Лакокрасочные материалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:56, реферат

Описание работы

Вы не задумывались о том, много ли натуральных, экологически чистых вещей в вашем доме? Наверняка, покупая дешевую советскую мебель, которая приносила в дом стойкий химический аромат и вызывала аллергию у половины домашних, вы недобрым словом поминали и ее производителей, и всю бытовую химию. И, наоборот, увидев солнечные блики на светлом дереве, прикоснувшись к натуральной керамике или прохладному металлу, вспоминали о природе. К сожалению, ни природных, ни естественных предметов в наших домах давно нет. От дерева и керамики почти всегда нас отделяет тонкий, почти невидимый слой искусственного вещества - лака. Хорошо это или плохо - попробуем разобраться.

Содержание

Введение__________________________________________________________2
I. Исходные материалы и их влияние на качество олиф, лаков и красок_______5
II. Общие свойства лакокрасочных составов и покрытий__________ ____10
III. Основы пленкообразования ____________________________________12
IV. Основные виды лакокрасочных товаров____________________________15
2. Перспективы развития производства, торговли лаками и лакокра-
сочными изделиями _____________________________________________30
II. Маркировка лакокрасочных материалов___________________________34
III. Особенности хранения и упаковки лакокрасочных материалов______________41

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 99.60 Кб (Скачать)

6.   маслобензостойкие;  

7.   химически  стойкие;  

8.   термостойкие.  

Четвертая группа - это просто порядковый номер, присвоенный  лакокрасочному материалу при его  разработке, обозначается одной, двумя  или тремя цифрами. 

Для красок, эмалей и прочих пигментированных материалов существует еще одна маркировка, обозначающая цвет. 

Лакокрасочными  материалами называют композиции, способные  обеспечить формирование на металлах, дереве и других материалах сплошных покрытий с заданным комплексом свойств (механическая прочность, сцепление  с подложкой, стойкость к климатическим  факторам, кислотам, солям и прочее). В зависимости от состава, лакокрасочные  материалы разделяют на лаки, краски, эмали, грунтовки и шпатлевки. Классификация, маркировка, особенности этих материалов - тема вроде бы скучная, удел химиков, а не автомобилистов. Но это не так. Браться за дело, не зная азы - значит обрекать себя на неудачу. Ремонтнику любого ранга надо не понаслышке знать, с чем он имеет дело.  

Покровные материалы  

Покровные материалы  предназначены для получения  защитно-декоративной пленки на ремонтируемой  поверхности.  

Наиболее просты по составу лаки, которые представляют собой растворы пленкообразующих веществ  в органических растворителях или  воде. После высыхания лаки образуют твердую, прозрачную и однородную пленку. Для придания определенного цветового  оттенка в них иногда вводят химически  растворимые пигменты.  

Более сложный  состав имеют краски. Как правило, это смесь пигментов с олифами, маслами или латексами. После  высыхания краски образуют непрозрачную и однородную пленку.  

Основу эмалей составляют синтетические пленкообразующие вещества. Получаемая покровная пленка однородна, непрозрачна, обладает высокой  механической прочностью и может  иметь различные глянец и фактуру. Стоит заметить, что в технической документации красками чаще всего называют строительно-отделочные материалы. Но поскольку принципиальной разницы между красками и эмалями нет, термин «краска» стал общеупотребительным.  

В состав любой  эмали обычно входит три-четыре компонента: растворимый и нерастворимый  красящие пигменты, связующее вещество (основа), растворитель (или разбавитель) и разного рода присадки.  

Нерастворимые пигменты-наполнители - это, в первую очередь, красящие вещества (чаще всего, соли различных металлов), обеспечивающие непрозрачность и определенный декоративный вид покрытия. Важное значение имеют также и размеры пигментных частиц: чем выше степень перетирания пигмента (меньше размеры частиц), тем выше укрывистость эмали, декоративные (оптические) свойства и механическая прочность.  

В двухкомпонентных эмалях типа «металлик» или «перламутр» в качестве пигмента-наполнителя базового покрытия используют хлопья металла, частички слюды или оксидированную рыбью чешую.  

Другой компонент  эмали - основа, связующее вещество. Он удерживает пигментные частицы, сцепляя их как друг с другом, так и с окрашиваемой подложкой. Как правило, связующие вещества готовятся из модифицированных (например, меламиноформальдегидной смолой) полимеров и смол, в которые вводятся растительные масла (кокосовое, тунговое). Именно основа определяет характер сушки и тип эмали.  

Основное назначение растворителя (разбавителя) - понизить вязкость связующего вещества. Но не только. Зачастую растворитель (а это, как  правило, продукт перегонки нефти) содержит вещества, оказывающие заметное влияние и на процесс сушки  эмали, и на качество самого покрытия. Поэтому важно использовать в  работе только те растворители, что  рекомендованы заводом-изготовителем  эмали.  

Как правило, еще  на стадии производства в автоэмали вводят различные присадки (добавки). Их назначение - улучшить физико-химические свойства композиции. В частности, присадки могут увеличить стойкость покровного слоя к агрессивным средам, предотвратить коробление или вспучивание пленки во время сушки.  

Грунтовки  

Для создания промежуточных  слоев лакокрасочного покрытия (между  подложкой и покровной эмалевой или лаковой пленкой) применяют  грунтовки - смесь пигментов с  жидкими пленкообразующими веществами. После высыхания грунтовки образуют однородные твердые непрозрачные покрытия, главная особенность которых - высокая  адгезия (прилипание). Помимо хороших  адгезионных способностей все грунтовки обладают и антикоррозионными свойствами.  

Существуют пять основных типов грунтовок. Вариаций же на их тему - бесчисленное множество.  

Грунтовки-модификаторы иногда еще называют реактивными  красками. Они содержат вещества, способные  восстанавливать тронутый ржавчиной  металл подложки. Из-за высокой токсичности  предпочтительно наносить их на обрабатываемую поверхность кистью. После высыхания  образуют прочную пленку, обладающую хорошими адгезионными и антикоррозионными свойствами.  

Грунтовки противокоррозионные. В англоязычных странах их иногда называют праймер-кондиционерами (от английского primer - грунт). Они не только выполняют основные функции грунтовок, но и, взаимодействуя с металлом подложки, надежно защищают его от коррозии. Могут наноситься на ремонтируемую поверхность как кистью, так и распылением.  

Если ремонтируемая  поверхность имеет незначительные дефекты (царапины, выбоины), то очищенная  и загрунтованная подложка покрывается  грунт-шпатлевкой (primer-surfacer). Ее наносят достаточно толстым слоем и затем шлифуют наждачной бумагой.  

Чистый металл без механических дефектов может  быть загрунтован и универсальными грунтовками (их также называют праймер-силерами). Они не только защищают металл от коррозии, но и обеспечивают хорошее прилегание покровного слоя. А нанесенные на тщательно отшлифованное старое покрытие универсальные грунтовки отлично изолируют его от нового красочного слоя, не допуская межслоевой миграции пигмента. В отличии от грунт-шпатлевок, универсальные грунтовки не заполняют царапин и трещин, поэтому наносятся на поверхность тонким слоем и, как правило, не шлифуются.  

В переводе с  английского силер (sealer) означает «защитное покрытие». Иногда его называют наполнителем, защитной или промежуточной грунтовкой. Используют только в сочетании с другими грунтами или наносят непосредственно на отшлифованное старое лакокрасочное покрытие или старый грунт. Промежуточные грунтовки не только улучшают прилегание нового красочного покрытия, но и выполняют еще три функции. Во-первых, изолируют старое покрытие от нового. Во-вторых, не дают растворителю (разбавителю) из нового красочного слоя просачиваться в старое покрытие и тем предотвращают разбухания и вспучивания последнего. Особенно это важно в местах, где на старом слое лакокрасочного покрытия остались царапины от шлифовальной бумаги. Наконец, в-третьих, промежуточные грунтовки обеспечивают равномерность нанесения краски на материалы, обладающие разной степенью пористости. Иногда промежуточные грунтовки делают цветонаполненными, что позволяет резко уменьшить расход покровного материала.  

Особая статья - это грунтовки для пластмассовых  декоративных частей автомобилей.  

  

Шпатлевки К лакокрасочным материалам относятся и шпатлевки. Они представляют собой смесь пигментов и наполнителей с пленкообразующим веществом. По консистенции это, как правило, пасты, реже - вязкие жидкости. Предназначены шпатлевки для выравнивания ремонтных поверхностей. Они должны обладать малой усадкой, а после высыхания образовывать твердую поверхность и хорошо шлифоваться. Защитными свойствами они не обладают и поэтому после обработки их нужно немедленно покрыть грунтом или основным покровным материалом.  

Основу шпатлевок  могут составлять нитроцеллюлозные лаки, а также эпоксидные или ненасыщенные полиэфирные смолы. Различают три  основных типа шпатлевок.  

Грубые или  наполняющие. В их состав входят стекловолокна, металлические хлопья и другие армирующие наполнители. Предназначены для  ремонта проржавевших частей кузова или элементов с ослабленной  несущей функцией. Могут наноситься даже на незагрунтованные подложки.  

Универсальные. Могут использоваться и как наполняющие, и как тонкие, отделочные шпатлевки. Предназначены для заделки небольших  неровностей, глубоких царапин, а также  сколов на поверхности старого покрытия. Обладают высокой пластичностью  и хорошо шлифуются. Как правило, наносятся на загрунтованную поверхность  или непосредственно на зашлифованный  и обезжиренный старый красочный  слой.  

Тонкие. Обычно применяются при исправлении  мелких дефектов поверхности, в частности, небольших царапин, оставшихся после  шлифовки. Тонкие шпатлевки пластичны  и хорошо шлифуются мелкими абразивами.  

К тонким шпатлевкам относят и однокомпонентные композиции для так называемого ремонта  в последнюю минуту.  

Маркировка лакокрасочных  материалов  

При маркировке лакокрасочных материалов отечественного производства применяются буквенно-цифровая кодировка. Например, такая: МЛ-197 (белая 233), ГФ-021 или ПЭ-0089.  

Буквы означают тип пленкообразующего вещества (его химическую природу). Чаще всего  встречаются следующие:  

АС - алкидно-акриловая,  

АУ - алкидно-уретановая,  

БТ - битумная,  

ГФ - глифталевая,  

НЦ - нитроцеллюлозная,  

КО - кремнийорганическая,  

МЛ - меламиноалкидная,  

МС - масляно- и алкидностирольная,  

ПФ - пентафталевая,  

ПЭ - полиэфирная  ненасыщенн,  

ХВ - перхлорвиниловая и поливинилхлоридная,  

ЭП - эпоксидная,  

ЭФ - эпоксидоэфирная,  

УР - уретановая.  

В маркировке лаков  и эмалей первая цифра, следующая  за буквенным обозначением, характеризует  условия эксплуатации лакокрасочного покрытия. Из обозначений эмалей, имеющих  непосредственное отношение к автомобилям, можно упомянуть следующие:  

1 - покрытия, стойкие  к воздействию атмосферных условий  различных климатических зон  (все покровные лаки и эмали);  

2 - покрытия, эксплуатируемые  под навесом и внутри неотапливаемых помещений в различных климатических условиях (обычно применяются для окраски неответственных частей внутри автомобилей);  

7 - покрытия, стойкие  к воздействию кислот, щелочей  и других жидких химических  реагентов, а также их паров  (применяются, например, для окраски  тормозных цилиндров);  

8 - покрытия, стойкие  к воздействию высоких температур (ими окрашивают впускные и  выпускные коллекторы двигателей, приемные трубы глушителя).  

Для грунтовок  вместо обозначения условий эксплуатации пишется цифра 0, а для шпатлевок - 00.  

Последние цифры  в маркировке означают порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу.  

Теперь мы можем  расшифровать маркировки из вышеупомянутого  примера. МЛ-197 (белая 233) - меламиноалкидная эмаль, атмосферостойкая, порядковый номер - 97, белая, номер образца (эталона) цвета - 233. ГФ-021 - грунтовка глифталевая, порядковый номер 21. И, наконец, ПЭ-0089 - шпатлевка  полиэфирная ненасыщенная, порядковый номер 89.  

У всех зарубежных фирм-производителей лакокрасочных  материалов своя маркировка. Причем каждая композиция имеет не только каталожный номер фирмы, но и свое название. 

II.                 Особенности хранения и упаковки  лакокрасочных материалов 

  

Тара из белой  жести обладает стойкостью к органическим растворителям, что позволяет использовать ее для упаковки химически активных соединений.  

Белая жесть  сама по себе - достаточно прочный металл, однако многое зависит от того, насколько  грамотно разработана конструкция  тары. Жестяная тара завода Opakofarb обладает:

высокими прочностными характеристиками (ведро или канистра со стандартной толщиной стенок 0,26 или 0,35 мм, выдерживает вертикальную нагрузку до 1,084 КН, а металлическая  ручка имеет двукратный запас  прочности);

устойчивостью к воздействию внутреннего давления (допустимый предел его значения составляет до 2-4 атм в зависимости от формы крышки);

герметичностью  и ударостойкостью (кроме того, что металл защищает содержимое от воздействия света, газов, воды и других агрессивных факторов окружающей среды, днища и крышки тары уплотнены специальными прокладками). Канистры снабжены масло-бензостойкими пробками в форме разложенной воронки.  

Информация о работе Лакокрасочные материалы