Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:49, доклад
Обогащение науки и практики тесно связано с глубоким анализом социальных идей, накопленных человеческой цивилизацией в прошлые эпохи. Особый интерес в этом отношении представляет изучение творческого наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо рассматривать на фоне развития мировой и русской культуры. Широко понимая назначение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей – эти основополагающие ломоносовские идеи остаются актуальными и сегодня.
Обогащение науки
и практики тесно связано с
глубоким анализом социальных идей, накопленных
человеческой цивилизацией в прошлые
эпохи. Особый интерес в этом отношении
представляет изучение творческого
наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого
необходимо рассматривать на фоне развития
мировой и русской культуры. Широко
понимая назначение педагогики, М.В.
Ломоносов считал ее неотъемлемой частью
мировой и русской культуры. Формирование
молодого поколения российского
юношества в духе общечеловеческой
нравственности, поощрения к познанию
окружающего мира, научных и культурных
ценностей – эти
Величайшая
заслуга М.В. Ломоносова состояла в
том, что он был одним из создателей
химии как науки. Он положил в
основу химии точные начала. Ломоносов
ввел в химическую практику основные
принципы количественного и
Велика и никогда не изгладится в сознании нашего народа роль М.В. Ломоносова не только в развитии химии и физики, но и других отраслей естествознания. Выдающуюся роль он сыграл в развитии астрономии, географии, геологии и метеорологии. Он был одним из создателей астрономических обсерваторий в России, организатором многих географических экспедиций, наставником целого поколения русских ученых.
Ломоносов чрезвычайно много сделал и для русской географической науки. Его творческий гений с особой силой сказался в постановке проблем географии Северного Ледовитого и Тихого океанах.
М.В. Ломоносов
был одним из создателей геологии.
В своих трудах «Слово о рождении
металлов от трясения земли» (1757г.), «Первые
основания металлургии или
Велики и вклады учеников Ломоносова, одним из которых является Барсов Антон Алексеевич – профессор математики и красноречия.
Кроме должности профессора, на Барсова было возлагаемо много посторонних обязанностей и поручений: он был инспектором студентов, издателем "Московских Ведомостей", цензором книг, печатавшихся в университетской типографии. По мысли И. И. Бецкого он сочинил "генеральный план" московского воспитательного дома, утвержденный в 1763 г.; по поручению комиссии 1767 г., собранной для сочинения нового уложения, Барсов написал проект "о дворянстве"; для занятий Екатерины II русскою историею, он, по поручению Шувалова (вместе с Чеботаревым) доставлял материалы, составленные частью из дословных выписок из летописей, а частью из пересказа их. Разные литературные общества избирали Барсова своим членом, и в трудах каждого из них он принимал деятельное участие; при учреждении в 1771 г. при московском университете "Вольного Российского Собрания", он был избран бессменным его секретарем и под его редакцией в течение 9 лет (1774—1783) издавался орган этого общества "Опыт трудов Вольного Российского Собрания при Имп. Московском Университете". В 1783 г. Барсов избран в члены Российской академии, как один из самых замечательных представителей русской литературы и науки. В 1789 г. основалось в Москве "Общество любителей учености", и Барсов, избран его председателем. Наконец, латинское общество в Иене избрало его своим почетным членом. Несмотря на огромное количество занятий по службе и по различным ученым поручениям, Барсов, благодаря своей неутомимой деятельности и энергии, находил время заниматься самым любимым своим предметом — русской грамматикой, над которой он работал с увлечением; его "Краткие правила российской грамматики" с 1771 по 1802 г. выдержали 10 изданий. Самым главным и замечательным трудом Барсова была "Обстоятельная российская грамматика", составленная им для народных училищ по поручению особой комиссии. Труд этот остался неизданным, не сохранилось даже и рукописи, представленной автором в Академию, а известен он лишь только по спискам, да и то не совсем полным, хранящимся в архиве московского университета и в публичной библиотеке. Барсов потратил на это сочинение много труда, он писал его с 1783 по 1785 г., но комиссия о народных, училищах не признала удобным внести эту грамматику в народных училищах, вероятно, вследствие массы подробностей, непригодных для низшей школы, а также за некоторые нововведения в орфографии. Тем не менее, в грамматике своей Барсов является достойным последователем и продолжателем Ломоносова и кроме основательного знакомства с европейскою филологическою литературою, обнаружил глубокое понимание родного языка.
Другой
и, пожалуй, самый любимый из учеников
Ломоносова, блестящий поэт и переводчик
Николай Никитич Поповский (1730–1760),
ставший профессором философии
и элоквенции. Обучался
в Московской Славяно-греко-латинской
академии, откуда в числе десяти лучших
учеников в 1748 г был отобран В К Тредиаковским
для дальнейшего обучения в Петербургском
академическом ун-те Особенные успехи
проявил в изучении философских наук,
в 1753 г получил звание магистра и после
открытия Московского ун-та был назначен
ректором университетской гимназии В
день торжественного открытия Московского
ун-та 26 апреля 1755 г П прочел на лат языке речь "О содержании, важности
и круге философии", к-рой
он начал свой курс лекций по философии
В этом же году она на рус языке была издана
Ломоносовым в "Ежемесячных сочинениях"
Осн тезисом речи было утверждение, что "нет такой мысли,
кою бы по-русски изъяснить было бы невозможно"
В 1756 г П был избран проф элоквенции (красноречия),
после чего обратился к одному из основателей
Московского ун-та - графу И И Шувалову
с дидактическим соч "Письмо о пользе наук и о воспитании
во оных юношества" Особую известность
П приобрел как переводчик с древн и европейских
языков: "Письмо Горация Флакка о стихотворстве
к Пизонам" (1753), "Мысли о воспитании"
Дж Локка (в 2 ч, 1759-1760), "Опыт о человеке" А Попа (1757) Ряд речей
П не были опубликованы и не сохранились:
"Речь о несправедливом презрении нравоучительной
философии, особливо у древних философов,
прежде Сократа бывших" (1753), "Речь
о преизяществе красноречия" (1756), "Речь
о преимуществе монархии пред аристократией
и демократией" (1758) В своих лекциях
и соч П постоянно подчеркивал всеобщий характер философии уже в силу
одного того, что от нее зависят все формы
познания, она "мать всех наук и художеств"
Особенно озабочен он был определением предмета фило
М.В. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличавшуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представителями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.