Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа
Процессы каталитического крекинга и риформинга являются основными процессами переработки углеводородного сырья в настоящее время. Оба процесса образовались около 100 лет назад и до сих пор активно используются в промышленности. В 1919-1920-х гг. академиком Н.Д. Зелинским была предложена идея по осуществлению каталитического крекинга, а первые отечественные промышленные установки крекинга были построены В.Г.Шуховым в 1934 году. Внедрение каталитического крекинга в промышленность США произошло в конце 30-х гг. 20 в. Процесс каталитического риформинга был создан на основе работ российских и зарубежных исследователей, посвященных открытию новых реакций превращения углеводородов в присутствии металлических и оксидных катализаторов. До 30-х гг. 20 в. риформинг представлял собой разновидность термического крекинга и проводился при 540°С для получения бензина с октановым числом 70–72. С 40-х гг. 20 в. риформинг стал каталитичес
Введение…………………………………………………………………..……..3
1. Каталитический крекинг углеводородного сырья
1.1 Понятие и сущность крекинга………………………………………..…....5
1.2 Технологический процесс крекинга углеводородного сырья……….…..8
1.3 Основные реакции каталитического крекинга ………………………….11
2. Риформинг углеводородного сырья
2.1 Понятие и сущность риформинга………………………………………...15
2.2 Технологический процесс риформинга углеводородного сырья ……...18
2.3 Основные реакции каталитического риформинга ………………………20
3. Основные факторы промышленного процесса каталитического крекинга.25
Заключение…………………..………………………………………………...…28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Рис. 3. Фракционирование
В системе установки каталитического крекинга имеется два циркулирующих потока (рис. 4). В левой части рисунка катализатор выходит из зоны реакции, проходит регенерацию и снова возвращается в зону реакции. В правой части углеводороды входят в систему и уходят из нее, но за счет фракции рециркулирующего газойля некоторые компоненты постоянно циркулируют в системе.
Рис. 4. Установка каталитического крекинга.
Изменение времени контакта сырья с катализатором сказывается на степени его превращения и выходах продуктов крекинга (табл 1). Чем меньше продолжительность пребывания сырья в реакционной зоне, тем ниже глубина его конверсии. Уменьшение времени контакта может быть скомпенсировано более высокой активностью катализатора и повышением температуры.
Табл. 1. Выходы продуктов каталитического крекинга
Сырьё: |
Объёмные % |
Тяжелый газойль |
40,0 |
Легкая фракция вакуумной перегонки |
60,0 |
Всего: |
100,0 |
Продукты: |
|
Кокс |
8,0 |
Газы |
35,0 |
Крекинг-бензин |
55,0 |
Лёгкий крекинг-газойль |
12,0 |
Тяжелый крекинг газойль |
8,0 |
Всего: |
118,0 |
В данной таблице видно, что объём продуктов увеличился. Сумма объемов продуктов, выходящих с установки, составляет 118% от объема сырья, поступающего на установку. Это не связано с циркулирующим потоком, а определяется только соотношением плотностей продуктов и сырья. Если бы мы измеряли выход в весовых, а не в объемных процентах, суммарное количество продуктов оказалось бы равным 100% [6].
1.3 Основные реакции каталитического крекинга
Процесс каталитического
крекинга в соответствии с
его названием предполагает
Парафиновые углеводороды подвергаются следующим реакциям:
Нафтеновые углеводороды подвергаются следующим превращениям:
Непредельные углеводороды могут подвергаться следующим превращениям:
Превращения ароматических углеводородов может происходить по следующим химическим реакциям:
Сложный химизм можно приписать процессам, обуславливающим образование на поверхности катализатора коксовых отложений. Коксовые отложения на поверхности катализатора образуются за счет протекания реакций диспропорционирования углеводородов всех классов.
Химизм реакций каталитического крекинга отражает баланс для суммы исчезающих веществ и появляющихся продуктов, и он подчиняется закону сохранения массы веществ. Он же отражает механизм реакций превращения углеводородов, который включает различные физические и химические стадии.
Химизм реакций
превращения углеводородов
2. РИФОРМИНГ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
2.1 Понятие и сущность риформинга
Назначение – получение высокооктанового компонента автомобильных бензинов, ароматизированного концентрата для производства индивидуальных ароматических углеводородов и технического водорода в результате каталитических превращений бензиновых фракций. Первоначально каталитический риформинг был осуществлен с катализатором из оксида молибдена (гидроформинг). Потом преобладающее значение получил платиновый катализатор на высокопористом носителе из оксида алюминия (платформинг). В этом случае процесс осуществляется при 470-540 °С в атмосфере водорода под давлением 4-5 МПа. Октановое число риформатов (показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива, т.е. способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) в основном повышается за счет наличия ароматических углеводородов, которые получаются в процессе риформинга (табл. 2).
Табл. 2. Октановые числа углеводородов
Углеводород |
исследовательское |
моторное |
дорожное |
Бензол (t кип 80°С) |
106 |
88 |
97 |
Толуол (t кип 111°С) |
112 |
98 |
105 |
пара-Ксилол (t кип 138°С) |
120 |
98 |
109 |
мета-Ксилол(Ткип 139°С) |
120 |
99 |
109,5 |
oртo-Ксилол (Ткип 144°С) |
105 |
87 |
96 |
Этилбензол (Ткип 136°С) |
114 |
91 |
102,5 |
Сумма ароматики С9 |
117 |
98 |
107,5 |
Сумма ароматики С10 |
110 |
92 |
101 |
Сырье и продукция. В качестве сырья риформинга обычно используются прямогонные бензиновые фракции. Также в качестве сырья могут использоваться бензины вторичных процессов - гидрокрекинга, термического крекинга и т.д., при условии их специальной подготовки. При получении высокооктанового компонента автомобильного бензина используются широкие фракции, выкипающие в пределах от 60-90°С до 180°С; при получении бензола, толуола, ксилолов – узкие фракции, выкипающие соответственно в интервалах 62-85°С, 85-105°С, 105-140°С. Для предотвращения дезактивации катализатора в сырье ограничивается содержание серы (не более 0,00005-0,0010 % в зависимости от типа катализатора) и азота (не более 0,0001%).
Продукцией установки каталитического риформинга являются:
Табл. 3. Характеристика катализатов, полученных риформированием
Параметры |
62-105°С |
62-140°С |
85-180°С |
Плотность, ρ(20/4) |
0,729 |
0,770 |
0,796 |
Октановое число (исследовательский метод) |
74 |
90 |
95 |
Содержание углеводородов, %: |
|||
ароматических |
39,4 |
49,3 |
65,5 |
парафиновых и нафтеновых |
60,1 |
49,6 |
33,7 |
непредельных |
0,5 |
1,1 |
0,8 |
Катализаторы. Катализаторы риформинга обладают двумя функциями:
Таким образом, кислотная функция катализатора необходима для протекания реакций гидрокрекинга и изомеризации, а дегидрирующая— для процессов дегидрирования. Сочетание этих двух функций определяет качество бифункционального катализатора риформинга.
В промышленности
применяются следующие
На поверхность катализатора наносится от 0,3 до 0,6% масс. Pt и от 0,3 до 0,5% мас.сокатализатора. При меньшем содержании платины на оксиде алюминия повышается коксообразование на катализаторе, при более высоком содержании Pt на носителе растет доля процесса гидрокрекинга углеводородов.
Для промотирования
катализаторов, повышения их
Эти сокатализаторы можно разделить на две группы:
2.2 Технологический процесс риформинга углеводородного сырья
На установках в процессе каталитического риформинга низкооктановые молекулы углеводородов прямогонного бензина превращаются в высокооктановые молекулы ароматических углеводородов. На установках риформинга с применением системы 3-х реакторов как правило получается риформат с октановым числом 90-97 по исследовательскому методу. Если, в состав установки дополнительно вводятся четвертый реактор и печь, то возможно получение риформата с октановым числом свыше 97 по исследовательскому методу. Катализатор состоит из оксида алюминия ( ), силикагеля ( ) и платины (Pt). Сырье риформинга предварительно проходит через секцию гидросероочистки (ГСО). Определенные металлы, сероводород, аммиак, соединения органического азота и серы дезактивируют катализатор риформинга, поэтому сырье предварительно очищается в секции гидросероочистки для удаления соединений серы как правило находящихся в прямогонном бензине (рис. 5).