Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью данного курсового является проект блока НПЗ мощностью 12 млн. тонн аянской нефти в год, ознакомление с основными правилами и приемами проектирования нефтехимических производств, расчета основных видов технологического оборудования, выбором типа технологических установок и их блоков, методами работы с технической литературой, стандартами на нефтепродукты и порядком выполнения курсового проекта.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Характеристика нефти по СТБ ГОСТ 51858-2003 и выбор её переработки…………………………………………………………...5
2. Характеристика фракций нефти и их применение……………...…7
2.1 Характеристика газов………………………………………….....7
2.2 Характеристика бензиновых фракций и их применение……....7
2.3 Характеристика дизельных фракций и их применение………..8
2.4 Характеристика вакуумных (масляных) дистиллятов и их применение……………………………………………..………....8
2.5 Характеристика остатков и их применение……………...…..….9
3. Выбор и обоснование технологической схемы АВТ……………...10
3.1 Блок ЭЛОУ……………………………………………………....10
3.2 Блок колонн……………………………………………………...11
3.3 Блок теплообмена. Выбор и расчет схемы теплообменников для нагрева нефти……………………………………………….14
4. Расчет состава и количества паровой и жидкой фаз в емкости орошения отбензинивающей колонны К-1………………..………23
5. Расчет материального баланса ректификационных колонн и установки в целом…………………………………...……………....26
5.1 Материальный баланс отбензинивающей колонны К-1……...26
5.2 Материальный баланс основной колонны К-2……………..….26
5.3 Материальный баланс вакуумной колонны К-5………...…….27
5.4 Материальный баланс стабилизационной колонны К-4.…......28
5.5 Материальный баланс ректификационной колонны К-6….....29
5.6 Материальный баланс установки АВТ………………………...29
6. Расчет доли отгона сырья на входе в основную атмосферную колонну(К-2) (ЭВМ)……………………………………..………….30
7. Технологический расчет колонны………………………………….33
7.1 Общая характеристика работы колонны………………………33
7.2 Материальный баланс основной колонны (К-2)………….…..33
7.3 Расчет доли отгона сырья на входе в колонну ……………..…33
7.4 Температура верха колонны………………………………...….34
7.5 Температура вывода боковых продуктов……………..……….35
7.5.1 Температура вывода фракции 180-270ºС………………..35
7.5.2 Температура вывода фракции 270-360ºС……………….36
7.6 Температура низа колонны……………………………………..37
7.7 Температура вывода и ввода циркуляционного орошения…...38
7.8 Тепловой баланс колонны……………………………………....38
7.9 Расчет диаметра колонны…………………………………….…43
7.10 Расчет высоты колонны……………………………………....44
8. Расчет полезной тепловой нагрузки атмосферного блока по секции подогрева сырья…………………………………………….46
9. Расчет теплообменника «нефть – ЦО1 К-2»…………………...….48
10. Охрана окружающей среды на установке…………………………52
Заключение………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………...…………………………....55
Приложение А. Технологическая схема установки АВТ.
Приложение Б. Основная атмосферная колонна.
В качестве сырья для установки каталитического крекинга можно использовать фракцию 360-560ºС после гидроочистки.
1.7 Характеристика
остатков и их применение
В таблице 1.8 представлена характеристика остатков
На установке АВТ получают остатки: остаток атмосферной перегонки – мазут (tнк ~ 360 ºС) и остаток вакуумной перегонки – гудрон. Большая часть мазута поступает на вакуумный блок для производства масляных дистиллятов.
Таблица 1.8 – Характеристика остатков аянской нефти
Показатель |
Остатки, tнк ºС | ||
>360 |
>500 |
>560 | |
Выход на нефть, % мас. |
50,9 |
28,9 |
20,8 |
Вязкость условная, º ВУ: при 80 ºС при 100 ºС |
13,49 7,83 |
281,6 164,10 |
- 258,70 |
Плотность при 20 ºС, кг/м3 |
961,8 |
1,0002 |
1,0715 |
Коксуемость, % мас. |
9,65 |
14,98 |
18,07 |
Содержание, % мас. серы |
3,51 |
3,97 |
4,29 |
парафинов |
3,1 |
1,1 |
0,7 |
Мазут из-за пониженной вязкости (ВУ<16) может быть применен в качестве котельного топлива без его переработки на установке висбрекинга, а гудрон следует направить на висбрекинг с целью понижения вязкости.
Остатки (>500ºС) из-за высокой коксуемости (>14%) рекомендуется использовать в качестве сырья для установок коксования, но полученный кокс требует специальной обработки для снижения содержания серы.
Применение гудрона в чистом виде для производства битумов не требует специальных технологий, т.к. имеет пониженное содержание парафинов (<3%).
2. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПОТОЧНОЙ СХЕМЫ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ
Целью выбора и обоснования поточной схемы глубокой переработки нефти является подбор оптимального количества технологических установок, обеспечивающих заданную глубину переработки нефти, выход продуктов для нефтехимического синтеза и высокое качество получаемых продуктов.
Поточная схема глубокой переработки аянской нефти включает следующие технологические установки:
3 ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ УСТАНОВКИ АВТ
Технологическая
схема установки АВТ должна обеспечить
получения заданного
При составлении схемы необходимо учитывать и применять самые современные решения.
3.1 Блок ЭЛОУ
Используем
горизонтальные электродегидраторы. В
блоке ЭЛОУ для получения нефти
с содержанием хлористых солей
≤1 мг/л при степени
Это позволяет довести содержание хлористых солей после 1-ой ступени до 5,45 мг/л, т.к. 109 и после 2-ой ступени 5,45.
где 109− содержание хлористых солей в сырой нефти, мг/л (см. таблицу 1.1).
Концентрация хлористых солей в воде, находящейся в сырой нефти:
Концентрация хлористых солей в воде, находящихся в обессоленной нефти:
где 0,0068 – содержание воды в сырой нефти, мас. доли (0,68 %);
0,8668 – относительная плотность нефти;
1 – содержание
хлористых солей в
0,001 – содержание воды в обессоленной нефти, мас. доли (0,1 % мас.).
Для понижения концентрации хлористых солей в воде подают промывную воду.
Расход промывной воды (В) определяется из уравнения:
Для аянской нефти с учетом вышеуказанных концентраций солей в воде это уравнение имеет вид:
Откуда нефти или 1,51 % об. на нефть. Обычно промывную воду подают с избытком 50-200 %. В данном случае принимаем расход промывной воды на 100% больше, т.е.3 % на нефть.
Для уменьшения неутилизируемых отходов (соленые стоки) свежая промывная вода (3 %) подается только во вторую ступень обессоливания, а дренажная вода из электродегидраторов второй ступени поступает в электродегидраторы первой ступени через прием сырьевого насоса, т.е. применяются циркуляционные воды.
Дренажные воды
из электродегидраторов
3.2 Блок колонн
3.2.1 Атмосферный блок
В атмосферном блоке АВТ применяют три схемы разделения нефти:
1) схема с одной сложной ректификационной колонной. Данная схема применима для стабилизированных нефтей с содержанием бензиновых фракций не более 10 %. Установка проста и компактна. Однако схема не обладает достаточной гибкостью и универсальностью. А эти факторы очень важны т.к. в нашей стране широко перерабатываются нефти различных месторождений. Переработка нефтей с высоким содержанием растворенного газа затруднительна, т.к. повышается давление на питательном насосе печи, наблюдается нестабильность температурного режима и давления в основной колонне из-за колебания состава сырья., невозможность конденсации легких бензиновых фракций, насыщенных газообразными компонентами, при низком давлении в воздушных конденсаторах.
2) схема с предварительным испарением и ректификационной колонной. С применением этой схемы уменьшается перепад давления в печных трубах. Пары из испарителя направляются в атмосферную колонну при этом не надо устанавливать самостоятельные конденсационные устройства и насосы для подачи орошения. Однако уменьшается четкость разделения, из-за растворенных газов атмосферная колонна перегружается по парам, все корозионно-активные вещества, содержащиеся в нефти попадают в основную колонну.
- схема с
предварительной
Исходя из явных преимуществ третьей схемы, и из того что в Аянской нефти содержится более 10 % бензиновых фракций принимаем схему АВТ с предварительной отбензинивающей колонной и основной ректификационной колонной.
В отбензинивающей колонне К-1 дистилятом является фракция нк-140 °С, которая состоит из 100% фракции н.к.-85°С и 40% от потенциального содержания фракции 85-105 °С и 40% от потенциального содержания фракции 105-140 °С. Для поддержания температуры внизу колонны и повышения четкости разделения в низ колонны подводится тепло в виде “горячей струи”. Из сепаратора отбирается углеводородный газ и нестабильный бензин. Часть нестабильного бензина поступает в колонну на орошение (создаётся острое орошение с кратностью равной 2), остальная часть поступает на стабилизацию. Снизу К-1 отбирается отбензиненная нефть, которая проходит через печь П-1 и поступает в основную атмосферную колонну К-2.
Вверху колонны К-2 отбираем оставшийся тяжелый бензин, а сбоку через стриппинги выводим необходимые фракции (по заданию требуется отобрать фракцию ДТ 180-360 ˚С, которую будем выводить через два сприппинга, разбив её на фракции 180 - 270 ˚С и 270 - 360 ˚С для большей четкости разделения и более эффективного использования тепла отходящих потоков).
Паровое орошение в основной колонне и в отпарных колоннах создаётся при помощи острого водяного пара, который понижает парциальное давление нефтяных паров. Расход водяного пара: в основной колонне - 2% на сырьё, в стриппинги – по 1% на дистиллят.
Внизу колонны выходит мазут, который направляется на блок вакуумной перегонки. В колоннах установлены клапанные тарелки, которые эффективно работают в широком интервале нагрузок.
3.2.2 Блок стабилизации
Фракции легкого и тяжелого бензина, отбираемые вверху соответственно отбензинивающей и атмосферной колонн, содержат растворенные газы (С1 – С4). Поэтому прямогонные бензины должны подвергаться стабилизации с выделением углеводородных газов и последующим их рациональным использованием. Далее прямогонные бензины подвергают ректификации с получением необходимых фракций.
По заданию необходимо получить сухой газ, рефлюкс и бензиновые фракции, которые будут являться сырьем для процессов изомеризации и риформинга. Исходя из этого, схема данного блока будет включать три колонны: стабилизационную и две колонны четкой ректификации. В стабилизационную колонну К-4 поступает бензин из К-1 и К-2, в которой происходит отделение углеводородных газов от бензина. Боковым продуктом колонны К-4 выводим фр. н.к.-70ºС. Стабильный бензин 70-180ºС далее поступает в колонну К-6, где разделяется на фр. 70-140ºС и 140-180ºС.
Технологическая схема установки представлена в приложении А.
3.2.3 Вакуумный блок
На практике осуществляют 2 варианта перегонки мазута:
-
с получением ШМФ (широкой
- с получением узких масляных фракций.
Так как в пункте 1 был сделан вывод о целесообразности получения узких масляных фракций , то выбираем второй вариант перегонки мазута.
Переработка нефти в данном случае может осуществляться по следующим схемам:
1. Одноколонная схема. Вакуумная колонна может быть как насадочной, так и тарельчатой. Насадочная колонна является наиболее эффективной, так как на насадках происходит более четкое разделение при малом гидравлическом сопротивлении.