История мыла

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Утро французского короля Людовика XIV начиналось с многочасового ритуала одевания и очень короткого умывания. Ему подносили большую великолепную чашу, на дне которой плескалась вода. Король смачивал кончики пальцев и слегка дотрагивался ими до век. На этом процедура заканчивалась - мыться целиком в те времена было не принято, зато душиться различными духами было насущной необходимостью.
Век гигиены настал только в конце XVIII столетия.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ МЫЛА.docx

— 22.35 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ МЫЛА  
Утро французского короля Людовика XIV начиналось с многочасового ритуала одевания и очень короткого умывания. Ему подносили большую великолепную чашу, на дне которой плескалась вода. Король смачивал кончики пальцев и слегка дотрагивался ими до век. На этом процедура заканчивалась - мыться целиком в те времена было не принято, зато душиться различными духами было насущной необходимостью.  
Век гигиены настал только в конце XVIII столетия. Однако мыло было известно задолго до этого. Археологи установили, что уже 6 тысяч лет назад существовало довольно налаженное производство мыла из щелочной соли, растений, золы, животных жиров. В античном мире мыло из козьего или бычьего жира с примесью золы бука было трех сортов: твердое, мягкое и жидкое. Им можно было не только умываться, но и красить волосы в желтый, розовый или красный цвета. А галлы, населявшие территорию современной Франции, использовали для создания причесок из своих длинных волос особую смесь растительного масла и красной земляной краски. Стоило на смесь попасть воде, как образовывалась густая пена. Ее оставалось смыть - и вот они, чистые, блестящие, пушистые волосы!  
Скифские женщины делали моющий порошок из древесины кипариса и кедра, затем смешивали его с водой и ладаном. Полученной нежной мазью, имевшей тонкий аромат, они натирали все тело. Затем удаляли раствор скребками, и кожа становилась чистой и гладкой. Хотя мыло уже было изобретено, многие народы еще долго продолжали пользоваться щелоком, бобовой мукой, клеем, пемзой, ячменной закваской и глиной. Даже знаменитый арабский врач Ибн Сина, живший в XI веке, советовал пользоваться мылом только для обмывания прокаженных. Здоровым же он предлагал глину. Кстати, подручные средства, заменяющие мыло, люди используют до сих пор. Земля одного из островов в Эгейском море содержит моющее вещество, с помощью которого жители борются с грязью. Когда идет дождь, весь остров покрывается мыльной пеной.  
Но вернемся к истории мыла. В средние века основными его поставщиками в Европе были города Неаполь и Марсель. Постепенно ремеслу варки мыла научились и в других местах. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 году в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией членов которого считалось… мытье в бане с мылом. В этой стране долгое время под страхом смерти члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел - дабы не выдать тайну. Во второй половине XVII века во Франции был издан королевский указ, разрешающий варку мыла только в летнее время и только из золы и оливкового масла. В России мыло начали делать во времена Петра I, но вплоть до середины XIX века им пользовалась только знать. Крестьяне стирали и мылись щелоком - древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла. Широко известны были и московские фирмы - фабрика Ладыгина, фабрика Альфонса Ралле "Ралле и К" и парфюмерная фабрика Брокара, Оборудование фабрики Брокара поначалу состояло из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. Но он сумел стать признанным "королем парфюмерии", выпустив дешевое, копеечное мыло для всех слоев населения. Брокар старался придать недорогой продукции привлекательный вид. Например, его мыло "огурец" так походило на настоящий овощ, что покупалось даже из одного любопытства. 

1.3 Требования к качеству

Туалетное мыло должно вырабатываться из доброкачественного сырья и в  соответствии с утвержденной рецептурой, иметь приятный запах, эстетичность, цвет, удобную форму. Мыло должно легко  растворяться в холодной воде, легко  пениться и отмывать загрязнения  без особых физических усилий, т. е. иметь высокую моющую способность. Мыло не должно оказывать раздражающего  действия на кожу, сохранять определенную форму, внешний вид, запах при  длительном пользовании, не расслаиваться  во влажной среде, не давать трещин при высыхании. Мыла лечебно-профилактические, дезинфицирующие, дезодорирующие должны обладать определенным эффектом.

Эспертиза качества туалетного мыла 

В соответствии с новым ГОСТом 28546-2002 экспертиза качества туалетного мыла осуществляется по органолептическим и физико-химическим показателям с использованием органолептического и инструментального (измерительного) методов. 

К органолептическим  показателям качества мыла относятся внешний вид, форма, цвет, запах, консистенция мыла, соответствие упаковки и маркировки нормативным требованиям. Кусковое мыло должно быть твердым на ощупь, однородным в разрезе, без трещин, выпотов, полос, пятен;  недопустимы нечеткий штамп и неровный срез. Поверхность мыла должна быть гладкой, форма куска правильной, с четким штампом, деформация формы не допускается. Цвет мыла должен быть равномерным, чистых тонов, неокрашенное мыло — от белого до кремового цвета, запах мыла — приятным. Цвет и запах должны быть свойственными изделию данного наименования. Допускаются по согласованию с потребителем трещины и разнооттеночность, приобретенные в результате размораживания мыла после воздействия температур ниже -5°С. Допускаются мыльные точечные крапины для марок «Нейтральное», «Экстра» и «Детское» - не более 10, для марки «Ординарное» - не более 15. Допускаются следы от присосок на грани куска мыла для всех марок.    

Физико-химические показателяи качества мыла — это качественное число, содержание хлористого натрия, содопродуктов, титр мыла, первоначальный объем пены. 

Качественное  число мыла — это массовая доля жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 грамм. Для марки Н - 78, Э -78, Д – 74, О – 74.

Массовая  доля хлористого натрия и содопродуктов в процентах в пересчете на Na2O нормируются в зависимости от марки (% , не более). Массовая доля содопродуктов: Н – отсутствует; Э – 0,20; Д – 0,15; О – 0,22. Массовая доля хлористого натрия у всех марок не более 0,7 %. 

Титр  мыла (титр жирных кислот) — температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла, — характеризует правильность подбора состава жировой смеси. Качество мыла, его твердость, растворимость, истираемость, пенообразование, сохранение первоначальных свойств при длительном хранении в значительной степени определяются составом жировой смеси, подобранным для мыла. Титр жирных кислот жировой смеси туалетных мыл должен быть в пределах 35-41 ?С у всех марок Мыло с более низкой величиной титра имеет недостаточную твердость, повышенные истираемость и расход. При более высоком титре понижается растворимость и моющая способность мыла.  

Качество  мыла тем выше, чем больше оно  может дать пены и чем более она устойчива. Показатель пенообразующей способности характеризуется объемом пены (см3), образующейся при взбалтывании определенного объема 0,5% мыльного раствора

1.4 Требования к  маркировке и упаковке туалетного  мыла

 

Упаковка мыла должна обеспечивать сохранность и неизменность свойств продукта в течение всего возможного срока хранения и пользования. Она должна быть удобной и безопасной в применении. Удачный выбор и постоянное совершенствование упаковки имеет немловажное значение для общего успеха туалетного мыла у потребителя.

Туалетное мыло фасуют в виде кусков номинальной массой до 200 г. Бумажная обертка мыла может состоять из двух или трех слоев:

Внешнего – в виде художественной оформленной этикетки из бумаги марок  М и А или бумаги с микровосковым покрытием, а также пигментированной бумаги;

Внутреннего, для которого используются подпергамент, писчая биостойкая или оберточная бумага, отвечающая требованиям защиты мыла от воздействия внешних факторов;

Третьего (промежуточного), для  которого используются коробочный картон или бумага пачечная двухслойная  с определенной массой 1м2 .

Твердое туалетное мыло марок  «Детское» и «Ординарное» выпускают  в обертке и без обертки, а  мыло марок «Нейтральное» и «Экстра» - только в обертке.

Краски на этикетке должны быть свето-, водо- и щелочеустойчивыми; щелочеустойчивость красок этикетки должны быть не менее четырех баллов по ГОСТ 26160. допускается не контролировать щелочеустойчивость красок при использовании трехслойной обертки. Печать на этикетке должна быть четкой, без смещений, расплывчатости, затеков и пятен.

Туалетное мыло может упаковываться  в однослойную обертку из прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных материалов, ламинированной бумаги, фольги, бумаги с микровосковым покрытием.

Туалетное мыло упаковывают  по 1-4 и более кусков в коробки  – мыльницы из синтетических материалов, в художественно оформленные  футляры и коробки из картона.

Для упаковки каждой партии мыла применяют товарную тару одного вида. Туалетное мыло упаковывается  в групповую или транспортную тару, обеспечивающую его сохранность  при транспортировке и хранении (картонные коробки, ящики из гофрированного картона, бумажные пачки), которые оклеивают  бандерольной бумажной лентой, лентой из синтетических материалов или  клеевой лентой.

Жидкие туалетные мыла традиционно разливают в пластмассовые  флаконы. Материалом для изготовления флаконов может служить: полиэтилен высокой и низкой плотности, полипропилен, сополимеры олефинов, полистирол, поливинилхлорид, полиметилметакрилат, полиэтилентерефталат и другие термопластичные полимеры с различными пластификаторами и наполнителями. Флаконы и колпачки производятся различных форм, конструкции и расцветок.

Неудобства жидкой товарной формы мыла, связанные с дозированием, с отвинчиванием и завинчиванием  колпачка, во многом устраняются использованием клапанов и дозирующих устройств всевозможных конструкций.

Необходимую порцию туалетного мыла получают через поворотный клапан, находящийся в пробке, что достигается  простым надавливанием на эластичный контейнер. В другом случае дозирование  осуществляется нажатием на клапан, действующий  по принципу сифона. Настенный вариант  контейнера позволяет получить порции туалетного мыла, при проведении по шариковому дозатору ладонью или  губкой. Подобная тара обычно емкостью не менее 0,5 литров, закрепляется на стенке кроштейном и чаще всего используется для специальных туалетных мыл в больницах, общественных душевых и туалетных комнатах.

Для детей жидкое мыло выпускается  в пластмассовых флаконах, выполненных  в виде забавных зверюшек и сказочных персонажей.

При соответствующем декоре хорошо смотрятся стеклянная тара, но ее используют сравнительно редко. В последнее время появились  стеклянные флаконы с наружной защитой  полимерной пленкой, что снижает  вероятность боя при ударе  и образования осколков.

Допускается применение возвратной картонной, деревянной и полимерной тары. Возвратная тара должна быть чистой, сухой и не иметь посторонних  запахов. Показатели качества и механической прочности возвратной тары должны отвечать требованиям документации о порядке  использования возвратной тары [1].

Маркировочные данные наносятся как на само кусковое мыло, так и на его упаковку.

На поверхности каждого  куска мыла, выпускаемого без обертки  или в прозрачной обертке, обозначают:

наименования (подгруппа  по ОКП, марка и индивидуальное фирменное  наименование);

наименования предприятия  – изготовителя или товарный знак (при наличии);

номинальной массы куска;

обозначение настоящего стандарта.

На мыло, упакованное в  другие виды обертки, допускается наносить только товарный знак предприятия –  изготовителя, например: «NC» - Невская  косметика.

На фирменное туалетное  мыло и мыло массой до 35г допускается  наносить только наименование предприятия  – изготовителя или товарный знак.

На поверхность каждого  куска мыла в бумажной обертке, обертке  из полупрозрачных и непрозрачных синтетических  материалов, коробках – мыльницах, футлярах и коробках допускается  наносить только товарный знак предприятии  – изготовителя.

На сувенирное, фигурное и  нештампованное «мыло для гостиниц» допускается товарный знак предприятия – изготовителя или товарный знак не наносить.

На этикетку, футляр, коробку, маркировочный ярлык или лист-вкладыш  наносят:

наименование (подгруппа  по ОКП, марка и индивидуальное фирменное  наименование) на русском языке. Возможно по усмотрению предприятия – изготовителя дополнительно наносят наименование на другом языке;

наименование предприятия-изготовителя, адрес (юридический адрес, наименование страны);

номинальная масса куска;

обозначения настоящего стандарта;

состав (основные группы веществ);

товарный знак предприятия  – изготовителя (при наличии);

штриховой код (при наличии);

информацию о сертификации (знак соответствия) для стран, осуществляющих сертификацию мыла;

Возможны сведения о составе  мыла и данные рекламного характера. Маркировка транспортной тары для мыла содержит манипуляционные знаки: «Боится  сырости», для жидкого туалетного мыла – «Верх», «Не бросать», «Стекло»

 

 

 


Информация о работе История мыла