Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:26, реферат
Природный газ бесцветен, не имеет запаха, значительно легче воздуха, горюч и взрывоопасен. При транспортировке по трубопроводам в природный газ добавляют меркаптаны, обладающие резким запахом, что позволяет легко обнаружить утечку газа, но создает дополнительные трудности при его переработке, так как меркаптаны — серосодержащие соединения, а сера является ядом для всех катализаторов производства аммиака.
Введение........................................................................................................3
1.Процессы переработки метана………………………………………………4
2. Каталитическая конверсия метана………………………………………….5
3.Термодинамика и кинетика процесса конверсии метана
с водяным паром..................................................................................................8
4. Катализаторы конверсии метана...................................................................10
4.1 Катализаторы конверсии метана ГИАП-8, ГИАП-25,
ГИАП-36Н…………………………………………………………………….11
4.2 ДКР-1………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………
3
Термодинамика и кинетика
Равновесие
реакции конверсии метана водяным
паром, как реакции эндотермической,
с ростом температуры смещается
в сторону образования СО
и Н2, а с ростом давления
в обратную сторону, т. е. в сторону образования
метана.
Рис.6. Зависимость полноты конверсии СН4 и СО yк от температуры
Однако для заданного давления и температуры превращение метана возрастает с ростом содержания пара в исходной газовой смеси (рис. 6). На этом рисунке одновременно видно, как с ростом температуры падает полнота конверсии СО водяным паром – реакции экзотермической. И хотя давление оказывает отрицательное воздействие на превращение метана, наблюдается постоянный рост используемого давления в промышленных процессах паровой конверсии метана (рис. 7).
Рис
7. Применяемое давление
газа Р на
выходе из трубчатого
реактора конверсии
природного газа в различные
периоды времени t.
Проведение процесса при повышенных давлениях снижает расходы на компрессию полученного синтез-газа, затраты на изготовление аппаратуры, улучшает условия теплопередачи. Развитие этого процесса ограничивается в основном прочностью металла реакционных труб, работающих в жестких условиях высоких температур.
Рис
8. Ограничения по
температуре t и давлению
Р процесса паровой
конверсии углеводорода,
обусловленные материалом
труб (отношение пар :
углерод = 3,5;
А – расчетные
границы для работ труб; yконв
– полнота конверсии).
Равновесные
соотношения при конверсии
Наиболее обоснованное и практически оправданное уравнение скорости реакции конверсии метана для атмосферного давления дал Темкин и его ученики. Энергия активации процесса паровой конверсии составляет 129,79 кДж/моль для температурной области 800 — 900°С на никелевой фольге и 100,48 кДж/моль для этой же области температур на никелевом катализаторе, нанесенном на пористом носителе. Кинетические данные используют для расчета аппаратов конверсии, в частности для расчета температур на входе в реактор и выходе из него.
В качестве катализаторов конверсии используют никель, нанесенный на пористый носитель. Содержание никеля в катализаторе может колебаться в широких пределах — от 4 до 35% (масс.). Наиболее стабильными катализаторами для широкого диапазона температур конверсии и работы в экстремальных условиях являются катализаторы, носители для которых не содержат SiО2, главной их основой является a-Аl2О3 (корунд). В качестве активаторов в них могут содержаться оксиды кальция, титана, магния, хрома. Внутренняя поверхность таких катализаторов колеблется от 5 до 50 м2/г. Восстановление нанесенного NiO до металлического никеля происходит в загруженном конверторе водородом или метаном.
Для
конверсии легких фракций нефти
(нафты) используют щелочные калийсодержащие
катализаторы. Использование таких
катализаторов дает возможность
проводить конверсию нафты при
низких соотношениях пар :
углерод (3: 1) без выделения сажи. [4]
4
Катализаторы конверсии метана
Как
установлено многочисленными
В свежем катализаторе никель находится в виде окислов. Катализатором же ускоряющим реакции конверсии метана, является металлический никель. Поэтом, перед началом процесса конверсии катализатор необходимо восстановить газом, содержащим водород NiO + H2 = Ni + H2O. Катализатор восстанавливается водородом полностью при температуре 300 — 400°С в течение 2—4 ч. При отсутствии водорода катализатор можно также восстановить рабочей смесью (метан и водяной пар или метан, водяной пар и кислород) при 750 — 850°С.
Если
никель находится не в виде окислов,
а в виде их соединении с окисью
алюминия (шпинели), то для его восстановления
требуется более высокая
Эффективность работы катализатора определяется остаточным содержанием метана в конвертированном газе при определенном количестве подаваемого исходного газа. Нагрузка на катализатор характеризуется объемной скоростью. Объемной скоростью называется количество кубометров исходного газа (сухого), проходящего через 1 м3 катализатора в час. Объемная скорость выражается в ч-1. В промышленных условиях катализатор конверсии метана работает в интервале объемных скоростей 250 — 400 ч-1 при 600—1000°С.
Активность никелевого катализатора может снижаться вследствие присутствия в газе соединений серы: Н2S, CS2 и COS. Вещества, снижающие активность катализатора, называются каталитическими ядами. Процесс отравления катализатора Н2S протекает по схеме Ni + H2S à NiS + H2.
Образовавшийся сернистый никель уже не способен ускорять реакцию конверсии метана, в связи с чем активность катализатора снижается. Проведенными исследованиями установлено значительное влияние температуры на отравление катализатора соединениями серы. Показано, что при температуре, равной 600°С, наличие даже небольших количеств соединений серы в газе (5 мг/м3 серы) приводит к необратимому отравлению и полной потере активности катализатора. С повышением температуры отравляемость катализатора этими соединениями уменьшается. Так, при температуре 700 — 800°С отравление катализатора происходит в значительно меньшей степени и активность его может быть восстановлена в процессе конверсии метана, не содержащего соединений серы. При 850°С и содержании в газе 5 — 7 мг/м3 серы заметного отравления катализатора не наблюдается.
Конверсия
метана может сопровождаться выделением
свободного углерода (сажи), что затрудняет
проведение процесса. Реакция (1) образования
сажи протекает параллельно с основными
реакциями в случае недостатка окислителей
— водяного пара и кислорода. При этом
углерод отлагается не только на поверхности,
но и внутри гранул катализатора, что приводит
к уменьшению активности и механическому
разрушению катализатора и к увеличению
гидравлического сопротивления аппарата
потоку газа. В отсутствие катализатора
образование углерода по реакции (1) начинается
при нагревании метана до температуры
800°С, а на восстановленном никелевом катализаторе
эта реакция протекает с заметной скоростью
уже при 400°С. Воспламенение в объеме (без
катализатора) смеси метана с водяным
паром и кислородом, применяемой в процессе
конверсии природного газа, всегда сопровождается
образованием углерода вследствие частичного
разложения метана при температуре около
1100°С, развиваемой в пламени. На никелевом
катализаторе при достаточном количестве
окислителей выделения свободного углерода
не происходит. Из сказанного следует,
что на нагретый катализатор нельзя подавать
природный газ, не смешав его предварительно
с водяным паром и кислородом. [3]
4.1 Катализаторы конверсии метана ГИАП-8, ГИАП-25, ГИАП-36Н.
Область применения: Катализаторы конверсии метана ГИАП-8, ГИАП-25, ГИАП-36Н применяются для воздушной конверсии газообразных углеводородов в эндотермических генераторах контролируемых атмосфер при температурах 1030-1050 °С. Могут применяться также для воздушной конверсии сжиженных газов (пропан и пропанобутановой фракции) в тех же целях. Используются также в различных отраслях машиностроительной промышленности, где контролируемые атмосферы используются для термообработки металлических изделий и деталей машин.
Основные данные: Катализаторы отвечают требованиям ТУ 11303382-86. Нанесенная часть катализаторов содержит оксиды никеля, алюминия и кальция.
Внешний
вид: кирпичики серого цвета (ГИАП-25),
цилиндрические гранулы серого цвета
(ГИАП-8 и ГИАП-36Н).
Рис.9.
Катализаторы конверсии
метана ГИАП-8, ГИАП-25,
ГИАП-36Н.
Размеры: 32 х32 (ГИАП-25), диаметр 15-18 мм, высота 15-18 мм (ГИАП-8,ГИАП-36Н). Массовая доля никеля в пересчете на оксид никеля: 7.5 + 1.5 % (для ГИАП-8, ГИАП-36Н) и до 12 % (для ГИАП-25).
4.2 ДКР-1
ДРК
– 1 новый вид катализатора, предназначен
для паровой и
Физико-химические характеристики ТУ 2171-94-002038015-97 | ||
Нормы марки К-17 | Нормы марки К-15 | |
Состав | оксид Ni на носителе Al2O3 | оксид Ni на носителе Al2O3 |
Внешний вид | Кольца от светло-серого до темно-серого цвета | Кольца от светло-серого до темно-серого цвета |
Насыпная плотность, кг/дм3 | 1,2±0,2 | 1,2±0,2 |
Массовая доля мелочи и гранул с дефектом, %, не более | 10 | 10 |
Размеры гранул, мм, в пределах: | ||
диаметр наружный | 17±2 | 15±2 |
диаметр внутренний | 8±1 | 7±1 |
высота | 14±2 | 12±2 |
Механическая прочность, разрушающее усилие при раздавливании на торец, среднее, МПа, не менее | 30 | 30 |
Массовая доля серы в пересчете на SO3,%, не более | 0,01 | 0,01 |
Массовая доля никеля в пересчете на оксид никеля (NiO), % | 12±1 | 12±1 |
Термостойкость: число теплосмен от 1000°С до комнатной температуры на воздухе без разрушения гранул, не менее | 20 | 20 |
Активность: остаточная доля метана при конверсии с водяным паром природного газа при соотношении пар:газ=2:1 в объемной скорости 6000 час,%, не более при температуре: | 500°С: 35
700°С:5 |
35
5 |
Условия эксплуатации | |
Температура, на выходе трубчатой печи, ºС | 790-810 |
Давление, МПа | 3,3-3,6 |
Объемная скорость, ч-1: соотношение ПАР:ГАЗ | 1500-18003,7-4,0 |
Остаточная объемная доля метана на выходе из печи, % | 9-11 |
Заключение
В
последней четверти XX столетия после
разразившегося в начале 70-х годов
нефтяного кризиса изменился
подход к источникам углеводородного
сырья. Человечество осознало, что запасы
нефти на Земле небесконечны и
невосполняемы. Еще задолго до появления
на Земле человека природа создала
огромные количества органических веществ,
законсервировала их, превратив в
наиболее устойчивую форму, и спрятала
в недра земли до поры до времени,
до разумного использования
В настоящее время природный газ используется в основном в энергетических целях: тепловые электростанции на природном газе наиболее экологически чистые, пропанобутановая фракция применяется в качестве бытового топлива, а также как горючее для автотранспорта. В небольших количествах метан используют в металлургической промышленности как восстановитель. Однако степень химической переработки природного газа в ценные продукты остается на низком уровне, а значительная часть попутного нефтяного газа сжигается в факелах, что приводит к невосполнимой потере ценного сырья и порождает сложные экологические проблемы в регионах добычи. Столь расточительное отношение к ископаемым источникам сырья недопустимо и требует незамедлительного создания новых технологий переработки легкого углеводородного сырья.
Информация о работе Каталитические процессы конверсии метана