Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:30, доклад
НЕФТЕПРОДУКТЫ - смеси различных газообразных, жидких и твердых углеводородов, получаемые из нефти и нефтяных попутных газов. Разделяются на следующие основные группы:
-Топлива
-нефтяные масла
- нефтяные растворители
-твердые углеводороды
Нефтепродукты
и область их применения
НЕФТЕПРОДУКТЫ - смеси различных газообразных, жидких и твердых углеводородов, получаемые из нефти и нефтяных попутных газов. Разделяются на следующие основные группы:
-Топлива
-нефтяные масла
- нефтяные растворители
-твердые углеводороды
-битумы нефтяные
-прочие нефтепродукты
К топливам
относят углеводородные газы, бензины,
топливо для воздушно-
Нефтяные
масла-тяжелые дистиллятные и остаточные
фракции нефти, подвергнутые специальной
очистке. Подразделяются на смазочные
масла и масла спецназначения. Последние
используют для технологических целей
и при эксплуатации механизмов. К ним относят:
электроизоляционные-
В качестве растворителей используют узкие бензиновые и керосиновые фракции, полученные прямой перегонкой нефти. Растворители применяют в резиновой промышленности, для приготовления клея, экстрагирования масел из семян и жмыхов, изготовления лаков и красок, при получении поливинил-хлорида и т.д. Осветительные керосины -прямогонные керосиновые фракции, применяемые в осветительных и калильных лампах и как бытовое топливо.
К твердым углеводородам относят парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами.
Битумы представляют собой твердые или вязкие жидкие вещества, получаемые из остаточных продуктов нефтепереработки (из остатков после перегонки смолистых нефтей, из гудронов и др.).
Прочие нефтепродукты включают: кокс нефтяной, пластичные смазки, углерод технический, углеводороды (бензол, толуол, ксилолы и др.), а также асидол (в т.ч. мылонафт), различные фракции перегонки нефти и продукты их переработки (в частности, алкилат, нефтяные смолы)и др.
Обычно различают светлые и темные нефтепродукты. К первым относят авиа- и автобензины, бензины-растворители, авиакеросин, керосины, дизельные топлива, к последним -мазут, а также получаемые в результате его перегонки дистиллятные масла и гудрон.
Часть
товарных нефтепродуктов вырабатывают
непосредственно из нефти или различных
нефтяных фракций и остатков; многие нефтепродукты
(напр., авто- и авиабензины, котельные
топлива, масла) получают смешением (компаундированием)
отдельных компонентов-продуктов переработки
нефти. Смешение компонентов позволяет
производить товарный продукт необходимого
качества и при этом рационально использовать
свойства каждого компонента.
Конечные
продукты нефтепереработки
Нефтеперерабатывающие
заводы составляют смеси нефтепродуктов,
добавляют необходимые
Газообразное топливо, такое как пропан, загружается и транспортируется к потребителям в жидкой форме под давлением в специализированных вагонах.
Жидкое топливо проходит смешивание (автомобильное и авиационное горючее, керосин, различные виды топлива для авиационных турбин, дизельные топлива получаются путем добавления цветных присадок, детергентов, антидетонационных присадок, оксигенатов и фунгицидных добавок в соответствующих пропорциях). Доставляется на автоцистернах, баржах, поездах и танкерах. Может быть транспортировано к потребителю по трубам, к примеру авиационное топливо в аэропорт или к поставщику в мульти-продуктных трубах.
Смазки (светлые машинные масла, моторные масла и различные смазочные материалы получаются путем добавления стабилизаторов вязкости в необходимых количествах) обычно транспортируются в насыпной форме до прилегающей станции затаривания.
Парафин, используется, наряду с прочим, при упаковке замороженных пищевых продуктов. Может быть доставлен в насыпной форме для дальнейшей упаковки в блоки.
Сера (или серная кислота), побочные продукты очистки нефти, могут содержаться в количестве до нескольких процентов в виде органических серосодержащих включений. Сера и серная кислота — полезные промышленные материалы. Серная кислота обычно транспортируется и поставляется в виде кислотного прекурсора олеум.
Сыпучий дёготь доставляется на упаковочные заводы для дальнейшего использования в многослойной мягкой кровле с верхним покрывным слоем из дёгтебетона и других нужд.
Асфальт — используется как связующее вещество для щебня при изготовлении асфальтобетона, который используется при строительстве дорог, и т. д. Транспортируется и поставляется в сыпучем виде.
Нефтяной кокс, используется в различных углеродных продуктах, таких как некоторые виды электродов и твердое топливо.
Нефтехимикаты
или нефтехимическое сырьё, часто отправляют
на дальнейшую переработку. Нефтехимикаты
могут быть олефинами, их прекурсорами
или различными типами ароматических
нефтехимикатов.
Нефтехимикаты обладают большим спектром применений. Они часто используются в качестве мономеров или сырья для их изготовления. Олефины, такие как альфа-олефины и диены, часто используются как мономеры, ароматические углеводороды так же могут быть использованы как прекурсоры мономеров. Затем мономеры проходят полимеризацию в различные виды полимеров.
Полимерные
материалы могут быть пластмассами,
эластомерами или волокнами. Некоторые
полимеры используются в качестве гелей
и смазок. Нефтехимикаты также
находят применения в качестве растворителей
или сырья для их производства,
прекурсоров для широкого диапазона веществ,
таких как машинные жидкости, ПАВы для
очистителей и т. д.
Физико
– химические свойства
нефтепродуктов
Для оценки качества
нефтепродуктов определяют ряд их физико-химимических
свойств.
К числу важнейших
физ. свойств относят: вязкость, плотность
и фракционный состав. Для установления
последнего нефтепродукты перегоняют
со строго определенной скоростью из колбы
стандартных форм и размеров. Фракционный
состав представляют в виде зависимости
между температурой паров нефтепродуктов
в колбе и количеством конденсата (нефтепродукты,
сконденсировавшегося в холодильнике
и собранного в приемнике). Для бензинов
обычно приводят пять точек: температуру
начала кипения и температуры выкипания
10%, 50%, 90% и 97,5% топлива. Для некоторых других
нефтепродуктов, напр. дизельных топлив,
часто указывают количество вещества,
выкипающего до определенной заданной
температуры, напр. до 360 °С Фракционный
состав масел обычно определяют при пониженном
давлении (в вакууме) во избежание разложения
высококипящих фракций при температурах
их кипения.
Измеряют также
давление (упругость) паров (гл. обр. для
бензинов) в стальной бомбе при
соотношении объемов жидкой и
паровой фаз 1:4 при 38 °С. Обычно в технических
условиях ограничивают верх. значение
давления паров, как меру предотвращения
образования "паровых пробок" в топливной
системе двигателя.
Определяют температуру
помутнения (для моторных топлив), при
которой из топлива начинают выделяться
кристаллы высокоплавких углеводородов
или воды; температуру застывания (для
масел, остаточных котельных топлив, дизельных
и реактивных топлив и авиабензинов), при
которой нефтепродукт в условиях опыта
загустевает настолько, что уровень его
в пробирке остается неподвижным в течение
1 мин при наклоне под углом 45o; температуру
вспышки; температуру воспламенения; температуру
плавления твердых нефтепродуктов (парафина,
озокерита и др.), которая соответствует
моменту полного затвердевания (кристаллизации)
предварительно расплавленного продукта.
Цвет характеризует
качество очистки нефтепродуктов от
смолистых и других окрашенных веществ;
при этом цвет нефтепродуктов сравнивают
с цветом специально окрашенных стекол.
Дуктильность, или
растяжимость, битумов характеризует
их способность растягиваться, не обрываясь,
в тонкие нити под влиянием приложенной
силы; определяется в спец. приборе (дуктилометре)
путем растягивания образца битума стандартной
формы с определенной скоростью при 25
°С.
К важнейшим
хим. свойствам нефтепродуктов относят:
содержание серы, смол, парафина, др. показатели.
Содержание серы
определяют несколькими способами. Для
светлых нефтепродуктов наиболее распространен
ламповый метод: навеска нефтепродукта
сжигается в лампочке известной массы;
продукты сгорания поглощаются титрованным
раствором NaHCO3, избыток которого оттитровывают
раствором НСl. Метод иногда используют
и для темных нефтепродуктов, которые
предварительно разбавляют каким-либо
легким нефтепродуктом с известным содержанием
серы. Чаще навеску темного нефтепродукта
сжигают в калориметрической бомбе в атмосфере
О2 и количество образовавшихся ионов
SO42- определяют гравиметрически после
осаждения их хлоридом Ва. Присутствие
в нефтепродуктах агрессивных сернистых
соединений, в частности элементной серы
и меркаптанов, обнаруживают по изменению
цвета медной пластинки после контакта
ее с испытуемым нефтепродуктом. Иногда
пользуются так называемой докторской
пробой, когда наблюдают изменение цвета
элементной серы под влиянием продуктов
взаимодействия с Na2PbO2 меркаптанов и H2S,
имеющихся в нефтепродукте.
Содержание смол
устанавливают, выделяя их из нефтепродуктов
адсорбцией на каком-либо твердом адсорбенте
(чаще всего на силика-геле) с последующей
десорбцией подходящим экстрагентом,
смесью этанола с бензолом. В некоторых
маслах и тяжелых остаточных топливах
определяют так называемые акцизные смолы
- вещества, способные реагировать с концентратом
H2SO4 в строго регламентируемых условиях
опыта. В бензинах, реактивных и дизельных
топливах определяют количество фактических
смол, для чего навеску топлива испаряют
в струе воздуха или водяного пара, а остаток
взвешивают.
Содержание парафина
устанавливают следующим образом: навеску
нефтепродукта растворяют в подходящем
растворителе, в бензине, раствор охлаждают
до температуры от — 20 до — 40 °С и осаждают
твердые углеводороды этанолом или пропанолом.
Осадок отделяют на фильтре, охлаждаемом
до заданной температуры, промывают смесью
этанола с бензином для удаления масла
и растворяют в петролейном эфире. Последний
отгоняют и остаток взвешивают.
Устойчивость к
окислению бензинов и некоторых других
продуктов характеризуют величиной индукц.
периода-интервалом времени, в течение
которого испытуемый нефтепродукт, находящийся
в атмосфере О2 под давлением 0,7 МПа при
100 °С, практически не окисляется. Устойчивость
к окислению некоторых реактивных топлив
оценивают по количеству осадка, образующегося
при жидкофазном окислении его в спецприборе
в течение 4 ч при 150°С, моторных масел -по
изменению механгических свойств тонкой
пленки масла, находящегося на металлической
поверхности в контакте с воздухом при
260 °С.
Коррозионную
активность масел оценивают по изменению
массы (г/м2) металлической пластинки при
воздействии на нее в течение 50 ч нагретого
до 140°С испытуемого масла, слой которого
периодически соприкасается с кислородом
воздуха. О коррозионных свойствах топлив
судят обычно по наличию или отсутствию
в них активных сернистых соединений,
что устанавливают с помощью медной пластинки.
Коксуемость-способность
нефтепродукта образовывать углистый
остаток (кокс) при испарении нефтепродукта
в стандартном приборе и в строго определенных
условиях нагрева; определяется главным
образом для моторных и цилиндровых масел,
тяжелых остаточных топлив, 10%-ного остатка
от перегонки дизельных топлив, а также
для сырья процессов каталитич. и термич.
крекинга, производства нефтяных коксов
и битумов и др.
Высота некоптящего
пламени характеризует
Имеется также
ряд показателей, определяющих потребительные
свойства нефтепродуктов. К ним относят,
в частности, показатели детонационной
стойкости бензинов (октановое число)и
воспламеняемости дизельных топлив (цетановое
число).