Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа
Композиционный материал – конструкционный (металлический или неметаллический) материал, в котором имеются усиливающие его элементы в виде нитей, волокон или хлопьев более прочного материала. Примеры композиционных материалов: пластик, армированный борными, углеродными, стеклянными волокнами, жгутами или тканями на их основе; алюминий, армированный нитями стали, бериллия. Комбинируя объемное содержание компонентов, можно получать композиционные материалы с требуемыми значениями прочности, жаропрочности, модуля упругости, абразивной стойкости, а также создавать композиции с необходимыми магнитными, диэлектрическими, радиопоглощающими и другими специальными свойствами.
3.4. Карбоволокниты.
Карбоволокниты (углепласты) представляют собой композиции, состоящие из полимерного связующего (матрицы) и упрочнителей в виде углеродных волокон (карбоволокон).
Высокая энергия связи
С-С углеродных волокон позволяет
им сохранить прочность при очень
высоких температурах (в нейтральной
и восстановительной средах до 2200
°С), а также при низких температурах.
От окисления поверхности волокна
предохраняют защитными покрытиями
(пиролитическими). В отличие от стеклянных
волокон карбоволокна плохо смачиваются
связующим (низкая поверхностная энергия),
поэтому их подвергают травлению. При
этом увеличивается степень
Связующими служат синтетические полимеры (полимерные карбоволокниты); синтетические полимеры, подвергнутые пиролизу (коксованные карбоволокниты); пиролитический углерод (пироуглеродные карбоволокниты).
Эпоксифенольные карбоволокниты КМУ-1л, упрочненные углеродной лентой, и КМУ-1у на жгуте, висскеризованном нитевидными кристаллами, могут длительно работать при температуре до 200 °С.
Карбоволокниты КМУ-3 и
КМУ-2л получают на эпоксианилиноформальдегидном
связующем, их можно эксплуатировать
при температуре до 100 °С, они наиболее
технологичны. Карбоволокниты КМУ-2 и
КМУ-2л на основе полиимидного связующего
можно применять при
Карбоволокниты отличаются высоким статистическим и динамическим сопротивлением усталости, сохраняют это свойство при нормальной и очень низкой температуре (высокая теплопроводность волокна предотвращает саморазогрев материала за счет внутреннего трения). Они водо- и химически стойкие. После воздействия на воздухе рентгеновского излучения σизг и Е почти не изменяются.
Теплопроводность
Карбостекловолокниты содержат наряду с угольными стеклянные волокна, что удешевляет материал.
3.5. Карбоволокниты с углеродной матрицей.
Коксованные материалы получают
из обычных полимерных карбоволокнитов,
подвергнутых пиролизу в инертной или
восстановительной атмосфере. При
температуре 800-1500 °С образуются карбонизированные,
при 2500-3000 °С графитированные
Образующийся при пиролизе связующего кокс имеет высокую прочность сцепления с углеродным волокном. В связи с этим композиционный материал обладает высокими механическими и абляционными свойствами, стойкостью к термическому удару.
Карбоволокнит с углеродной матрицей типа КУП-ВМ по значениям прочности и ударной вязкости в 5-10 раз превосходит специальные графиты; при нагреве в инертной атмосфере и вакууме он сохраняет прочность до 2200 °С, на воздухе окисляется при 450 °С и требует защитного покрытия. Коэффициент трения одного карбоволокнита с углеродной матрицей по другому высок (0,35-0,45), а износ мал (0,7-1 мкм на торможение).
Физико-механические свойства карбоволокнитов приведены в табл.2.
Таблица 2. (продолжение см. на стр.17, 18,19).
Физико-механические свойства однонаправленных композиционных материалов с полимерной матрицей | ||||||||
Материал |
Предел прочности, МПа |
Модуль упругости, ГПа | ||||||
При растяжении |
При сжатии |
При изгибе |
При сдвиге |
При растяжении |
При изгибе |
При сдвиге | ||
Карбоволокниты: |
||||||||
КМУ-1л |
650 |
350 |
800 |
25 |
120 |
100 |
2,8 | |
КМУ-1у |
1020 |
400 |
1100 |
30 |
180 |
145 |
3,50 | |
КМУ-1в |
1000 |
540 |
1200 |
45 |
180 |
160 |
5,35 | |
КМУ-2в |
380 |
- |
- |
- |
81 |
- |
- | |
Бороволокниты: |
||||||||
КМВ-1м |
1300 |
1160 |
1750 |
60 |
270 |
250 |
9,8 | |
КМВ-1к |
900 |
920 |
1250 |
48 |
214 |
223 |
7,0 | |
КМВ-2к |
1250 |
1250 |
1550 |
60 |
260 |
215 |
6,8 | |
КМВ-3к |
1300 |
1500 |
1450 |
75 |
260 |
238 |
7,2 | |
Карбоволокнит с углеродной матрицей КУП-ВМ |
200 |
260 |
640 |
42 |
160 |
165 |
- | |
Органоволокниты: |
||||||||
С эластичным волокном |
100-190 |
75 |
100-180 |
- |
2,5-8,0 |
- |
- | |
С жестким волокном |
650-700 |
180-200 |
400-450 |
- |
35 |
- |
- |
Физико-механические свойства однонаправленных композиционных материалов с полимерной матрицей | |||||||
Материал |
Удель- Ная жест-кость Е/ρ, 10³ км |
Относи- тельное удли-нение при разрыве, % |
Удель- ная проч- ность σ/ρ, км |
Удар- ная вяз-кость, кДж/м² |
Сопро- тивление уста- лости на базе 10 циклов, МПа |
Дли-тельная проч- нось при изгибе за 1000 ч, МПа |
Плот- ность, т/м³ |
Карбоволокниты: |
|||||||
КМУ-1л |
8,6 |
0,5 |
46 |
50 |
300 |
480 |
1,4 |
КМУ-1у |
12,2 |
0,6 |
70 |
44 |
500 |
880 |
1,47 |
КМУ-1в |
11,5 |
0,6 |
65 |
84 |
350 |
900 |
1,55 |
КМУ-2в |
6,2 |
0,4 |
30 |
- |
- |
- |
1,3 |
Бороволокниты: |
|||||||
КМВ-1м |
- |
0,3-0,5 |
- |
90 |
400 |
1370 |
2,1 |
КМВ-1к |
10,7 |
0,3-0,4 |
43 |
78 |
350 |
1220 |
2,0 |
КМВ-2к |
13,0 |
0,3-0,4 |
50 |
110 |
400 |
1200 |
2,0 |
КМВ-3к |
12,5 |
0,3-0,4 |
65 |
110 |
420 |
1300 |
2,0 |
Карбоволокнит с углеродной матрицей КУП-ВМ |
- |
- |
- |
12 |
240 |
- |
1.35 |
Органоволокниты: |
|||||||
С эластичным волокном |
0,22-0,6 |
10-20 |
8-15 |
500-600 |
- |
- |
1,15-1,3 |
С жестким волокном |
2,7 |
2-5 |
50 |
- |
- |
- |
1.2-1,4 |
3.6. Бороволокниты.
Бороволокниты представляют собой композиции из полимерного связующего и упрочнителя – борных волокон.
Бороволокниты отличаются высокой прочностью при сжатии, сдвиге и срезе, низкой ползучестью, высокими твердостью и модулем упругости, теплопроводностью и электропроводимостью. Ячеистая микроструктура борных волокон обеспечивает высокую прочность при сдвиге на границе раздела с матрицей.
Помимо непрерывного борного волокна применяют комплексные боростеклониты, в которых несколько параллельных борных волокон оплетаются стеклонитью, предающей формоустойчивость. Применение боростеклонитей облегчает технологический процесс изготовления материала.
В качестве матриц для получения боровлокнитов используют модифицированные эпоксидные и полиимидные связующие. Бороволокниты КМБ-1 и КМБ-1к предназначены для длительной работы при температуре 200 °С; КМБ-3 и КМБ-3к не требуют высокого давления при переработке и могут работать при температуре не свыше 100 °С; КМБ-2к работоспособен при 300 °С.
Бороволокниты обладают высокими
сопротивлениями усталости, они
стойки к воздействию радиации, воды,
органических растворителей и
Поскольку борные волокна являются полупроводниками, то бороволокниты обладают повышенной теплопроводностью и электропроводимостью: λ = 45 кДж/(м∙К); α = 4∙10-6С-1 (вдоль волокон); ρV = 1,94∙107 Ом∙см; ε = 12,6÷20,5 (при частоте тока 107 Гц); tg δ = 0,02÷0,051 (при частоте тока 10 Гц). Для бороволокнитов прочность при сжатии в 2-2,5 раза больше, чем для карбоволокнитов.
Физико-механические свойства бороволокнитов приведены в предыдущей таблице (см.выше).
3.7. Органоволокниты.
Органоволокниты представляют
собой композиционные материалы, состоящие
из полимерного связующего и упрочнителей
(наполнителей) в виде синтетических
волокон. Такие материалы обладают
малой массой, сравнительно высокими
удельной прочностью и жесткостью,
стабильны при действии знакопеременных
нагрузок и резкой смене температуры.
Для синтетических волокон
К органоволокнитах значения
модуля упругости и температурных
коэффициентов линейного
Органоволокниты устойчивы в агрессивных средах и во влажном тропическом климате; диэлектрические свойства высокие, а теплопроводность низкая. Большинство органоволокнитов может длительно работать при температуре 100-150 °С, а на основе полиимидного связующего и полиоксадиазольных волокон – при температуре 200-300 °С.
В комбинированных материалах наряду с синтетическими волокнами применяют минеральные (стеклянные, карбоволокна и бороволокна). Такие материалы обладают большей прочностью и жесткостью.
Заключение
Области применения композиционных
материалов не ограничены. Они применяются
в авиации для
Применение композиционных материалов обеспечивает новый качественный скачек в увеличении мощности двигателей, энергетических и транспортных установок, уменьшении массы машин и приборов.
Технология получения полуфабрикатов и изделий из композиционных материалов достаточно хорошо отработана.
Композиционные материалы с неметаллической матрицей, а именно полимерные карбоволокниты используют в судо- и автомобилестроении (кузова гоночных машин, шасси, гребные винты); из них изготовляют подшипники, панели отопления, спортивный инвентарь, части ЭВМ. Высокомодульные карбоволокниты применяют для изготовления деталей авиационной техники, аппаратуры для химической промышленности, в рентгеновском оборудовании и другом.
Карбоволокниты с углеродной матрицей заменяют различные типы графитов. Они применяются для тепловой защиты, дисков авиационных тормозов, химически стойкой аппаратуры.
Изделия из бороволокнитов применяют в авиационной и космической технике (профили, панели, роторы и лопатки компрессоров, лопасти винтов и трансмиссионные валы вертолетов и т. д.).
Органоволокниты применяют
в качестве изоляционного и
5. Список литературы.
Лахтин Ю. М., Леонтьева В. П. Материаловедение: Учебник для высших технических заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1990.
Материалы будущего: перспективные
материалы для народного
Тарнопольский Ю. М., Жигун И. Г., Поляков В. А. Пространственно-армированные композиционные материалы: Справочник. – М.: Машиностроение, 1987.
Политехнический словарь. Гл. ред. И. И. Артоболевский. – М.: «Советская энциклопедия», 1977.
Информация о работе Композиты как новые конструкционные материалы