Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:54, реферат
Изучение материальной культуры калмыков XVII—XVIII вв. затруднено скудостью источников. Вещественные памятники того времени до нас почти не дошли, письменные сведения незначительны. Немногочисленные ойратские и калмыцкие материалы, равно как и русские документы, изучены еще недостаточно. Таким образом, о материальной культуре калмыков XVII—XVIII вв. можно судить по тем неполным данным, которые имеются в описаниях современников. Для XIX—начала XX в. сведения значительно более обильны и разнообразны. Минимализм в применении веществ и материалов кочевым народом отличают материальную культуру оседлых народов, связанных с земледелием и использованием природных ископаемых для прикладных ремесел.
Введение
Изучение
материальной культуры калмыков XVII—XVIII
вв. затруднено скудостью источников.
Вещественные памятники того времени
до нас почти не дошли, письменные
сведения незначительны. Немногочисленные
ойратские и калмыцкие
Материальная культура калмыков XVII—XVIII вв.
Среди калмыков были искусные мастера
по изготовлению различных изделий из
золота, серебра, меди, латуни, свинца и
других драгоценных и цветных металлов
и сплавов. Плавили, точили, сверлили, обрабатывали
металлы вручную. Технический способ приготовления
сплава серебра (черни) – сарм-искусство.
Чернь «сарм» сложный сплав из серебра,
меди, свинца, «икс»-металла, «игрек»-металла
и серы в определенных пропорциях. Чернь
варят продолжительное время при температуре
1200 и более градусов, в строгом соблюдении
последовательности процессов. Изготовление
серебряного пояса, посуду, делали женские
украшения. Из привозной стали и железа
делали ножи различных размеров и назначения.
Мужские ножи, подвешивавшиеся к поясу
на левом боку в футлярах, часто украшенные
белой жестью или серебром, употреблялись
для убоя скота и разделки туши, шорного
дела, для работы по дереву. Кроме того,
из различных обломков кос (литовок) изготовлялись
женские ножи (балык), двухдужные щипцы
для очага, тавра для клеймения скота,
также различные пряжки к поясам и ремням,
обучи, крючки. Кочевые народы изобрели
настоящую кожаную посуду. Она очень легка,
прочна, красива, так как бывает обычно
искусно украшена гравировкой, тиснением,
аппликацией. Срок её службы 40-50 лет. Кожаные
фляги, чайники, пиалы, кувшины прекрасно
отполированы, не коробятся и не мнутся,
сохраняют форму. Такой посудой до сих
пор пользуются чабаны в Казахстане, Калмыкии.
Калмыки умели диагностировать и лечить
довольно большое количество болезней.
Болезни желудочно-кишечного тракта, по
сведениям У. Душана лечили самым крепким
супом или топленым маслом, а тиф исключительно
водой. При расстройстве желудка и сильной
диарее, больному давали пить крепкий
черный чай, кумыс или же «чигян» - «кумыс
из коровьего молока». Кумысом же лечили
и продолжают поныне лечить туберкулез
легких, т.к. болезнь еще не побеждена современной
медициной и методы борьбы с этим недугом
у калмыков достаточно разнообразны. Для
лечения туберкулеза пьют отвар из сайгачьих
рогов, желчь отборного валуха, которого
режут специально для этого в мае месяце.
Также закалывают собаку, больного кормят
сваренным мясом и поят бульоном, принимают
внутрь собачий жир. Широко применятся
суслиный, барсучий жир, отвар травы «шаган
будг» - «гусиные лапки». Используют желчь
и бульон из костей и альчиков сайгака.
Довольно широко применялось прижигание
– «тоон». Перед тем как приступить к процедуре,
предварительно накладывали на больное
место сырое мясо. Так лечили кровотечения
из носа и сибирскую язву. Нарывы вскрывали
предварительно нагретым на огне ножом.
Этим методом лечили и воспаления лимфатических
узлов. Костоправы – «отчи», занимались
лечением травматических повреждений,
вправляли вывихи, лечили переломы костей,
забинтовав место травмы. Применяли и
хирургическое вмешательство в удалении
некоторых мелкораздробленных длинных
костей, заменяя их костью верблюжонка.
Аппендицит лечили свежим бараньим бульоном.
При тяжелых переломах чтобы не было пролежней
у больного, применяли просо. Его насыпали
в большую наволочку, и подкладывали под
пострадавшего в те места, где они начинали
образовываться. Если нет проса, то можно
также использовать овес. Считалось, что
при сильных головных болях, хорошо помогает
бульон из бараньей головы и нужно есть
сваренный бараний мозг. Об этом способе
лечения рассказала информант, попавшая
в автокатастрофу в 60-е годы прошлого века
и страдавшая впоследствии, сильными головными
болями. Рецепт был дан известным калмыцким
эмчи Намкой Кичиковым из п. Алцын-Хута.
Некоторые болезни лечили сырым мясом,
при заболевании детей золотухой прикладывали
к больным ушам сырое сердце, вынутое из
овцы, принадлежавшей родным ребенка по
линии матери. Считалось, что сердце высасывает
весь гной. При высокой температуре давали
пить «арван усн» - «отвар овса». Его же
давали в обязательном порядке роженицам
как очистительный напиток, чтобы не было
«мастита» - «опухоли груди» и температура
не дала осложнения на внутренние органы.
«Кокна хавдр» - мастит у женщин лечили
«ультргар» - стелькой женщины которая
родила двойню. Стельку грели и прикладывали
к больной груди на два – три дня. Для облегчения
родов, женщине во время схваток давали
пить топленое масло, а также отвар из
кожи змеи. Чтобы плод вышел из чрева без
осложнений, буквально, выскользнул как
змея. Отвар готовил знахарь, знающий способ
приготовления и дозировку. Женщины, кто
не мог выносить до конца срока беременности
ребенка из-за частых выкидышей и тем у
кого случались преждевременные роды,
давали пить отвар из «земсгин хальсар»
- «пленка последа». У окотившейся овцы
берут послед и снимают внешнюю пленку
и высушивают. Отвар принимают беременные
женщины три раза. Считается, что этот
способ хорошо укрепляет беременность. У
донских калмыков после родов готовили
мучное блюдо, жидкий суп «зутнг», варили
муку с водой и получившейся субстанцией
наподобие киселя, поили роженицу несколько
дней, чтобы склеить все ее внутренние
органы, сдвинутые во время родов. При
авитаминозе или анемии, ослабленному
человеку готовили «гузялгн» - «бульон
из мяса, сваренного в рубце». Для этого
резали овцу, очищали рубец и в него клали
все мясо овцы, отделенной от костей, немного
солили и более ничего не добавляли. Затем
отверстие рубца крепко завязывалось,
его ставили на огонь в большом котле и
варили около пяти часов. Чтобы во время
варки от высокой температуры рубец не
лопнул, его время от времени прокалывали
«шорар» - «заостренная трехгранная палочка».
Когда продукт был готов, его вынимали,
не разрезая, с помощью двух дощечек, т.к.
он был горячим, выжимали из него в пиалу
бульон. Сваренное в рубце мясо в собственном
соку давало при отжатии не больше одной
пиалы бульона, который принимал больной.
Этот был своего рода витаминный напиток,
который способствовал быстрому выздоровлению
больного. Кожные заболевания
лечили с помощью змеиной кожи. Ее накладывали
на гоняющуюся ранку «зенкр» - «медный
купорос». Медный купорос смешивали с
топленым маслом и этой мазью смазывали
болячки, экзему, псориаз. Успех лечения
зависел от умелой дозы смешивания компонентов.
Так же им лечили и зубы. В дупло зуба на
кончике иглы клали зенкр, а затем полоскали
рот. Медный купорос убивал нервы, и боль
проходила. Зубы лечили еще и высушенной
волчьей желчью, способ применения был
одинаков с вышеописанным. Применяли отвар
«хар-дар» - «мак» и его семян. Больной
склонялся над приготовленным отваром
и дышал паром исходившим от него. Нервы
из больного зуба, как правило падали в
банку.
Болезнь Боткина, или как
ее называют в просторечье, желтуху, лечили
следующим образом. Больному давали выпить
несколько штук живых насекомых, блох. При
ожогах поступали следующим образом, гоняли
корову вокруг дома пока она не начнет
испражнятся жидким пометом, этой же субстанцией
смазывали место ожога. Еще один способ
лечения был таков, при сильном ожоге,
закалывали овцу, брали «семжн» - «жировой
покров брюшины» и им оборачивали обожженное
место, а сверху обкладывали содержимым
рубца и перевязывали. При обширных ожогах
требовалось заколоть большее количество
животных для спасения пострадавшего
человека. Его помещали в емкость (корыто,
ванна) обкладывали места ожогов «семжн»
и сверху заливали содержимым рубцов,
так чтобы на поверхности осталась одна
голова. Успех лечения зависел от быстроты
действий врачующих, т.к. «семжн» и содержимое
рубцов должны были быть максимально теплыми.
При своевременно оказанной помощи, обходилось
без осложнений. Жар от обожженного места
не проникал внутренним органам тела и
не давал осложнений, а вытягивался «семжн»
и содержимым рубцов.
Панариций – «хумс эргдг» лечили несколькими
способами. В одном случае больной палец
опускали в кипящий чай, до того как туда
нальют молоко. Второй способ был таков,
крошили хозяйственное мыло, размягчали,
обкладывали палец и перевязывали. В третьих,
обмазывали «чигяна аадмгар» – «творожная
масса кумыса» и перевязывали. Барон Ф.А.
Бюлер, писал, что у калмыков очень распространены
глазные болезни. И причины болезни он
объяснил тем, что в кибитки постоянно
стоял дым, плюс жаркий климат, пыль и песок. В
настоящее время в Калмыкии широко используются
народные методы лечения различных видов
заболеваний. Можно сделать определенные
выводы, что, несмотря на большие перемены,
нанесшие культуре калмыков непоправимый
урон, народ продолжает не только сохранять,
но и приумножать накопленные знания в
области культуры и традиционной медицины.
Литература
Приложения
Бурдюк
Инструменты калмыцких ремесленников 19 в. 1 – эрюм (инструмент для сверления дерева); 2 шертич (циркуль); 3 - оли (топорик); 4 - кюмнагаш; 5 - нагаш; 6 - кегюль (4-6 - шила)