Значение химии в повседневной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:18, реферат

Описание работы

Роль вещества и знаний о веществе в жизни общества, в трудовой деятельности людей, в их отношениях с окружающей природной средой, природа химических знаний, пути и средства их формирования - вот та основа, на которой, в конечном счете, и вырастают вопросы химии; вопросы, для решения которых приходится выходить за рамки химии, ее понятий и методов в сферу вопросов об отношении материи и сознания, природы и человека, в сферу общих представлений о мире, о законах его познания. Вместе с тем добавляемые химией и химической производственной практикой знания о природе, о вещах и растущая на этой основе власть людей над природой всегда были богатейшим источником, питающим развитие общих представлений о мире, о природе человека, его деятельности, его мышлении, о законах познания, отражения действительности.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Химию можно  определить как науку, изучающую вещества и процессы их превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры. Химический процесс сопровождается изменением состава веществ, их структуры и обязательно энергетическими изменениями в реагирующей системе. В химическом процессе происходит перегруппировка атомов, сопровождающаяся разрывом химических связей в исходных веществах и образованием химических связей в продуктах реакции. Вследствие взаимосвязанности форм движения материи и их взаимопревращаемости в результате химических реакций имеет место превращение химической энергии в теплоту, свет и др. Химические реакции- это превращение одних веществ (реагентов) в другие (продукты реакции), отличающиеся от исходных составом, строением и свойствами. Но при переходе, где от одних веществ к другим в процессе превращения в реакции может присутствовать переходное состояние. В нем имеет место протекание таких противоположных процессов, как соединение и распад, разложение и синтез, ассоциация и диссоциация. Именно в переходном состоянии наиболее отчетливо находят свое проявление единство прерывного и непрерывного в химической форме движения материи. В процессе химической реакции меняется взаиморасположение реагентов, перестраивается химическая связь (электронные орбитали). Разрываются связи в исходных веществах и образуются новые связи в продуктах реакции. При этом реакция протекает с выделением или поглощением энергии в зависимости от соотношений энергией разрыва и образования связей. С количественной стороны реакция может характеризоваться объемными или весовыми соотношениями между реагирующими веществами, их концентрацией, скоростью процесса и т.д. Качественные и количественные характеристики любой реакции находятся в неразрывной связи. Поэтому, зная закономерности такой взаимосвязи, можно контролировать процесс, управлять им, что широко используется на практике.

Знания, накопленные  в процессе изучения химических реакций, а также учение о химической связи  и строении вещества обогатили и  углубили представления человека о  диалектике природных явлений и этим способствовали совершенствованию научной картины мира.

 

Заключение

 

Химия имела огромное место на протяжении всей истории. Будучи составной частью, в истории формирования общей естественнонаучной картины мира, история познания химических свойств вещества, история практического овладения им, тесно переплеталась с историей развития отношения человека с окружающим миром, с историей познания материальной и духовной стороны этих отношений. История химии убедительно свидетельствует о том, что многие крупные представители этой науки отличались высокой гносеологической культурой и в той или иной мере всегда проявляли интерес мировоззренческой, методологической и социальной стороне развития химии, а характер и уровень их позиции всегда отражался в направлениях, методах и результатах их исследований.

Вопросы общего мировоззренческого характера и  вопросы, касающиеся законов познания, особенно тесно вплетены в повседневную деятельность химика. Химическая наука  находится сейчас на пороге грандиозного взлета. Ей предстоит выяснить процессы образования минералов земной коры, химических соединений на других планетах и звездах, проникнуть в самые тайники биохимических превращений, вооружить промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение новыми синтетическими препаратами. Те успехи, которые одерживала химия в познании природы, явились результатом тесного единства в развитии химической теории и практики.

Развитие химии  убеждает в необходимости дальнейшего  углубленного изучения механизмов научного мышления химиков, его «технологии», его особенностей на разных этапах химической науки. Гносеологический анализ познавательной деятельности химика, его абстракций, моделей, применяемых методов упрощения и идеализации важен в первую очередь для самих химиков.

Недостаточное понимание действия и природы  средств познания, их происхождения  и возможностей обычно оказывается  причиной методологических ошибок в  исследованиях и выводах, беспомощности  перед натиском метафизических и  идеалистических спекуляций на гносеологических трудностях при замене одних абстракций на другие, приводит к напрасной трате научных сил и материальных средств. В заключение можно сказать, что вопросы химии не являются вопросами, без решения которых эта наука может быстро и успешно развиваться. Эти вопросы, так или иначе, выступают как одна из составных частей и в разработке конкретных научных проблем современной химии, прежде всего ее больших теоретических проблем, и в повседневной деятельности химика по добыванию новых знаний о веществе, по преобразованию веществ природы в жизненно нужные людям материальные блага.

 

Список используемой литературы

  1. Хотинский Е. С. Курс органической химии. - М., 1959 г., с. 4.
  2. Гарковенко Р. В. Философские вопросы современной химии. - М., 1970 г., с. 3-25.
  3. Жданов Ю. А. Углерод и жизнь. - Ростов-на-Дону, 1968 г., с. 18.
  4. Кузнецов В. И. Общая химия. - М., 1989 г., с. 17-64.
  5. Крестов Г. А. Теоретические основы неорганической химии. - М., 1982 г., с. 4, 10.
  6. Ломоносов М. В. Полное Собрание Сочинений, т. 1, 2 - М., Л., издательство АН СССР, 1959 г., с. 21-151.
  7. Жданов Ю. А. Очерки методологии органической химии. - М., 1960 г., с. 34, 301.
  8. Периодический закон Д. И. Менделеева и его философское значение. Сборник. Статей, 1947 г., с. 9-25.



Информация о работе Значение химии в повседневной жизни