Обо всем этом написано в статье Устройства запуска трехфазного электродвигателя с малыми потерями мощности 

     ТРЕХФАЗНЫЙ  ДВИГАТЕЛЬ И 220 В 

     Часто возникает необходимость в подсобном  хозяйстве подключать трехфазный электродвигатель, а есть только однофазная сеть (220 В). Ничего, дело поправимое. Только придется подключить к двигателю конденсатор, и он заработает.

     Емкость применяемого конденсатора, зависит  от мощности электродвигателя и рассчитывается по формуле 

     С = 66·Рном  , 

     где С - емкость конденсатора, мкФ,   Рном - номинальная мощность электродвигателя, кВт. 

     То  есть можно считать, что на каждые 100 Вт мощности трехфазного электродвигателя требуется около 7 мкФ электрической  емкости.

     Например, для электродвигателя мощностью 600 Вт нужен конденсатор емкостью 42 мкФ. Конденсатор такой емкости  можно собрать из нескольких параллельно  соединенных конденсаторов меньшей  емкости: 

     Cобщ = C1 + C1 + … + Сn 

     Итак, суммарная емкость конденсаторов  для двигателя мощностью 600 Вт должна быть не менее 42 мкФ. Необходимо помнить, что подойдут конденсаторы, рабочее  напряжение которых в 1,5 раза больше напряжения в однофазной сети.

     В качестве рабочих конденсаторов  могут быть использованы конденсаторы типа КБГ, МБГЧ, БГТ. При отсутствии таких конденсаторов применяют  и электролитические конденсаторы. В этом случае корпуса конденсаторов  электролитических соединяются  между собой и хорошо изолируются.

     Отметим, что частота вращения трехфазного  электродвигателя, работающего от однофазной сети, почти не изменяется по сравнению  с частотой вращения двигателя в  трехфазном режиме.

     Большинство трехфазных электродвигателей подключают в однофазную сеть по схеме «треугольник» (рис. 1). Мощность, развиваемая трехфазным электродвигателем, включенным по схеме  «треугольник», составляет 70-75% его  номинальной мощности.

     

     Рис 1.   Принципиальная (а) и монтажная (б) схемы подсоединения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник» 

     Трехфазный  электродвигатель подключают так же по схеме «звезда» (рис. 2).

     

     Рис. 2.   Принципиальная (а) и монтажная (б) схемы подсоединения трехфазного  электродвигателя в однофазную сеть по схеме «звезда» 

     Чтобы произвести подключение по схеме  «звезда», необходимо две фазные обмотки  электродвигателя подключить непосредственно  в однофазную сеть (220 В), а третью - через рабочий конденсатор (Ср) к любому из двух проводов сети.

     Для пуска трехфазного электродвигателя небольшой мощности обычно достаточно только рабочего конденсатора, но при  мощности больше 1,5 кВт электродвигатель либо не запускается, либо очень медленно набирает обороты, поэтому необходимо применять еще пусковой конденсатор (Сп). Емкость пускового конденсатора в 2,5-3 раза больше емкости рабочего конденсатора. В качестве пусковых конденсаторов лучше всего применяют электролитические конденсаторы типа ЭП или такого же типа, как и рабочие конденсаторы.

     Схема подключения трехфазного электродвигателя с пусковым конденсатором Сп показана на рис. 3.

     

     Рис. 3.   Схема подсоединения трехфазного  электродвигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник» с пусковым конденсатором Сп 

     Нужно запомнить: пусковые конденсаторы включают только на время запуска трехфазного  двигателя, подключенного к однофазной сети на 2-3 с, а затем пусковой конденсатор  отключают и разряжают.

     Обычно  выводы статорных обмоток электродвигателей  маркируют металлическими или картонными бирками с обозначением начал  и концов обмоток. Если же бирок по каким-либо причинам не окажется, поступают  следующим образом. Сначала определяют принадлежность проводов к отдельным  фазам статорной обмотки. Для  этого возьмите любой из 6 наружных выводов электродвигателя и присоедините его к какому-либо источнику питания, а второй вывод источника подсоедините к контрольной лампочке и вторым проводом от лампы поочередно прикоснитесь к оставшимся 5 выводам статорной  обмотки, пока лампочка не загорится. Загорание  лампочки означает, что 2 вывода принадлежат  к одной фазе. Условно пометим  бирками начало первого провода  С1, а его конец - С4. Аналогично найдем начало и конец второй обмотки и обозначим их C2 и C5, а начало и конец третьей - СЗ и С6.

     Следующим и основным этапом будет определение  начала и конца статорных обмоток. Для этого воспользуемся способом подбора, который применяется для  электродвигателей мощностью до 5 кВт. Соединим все начала фазных обмоток  электродвигателя согласно ранее присоединенным биркам в одну точку (используя схему  «звезда») и включим двигатель  в однофазную сеть с использованием конденсаторов.

     Если  двигатель без сильного гудения  сразу наберет номинальную частоту  вращения, это означает, что в  общую точку попали все начала или все концы обмотки. Если при  включении двигатель сильно гудит  и ротор не может набрать номинальную  частоту вращения, то в первой обмотке  поменяйте местами выводы С1 и С4. Если это не помогает, концы первой обмотки верните в первоначальное положение и теперь уже выводы C2 и С5 поменяйте местами. То же самое сделайте в отношении третьей пары, если двигатель продолжает гудеть. 

     При определении начал и концов фазных обмоток статора электродвигателя строго придерживайтесь правил техники  безопасности. В частности, прикасаясь к зажимам статорной обмотки, провода держите только за изолированную  часть. Это необходимо делать еще  и потому, что электродвигатель имеет  общий стальной магнитопровод и на зажимах других обмоток может появиться большое напряжение.

     Для изменения направления вращения ротора трехфазного электродвигателя, включенного в однофазную сеть по схеме «треугольник» (см. рис. 1), достаточно третью фазную обмотку статора (W) подсоединить через конденсатор к зажиму второй фазной обмотки статора (V).

     Чтобы изменить направление вращения трехфазного  электродвигателя, включенного в  однофазную сеть по схеме «звезда» (см. рис. 2, б), нужно третью фазную обмотку  статора (W) подсоединить через конденсатор  к зажиму второй обмотки (V). Направление  вращения однофазного двигателя  изменяют, поменяв подключение концов пусковой обмотки П1 и П2 (рис. 4).

     При проверке технического состояния электродвигателей  нередко можно с огорчением заметить, что после продолжительной работы появляются посторонний шум и  вибрация, а ротор трудно повернуть  вручную. Причиной этого может быть плохое состояние подшипников: беговые  дорожки покрыты ржавчиной, глубокими  царапинами и вмятинами, повреждены отдельные шарики и сепаратор. Во всех случаях необходимо детально осмотреть электродвигатель и устранить имеющиеся неисправности. При незначительном повреждении достаточно промыть подшипники бензином, смазать их, очистить корпус двигателя от грязи и пыли.

     Чтобы заменить поврежденные подшипники, удалите  их винтовым съемником с вала и  промойте бензином место посадки  подшипника. Новый подшипник нагрейте в масляной ванне до 80° С. Уприте металлическую трубу, внутренний диаметр  которой немного превышает диаметр  вала, во внутреннее кольцо подшипника и легкими ударами молотка  по трубе насадите подшипник на вал  электродвигателя. После этого заполните  подшипник на 2/3 объема смазкой. Сборку производите в обратном порядке. В правильно собранном электродвигателе ротор должен вращаться без стука  и вибрации.

     

     Рис. 4.   Изменение направления вращения ротора однофазного двигателя переключением  пусковой обмотки 

Информация о работе Включение 3 фазного двигателя в бытовую сеть