Требования к качеству атмосферного воздуха и контроль за его чистотой на бензозаправочных станциях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:00, курсовая работа

Описание работы

До определенного этапа развития человеческого общества, в частности индустрии, в природе существовало экологическое равновесие, т.е. деятельность человека не нарушала основных природных процессов или очень незначительно влияла на них. Экологическое равновесие в природе с сохранением естественных экологических систем существовало миллионы лет и после появления человека на Земле. Так продолжалось до конца XIX в.

Содержание

Введение……………………………....…………………………………..……….3
1. Требования к качеству атмосферного воздуха……….....……………..……..5
1.1 Основные положения санитарных норм атмосферного воздуха….………………………..…………………………………………….….5
1.2 Основные способы определения качества воздуха ……….…...……7
2. Контроль чистоты воздуха на бензозаправочных станциях………….……10
2.1 Основные загрязнители воздуха на бензозаправочных станциях…10
2.2 Современные способы определения токсичности воздуха на бензозаправочных станциях ……………………...............................................12
3. Состояние атмосферного воздуха на территории ХМАО ............................15
Выводы и предложения ………………………………………………..…….....18
Список использованной литературы …………………………………..………19
Приложения …..………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных газов присутствует свинец, а у двигателей, работающих на дизельном топливе - сажа.

Токсичны также и  пары бензина, которые являются углеводородами. Допустимая среднесуточная концентрация паров бензина составляет 1,5 мг/м3.

Естественно, концентрация паров бензина на бензозаправочных станциях будет крайне высока поскольку через шланги бензоколонок идет постоянное испарение бензина.

Пары бензина очень  токсичны для человека, и их вдыхание может вызвать как острое, так и хроническое отравление.

В случае отравления, вызванном  вдыханием небольших концентраций паров бензина, наблюдаются симптомы, похожие на алкогольную интоксикацию: психическое возбуждение, эйфория, головокружение, тошнота, слабость, рвота, покраснение кожных покровов, учащение пульса. В тяжелых случаях могут наблюдаться галлюцинации, обморочные состояния, судороги, повышенная температура.

Хроническое отравление бензином выражается в повышенной раздражительности, головокружении, поражении печени и ослаблении сердечной деятельности.

Попадание бензина в  лёгкие, при засасывании его в  шланг, используемый как сифон с целью слива из бака, может привести к развитию «бензиновой пневмонии»: появляются боли в боку, одышка, кашель с ржавой мокротой, повышение температуры.

Исследователи, изучив факторы загрязнения от АЗС, выяснили, что выбросы являются потенциально опасными для здоровья человека даже в ста метрах от станций технического обслуживания. По словам , одного из группы исследователей, уровень некоторых находящихся в воздухе органических соединений (например, бензола, увеличивающего риск развития рака) на автозаправочных станциях оказались выше, чем средний уровень в городских районах, где проходят оживленные автомагистрали, являющиеся основным источников выбросов углекислого газа.

Как показало исследование, воздух на АЗС и в их непосредственном окружении загрязняется эмиссией от выпаренного топлива, т.е. несгоревшего топлива во время погрузочно-разгрузочных операций, заправки и утечки.

Для того, чтобы выяснить на какое расстояние распространяются вредные выбросы от АЗС, исследовательская группа измерила уровни «типичного движения» загрязняющих веществ в различных частях городского района и рассчитала показатели уровней ароматических соединений (бензола) и углеводородов на трех бензиновых станциях (возле бензоколонки и прилегающих районах). В результате исследования было выяснено, что максимальное расстояние распространения загрязняющих веществ составляет около 100 метров, а среднее расстояние, на котором еще ощущается эффект загрязнения составляет 50 метров. «Дальность» загрязнения также зависит от количества бензоколонок на станции, посещаемости станции автомобилями, структуры окружения и погодных условий.

Таким образом, исследование показывает, что минимальное расстояние от АЗС до жилых объектов должно составлять 50 метров, тогда как от «особо уязвимых» объектов, к которым относятся больницы, поликлиники, школы и детские учреждения, автозаправочные станции должны располагаться на расстоянии не менее 100 метров. «В идеале 100 метров – это то расстояние от АЗС, которое должно быть учтено при строительстве новых домов», – поясняет выводы исследования. Так же эти выводы исследователи предлагают учитывать и при строительстве новых станций.

 

2.2 Современные способы определения токсичности воздуха на бензозаправочных станциях.

 

Определение токсичности  воздуха на бензозаправочных станциях проводиться абсолютно также как и в любых других местах. То есть при помощи газоанализаторов. Существует множество газоанализаторов, которые способны улавливать пары бензина и взрывчатых веществ.

Газоанализатор  взрывоопасных газов и паров  Сигнал 02 предназначен для измерения довзрывных концентраций многокомпонентных воздушных смесей горючих газов и паров, выдача светового и звукового сигналов при достижении пороговых значений.

 

Газоанализатор Сигнал 02 используется в процессе добычи, переработки, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов; на объектах газовых хозяйств; в автомобильных хозяйствах на заправках; на промышленных предприятиях (канализационные участки, котельные и т.п.); на складах ГСМ (в портах, на ж/д, нефтебазах и т.п.); для оснащения оперативного персонала коммунальных служб при работе в подвальных помещениях и подземных коллекторах; во всех других помещениях, где могут накапливаться горючие газы и пары.

Достоинства газоанализатора Сигнал 02:

  • оперативность контроля наличия горючих газов и паров; портативность и малый вес;
  • высокая чувствительность и точность;
  • простота в эксплуатации;
  • наличие удлинительного кабеля для сенсора (6 - 20м);
  • сигнализация разряда аккумулятора;
  • прочный металлический корпус;

Технические характеристики

Диапазон измерений  концентрации, % НКПР

0-50

Порог срабатывания аварийной  сигнализации, % НКПР

20

Основная погрешность, % НПКР

±5

Время срабатывания сигнализации, с, не более

10

Время прогрева сенсора, с, не более

100

Максимальная потребляемая мощность, Вт, не более

0,7


Многоканальный  газоанализатор-сигнализатор паров  бензина "Сигнал-03Б"

Назначение: измерение довзрывных концентраций паров бензина в инертном газе и выдача аварийной сигнализации при превышении заданного уровня в атмосфере инертного газа наружных установок класса В-1г.

Применение: оборудование топливных емкостей автозаправочных и газораздаточных (пропан, бутан) станций.

Достоинства: простота в эксплуатации; компактность; работа датчиков в инертной среде; конструкция датчика и система его крепления на емкость могут изменяться по заданию заказчика; сигнализатор поставляется с фланцами, обеспечивающими герметичную установку датчиков в емкости с двойными стенками, заполненными азотом.

Дополнительные возможности: каждый канал газоанализатора-сигнализатора обеспечивает возможность подключения исполнительных внешних устройств (например, сирены, вентиляции). [3]

Основные технические  характеристики

Диапазон измерения  концентрации, % НКПР (нижний 
концентрационный предел распространения пламени)

0-45

Порог срабатывания аварийной  сигнализации, % НКПР

20 (световая и звуковая)

Основная погрешность, % НКПР

5

Число датчиков, шт

1-4

Время срабатывания сигнализации, с

8

Максимальное расстояние между информационным блоком и выносными датчиками, м

150 м


3. Состояние атмосферного воздуха на территории ХМАО.

 

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводились  в семи городах округа - Белоярский, Березово, Нефтеюганск, Нижневартовск, Радужный, Сургут, Ханты-Мансийск, по 5-ти основным загрязняющим веществам (оксид и диоксид азота, диоксид серы, окись углерода, взвешенные вещества) и 3-м специфическим примесям (сажа, фенол, формальдегид).

По данным ГУ Ханты-Мансийский ЦГМС загрязнение атмосферного воздуха в 2009 году в городах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в основном характеризовалось повышенными значениями концентраций  формальдегида, фенола и диоксида азота, превышений концентраций оксида азота, диоксида серы, окиси углерода и сажи в течение года не наблюдалось.

В 2009 году было зафиксировано  превышение максимально-разовой концентрации формальдегида в городах Белоярский, Радужный, Нижневартовск, Ханты-Мансийск соответственно в  14,8;  4,6;  1,7; 1,1 раза.

Средняя за год концентрация формальдегида превышала предельно-допустимую норму в населенных пунктах - Радужный, Белоярский, Березово, Нефтеюганск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск. Средняя концентрация формальдегида в 2009 году в этих населенных пунктах была превышена соответственно  в  9,3; 7,3;  4,7;  3,0;  1,7;  1,3 раза.

Анализ  тенденции изменения средней концентрации формальдегида в городах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2005-2009 гг. свидетельствует о снижении значений концентраций в населенных пунктах Нижневартовск, Белоярский, Березово, Нефтеюганск; в г. Радужный - значение концентраций возросло,  в г. Ханты - Мансийске наметилась стабилизация.

Превышение максимально-разовой  концентрации фенола зафиксировано в городах Нижневартовск, Белоярский, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Радужный, пгт. Березово в  3,2;  2,7;  1,9;  1,2;  1,2;  1,1 раза соответственно.

За период 2005-2009 гг. отмечается тенденция увеличения средней концентрации фенола в городах Белоярский и  Нефтеюганск, в городах  Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Радужный - наметилась стабилизация.

Превышение максимально-разовой  концентрации диоксида азота зафиксировано в городах: Белоярский, Нижневартовск, Нефтеюганск, Радужный в 3,0; 2,7; 1,3; и 1,1 раза соответственно.

За период 2005-2009 гг. отмечается тенденция к возрастанию средней концентрации диоксида азота в городах Радужный, Нижневартовск, Нефтеюганск,  в населенных пунктах  Березово, Белоярский, Ханты-Мансийск - стабилизация.

В 2009 году очень высокий  уровень загрязнения наблюдался в городах Белоярский, Радужный. Во всех городах, где велись наблюдения за формальдегидом и бензапиреном, концентрации этих веществ превышали ПДК.  Среднегодовые концентрации формальдегида превышали ПДК от 1,3 до 9,3 раза, бензапирена в г. Сургуте в 1,6 раза. Город Белоярский с 2007 года входит в  приоритетный список городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха (приоритетное загрязняющее вещество - формальдегид).  Высокое загрязнение воздуха формальдегидом характерно для всех городов России. Среднегодовая концентрация формальдегида в воздухе в целом по России в 2008 году составила более 3ПДК, диоксида азота превысила 1ПДК.

Тенденция увеличения содержания диоксида азота отмечается и в  автономном округе. В 2009 году зафиксировано превышение ПДК среднегодовых концентраций диоксида азота в г. Нижневартовске - 1,6ПДК (в 2008 г. - 0,7 ПДК) за 5 месяцев 2010 года средняя концентрация диоксида азота составила 1,9ПДК.

Источники поступления  бензапирена, формальдегида, диоксида азота - сгорание топлива, природный источник - пожары, биохимические процессы в почве, формальдегида - дополнительно эмиссия метана из болот и образование из него формальдегида путем фотохимических реакций в атмосфере. Источниками повышенных концентраций формальдегида в городах автономного округа могут быть, помимо выбросов автотранспорта и котельных - факела, расположенные вблизи населенных пунктов, свечи рассеивания на газопроводах. [7] (Информация о качестве атмосферного воздуха в городах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлена в таблице 4.)

 

Выводы и предложения

Подводя итог проделанной  работы в заключение, хотелось бы отметить следующее: Загрязнение окружающей среды в обозримом будущем не прекратиться. И я считаю, что необходимо развивать науку в направлении охраны окружающей среды.

Поскольку основным источником загрязнения в наше время является автомобили, то самым наилучшим способом спасения экологии является поиск альтернативного топлива. Например, водородное топливо отличается тем, что не загрязняет атмосферный воздух.

А так же наиболее надежным и самым экономичным способом охраны биосферы от вредных газовых выбросов является переход к безотходному производству, или к безотходным технологиям.

Так же на бензозаправочных станциях и в местах с затрудненным проездом крупных городов поставить автоматические газоанализаторы подающие сигнал о чрезмерной загазованности окружающего воздуха.

И все же лучше  электромобиля бороться с загрязнением воздуха не одно из изобретений не сможет, поскольку после изобретения экологически чистого источника электрической энергии передвижение на таком транспорте будет абсолютно безотходным.

Так же можно  сказать, что тема качества воздуха  на бензозаправочных станциях остается открытой, так как ни в одной  стране мира нет законов указывающих ПДК токсичных веществ. И только страны Европы начинают писать законопроекты на данную тему.

И в конце  всего хочется сказать, что эта  тема никогда не останется  в тени, поскольку окружающая среда и её состояние непосредственно влияет на здоровье человека и его состояние.

 

Список использованной литературы

 

  1. Акимова Т.А. Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов. - Изд-во «Юнити-Дана», 2001. - 343 с.
  2. ГН 2.1.6.1339-03 Гигиенические нормативы "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 21 мая 2003 г.).
  3. Другов Ю.С. Экологическая аналитическая химия. – М.: 2000. – 432 с.
  4. Каталог Компании «ТехноЛайн»: http://www.technoline.ru/ catalog/ product/.
  5. Методы анализа загрязнений воздуха./ Другов Ю. С., Беликов А. Б, Дьякова Г. А., Тульчинский В. М. – М.: Химия, 1984. – 384 с.
  6. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.) "Об охране атмосферного воздуха" (принят ГД РФ 02.04.1999).
  7. Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра. Официальный Интернет портал: http://www.admhmao.ru/ .
  8. Экологическая информация: http://www.mosecom.ru/air/air-normativ/.

Информация о работе Требования к качеству атмосферного воздуха и контроль за его чистотой на бензозаправочных станциях