Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:28, реферат
Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Необходимо в рамках обучения по всем школьным предметам получать необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека.
Анализ учебной программы и содержание материала тем, изучаемых в 8 классе, показал, что в них недостаточно отражена глобальная проблема нашего века - охрана окружающей среды.
Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса химии предусматриваю ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.
В содержание программы заложены следующие принципы:
природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;
непосредственным
результатом взаимодействия человека
и природы становится изменение
химического состава
химические знания - неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
Экологизированная направленность курса химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о "виновности" химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитывая в них чувство личной ответственности за ее сохранение.
Исходя из целей, заложенных в программе, мною разработаны и проведены уроки в 8 классе по основным темам курса химии с точки зрения экологического воспитания и образования. В подборе материала я старалась использовать краеведческий материал. Ведь именно краеведческий принцип подбора учебного материала - одно из условий привлечения интереса и внимания учащихся к этим проблемам. На уроках я применяю активные формы и методы организации учащихся: урок-лекция, урок-конференция, что позволяет формировать у учащихся знание и умение путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность.
При подготовке к урокам учащиеся готовят сообщения, доклады, составляют схемы по материалу соответствующих тем. С целью развития интереса учащихся к проблемам окружающей среды я предлагаю им следующие задания: охарактеризовать экологическую обстановку около дома, школы; проанализировать ситуацию, в которой по вине человека страдает природа и т.д. В конце каждой темы учащимся предлагаются вопросы, задания по пройденному курсу, расчетные задачи экологического содержания.
Так, при изучении темы "Первоначальные химические понятия" считаю необходимым дать ряд понятий природоохранного характера: загрязнители, источники загрязнений, современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности.
Остро стоит вопрос об очистке отходов любого производства, поскольку идеальная модель безотходной технологии еще не создана. При изучении темы “Чистые вещества и смеси” знакомлю учащихся с простейшими способами очистки и разделения смесей.
К современным методам очистки можно отнести фильтрацию, пылегазоулавливание, обезвреживание, биологическую очистку (очистку при помощи микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение (в отстойниках), перевод веществ в малорастворимые или нерастворимые соединения.
С некоторыми методами учащиеся знакомятся при выполнении лабораторных и практических работ, ряд других можно продемонстрировать на кружковых или факультативных занятиях (перекристаллизация, охлаждение, нейтрализация, использование ионообменных колонок).
При изучении темы " Кислород. Оксиды. Горение. " ставлю целью " подвести учащихся к пониманию здоровья человека, как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды; научить их определять масштабы загрязнений и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека ". Достижение данной воспитательной цели будет способствовать формирование гуманистического, санитарно-гигиенического и познавательного мотивов в их природоохранной деятельности.
Рассматривая вопрос о химических реакциях, необходимо сформировать у учащихся представление о природе, как о едином целом, о том, что химические реакции протекают в живой и неживой природе, что живая и неживая природа взаимосвязаны.
Очень важно развить у учащихся ценностную ориентацию в отношении экологических проблем, вызывать у них чувство сострадания, ответственности, желание активной деятельности.
С целью развития интереса учащихся к проблемам окружающей среды предлагаю им задания с дальнейшей их оценкой, например:
1. Найти
в каких-либо печатных изданиях
(газетах, журналах, книгах) сообщения
о неблагоприятных
2. Прослушайте
текст. Перечислите
3. Используя свой опыт, придумайте (или опишите) ситуацию, в которой по вине человека страдает природа (ее обитатели)'.
4. Охарактеризуйте экологическую обстановку:
а) около дома;
б) около ближайших предприятий, учреждений, магазинов;
в) в ближайшем парке, лесу, на речке, озере, пруду.
Что именно вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды ?
При выполнении экспериментальной части курса химии в 8 классе также придерживаюсь вопросов экологизации образования и воспитания.
В практической работе N 1 (в части посвященной правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете) считаю целесообразным дать дополнительную информацию о необходимости ликвидации всех отходов после химических опытов. Необходимо обратить внимание учащихся, что при изучении химии обязательным компонентом каждого практического занятия, демонстрационного или лабораторного опыта будет уничтожение, обезвреживание или использование веществ, образовавшихся в процессе химических превращений. Таким образом, уже на этой стадии обучения школьники понимают, что исключение попадания веществ во внешнюю среду есть правило техники безопасности, причем глобального масштаба. Можно проинформировать школьников о некоторых путях ликвидации веществ, с которыми они встретятся в дальнейшем.
Практическую работу " Очистка загрязненной поваренной соли" можно дополнить словами ..... “и воды” от примесей. После приливания воды к смеси соли и песка и растворения соли указываю, что в промышленности часто требуется отделить твердый осадок от чистой воды или раствора. Этого добиваются сливанием жидкости с осадка (декантация) или фильтрованием. Учащиеся должны попробовать оба способа. Например, часть жидкости можно слить в чистую пробирку, а остаток профильтровать. При выпаривании раствора рекомендуется сконденсировать любым способом немного воды и продемонстрировать ее отличие от исходного раствора (например: внесением поочередно на медной проволочке в пламя горелки или добавлением раствора нитрата серебра, не называя последнего).
После проведения практической работы "Получение и свойства кислорода" собираю остатки веществ от опытов, проведенных каждым учеником, в одну банку с надписью "Отходы от получения кислорода из КМnН4. Можно пояснить, что знания учащихся пока не позволяют раскрыть химизм и пути использования остатков.
При выполнении практической работы "Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества" нередко используют хлорид натрия. После окончания опыта нужно подвести учащихся к мысли, что их растворы могут быть использованы впоследствии. Для этого растворы будут сохранены в отдельной банке и применены в других практических работах работе и в других классах в будущем году. Так поступают и в промышленности, в производствах с замкнутым циклом.
Экспериментальные задачи, которые включены в каждую тему, могут способствовать формированию представлений учащихся о многократном превращении химических веществ.
Такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление.
Чтобы выявить уровень знаний учащихся по вопросам природоохранного характераможно провести анкетирование:
Вопросы анкеты.
Какая наука изучает проблемы охраны окружающей среды ?
Что тебе известно о проблемах охраны окружающей среды ?
Какой свой поступок ты считаешь самым плохим по воздействию на природу ?
Какой поступок твоих друзей ты считаешь самым хорошим по отношению к природе ? Самым вредным ? Почему ?
Что, по твоему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природной среды?
Что ты сделал, и что смог бы сделать, полезного по защите природы ?
Какие общественные организации по защите окружающей среды ты знаешь ?
Анализ анкет показает, что проблемы охраны окружающей среды обсуждаются на уроках биологии, географии. физики, химии. Среди проблем охраны окружающей среды учащиеся отметили:
загрязнение водоемов отходами химических производств, попадание в водоемы различных веществ в результате аварий;
загрязнение атмосферы выбросами химических предприятий, транспорта;
загрязнение почвы;
Большинство учащихся отмечают проблему вырубки лесов, загрязнения лесов человеком, проблему плохого состояния мусорных свалок. Дети отмечают истребление человеком животных, уничтожение растений. Отмечает также проблему образования озоновой "дыры".
Поведение школьников в природе оказывается довольно разнообразным по содержанию: устроил пожар, вырывал грибы с грибницей, не убирал за собой мусор после отдыха в лесу, подкармливал птиц, ухаживал за бездомной собакой, поливал цветы у дома.
Многие ответы свидетельствует об экологической неграмотности детей. Однако радует тот факт, что дети стараются не наносить вред окружающей природе.
Отвечая на вопросы анкеты дети отмечают, что могли бы не мусорить, сажать побольше деревьев, ухаживать за животными. В отдельных анкетах сформулированы конкретные предложения: создать аппараты для переработки химических отходов; перейти на безвредное топливо; создать экологически чистое производство. В анкетах звучит призыв: почаще напоминать взрослым о бережном отношении к природе; прекратить воевать друг с другом; объединить усилия, тогда можно достичь большего успеха.
Результаты анкетирования показали, что необходимо расширять и углублять представления учащихся о целостности системы мер по охране природы. Это, в свою очередь, требует комплексного подхода к решению проблем экологического образования: не только вооружать школьников научными знаниями о природе и законах ее жизни, но и формировать такое их поведение, которое выражало бы заботу о конкретных природных объектах и о природе в целом.
Исходя из всего отмеченного, задачами для своей последующей работы считаю воспитывать у подрастающего поколения непассивные любования красотами природы или созерцание того, что сделано или не сделано государством по ее охране, а потребность активного, действенного участия в ее сохранении и улучшении. Сами по себе знания об охране природы, если они не будут сочетаться с практическими делами, не создадут у молодого человека ощущение удовлетворения от приносимой им пользы природе, а значит, и обществу.
Информация о работе Экологическое воспитание на уроках химии