Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:10, реферат
Совершенствование катализаторов проводится в основном путем модифицирования нанесенной платины добавками переходных металлов, в результате достигается значительное повышение их активности, селективности и стабильности. В настоящее время для удовлетворения меняющихся требований нефтепереработчиков разрабатываются и осваиваются новые высокоэффективные катализаторы.
Катализаторы риформинга.
Процесс каталитического риформинга осуществляют на бифункциональных катализаторах, сочетающих кислотную и гидрирующую-дегидрирующую функции. В начальный период промышленного освоения процесса каталитического риформинга в основном применялись оксидные катализаторы (МоО3/ AI2O3). Внедрение платиновых катализаторов в промышленности в 1949 г. способствовало резкому скачку развития процесса каталитического риформинга. Данное обстоятельство было вызвано необходимостью производства высококачественных и высокооктановых топлив для более мощных и с более высокой степенью сжатия двигателей. Указанная тенденция в производстве топлив заданного качества, ориентированного под определенные требования конструкции двигателя, сохраняется и в настоящее время.
Со времени применения платинорениевого катализатора в промышленности в 1968 г. начался новый период в развитии каталитического риформинга — переход на би- и полиметаллические катализаторы, содержащие наряду с платиной и другие металлы. В течение последних 30 лет и более би- и полиметаллические катализаторы постепенно обновлялись и совершенствовались, в настоящее время внедрены в промышленность свыше 100 марок катализаторов риформинга.
Совершенствование катализаторов проводится в основном путем модифицирования нанесенной платины добавками переходных металлов, в результате достигается значительное повышение их активности, селективности и стабильности. В настоящее время для удовлетворения меняющихся требований нефтепереработчиков разрабатываются и осваиваются новые высокоэффективные катализаторы.
Состав и характеристики катализаторов риформинга.
Катализаторы риформинга обычно состоят из платины и металлических промоторов, нанесенных на хлорированную основу — оксид алюминия. Такие катализаторы обладают двумя функциями: кислотной и гидрирующей-дегидрирующей.
Кислотной функцией обладает носитель катализатора — оксид алюминия. Кислотными свойствами катализатора определяется его крекирующая и изомеризующая активность.
Платиновый компонент катализатора ускоряет реакции гидрирования и дегидрирования и, следовательно, способствует образованию ароматических углеводородов и непрерывному гидрированию промежуточных продуктов, способствующих коксообразованию.
Свойства катализаторов риформинга определяются структурой и химической природой носителя, распределением металлических компонентов, типом металлического промотора и их взаимодействием между собой.
Галоген является необходимой составной частью катализаторов риформинга, который вводится с целью усиления и регулирования кислотной функции носителя. В качестве кислотного промотора в би- и полиметаллических катализаторах широко используется хлор, который стабилизирует высокую степень диспергирования платины за счет образования комплексов с платиной и оксидом алюминия. Преимуществом хлорированных катализаторов является возможность регулирования содержания хлора в катализаторах, а следовательно, и уровня их кислотности, непосредственно в условиях эксплуатации.
К основным эксплуатационным характеристикам катализаторов риформинга следует отнести активность, селективность и стабильность. Активность катализатора определяет необходимую глубину превращения сырья при заданных объемных скоростях пропускания его через катализатор. Требования максимальной селективности применительно к катализатору риформинга сводятся к обеспечению наибольших выходов жидких продуктов и водорода. Это значит, что с максимальной глубиной должны протекать реакции ароматизации и минимальной должна быть активность катализатора в реакциях гидрокрекинга и гидрогенолиза. Стабильность катализатора характеризуется способностью сохранять первоначальную активность и селективность во времени.
Не менее значимой эксплуатационной характеристикой катализаторов является и механическая прочность, которая выражается устойчивостью к раздавливанию и истиранию.
Важным показателем также является хорошая регенерируемость катализатора, т. е. способность катализатора восстанавливать свои первоначальные свойства после проведения окислительной регенерации.
Этапы разработки и совершенствования катализаторов риформинга.
В течение последних 60 лет разработка и совершенствование катализаторов риформинга проходили в три этапа:
1) производство и применение
оксидных катализаторов (МоО3/
2) применение моноплатинового катализатора (Pt/Al2О3);
3) разработка и применение высокостабильных би- и полиметаллических катализаторов.
Оксидные катализаторы.
В 1940-1949 гг. основными промышленными катализаторами риформинга являлись оксидные катализаторы, такие как алюмомолибденовый катализатор (МоО3/А12О3).
Алюмомолибденовый катализатор содержит около 10 % оксида молибдена, нанесенного на основу, состоящую из оксида алюминия (90 %). Достоинством алюмомолибденового катализатора является его относительно высокая сероустойчивость.
Алюмомолибденовый катализатор,
как и современные
Моноплатиновые катализаторы.
Монометаллические катализаторы риформинга представляют собой платину, нанесенную на γ- и η- оксид алюминия, промотированный галогенами. Наиболее широко в качестве носителя используют γ- А12О3, обладающий большей термической стабильностью. Для усиления кислотности в оксид алюминия вводят 0,3 % фтора или 0,5-1,0 % хлора. В дальнейшем промотированные хлором алюмоплатиновые катализаторы полностью вытеснили из промышленного производства катализаторы, промотированные фтором.
В различных модификациях монометаллического катализатора содержится от 0,1 до 1 % платины. От содержания платины в катализаторе зависит не только его активность, но и стабильность.
Моноплатиновый катализатор обладает более высокими активностью, селективностью и стабильностью по сравнению с алюмомолибденовым, что способствовало его наиболее широкому распространению в 1950-1960-е гг. Однако довольно высокое содержание платины в катализаторе и ее стоимость подтолкнули исследователей на поиск и создание более дешевых катализаторов с хорошими каталитическими свойствами и уменьшенным содержанием платины. Одним из наиболее эффективных методов оказался метод частичной замены платины в составе катализаторов на различные менее дорогостоящие металлы.
Би- и полиметаллические катализаторы.
В начале 1970-х гг. появился ряд новых патентов по получению биметаллических катализаторов, где в качестве второго компонента предлагалось использовать германий, олово, иридий, вольфрам, рутений, церий, иттрий и другие металлы.
В последующем появились
сообщения о производстве новых
полиметаллических
В промышленных катализаторах в основном используют рений, олово, иридий, германий, кадмий и некоторые другие.