Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:02, курсовая работа
Цель данной работы: Исследовать условия формирования пылегазовых примесей в атмосфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить рН атмосферных осадков.
2.Определить содержание загрязняющих веществ в атмосферных осадках.
3.Определить коэффициент концентрации загрязняющих веществ.
4.Определить показатель химического загрязнения атмосферных осадков.
5.Оценить экологическое состояние придорожной территории ул.Чкалова(10м) по рН и ПЗХ атмосферных осадков.
Введение 3
1. Исследование показателей загрязняющих веществ в атмосферных осадках 5
1.1 Определение рН водных объектов. 5
1.2 Определение содержания карбонат- и гидрокарбонат- ионов в атмосферных осадках 5
1.3 Определение содержания хлорид- ионов в атмосферных осадках 6
1.4 Определение сульфидов и гидросульфидов в атмосферных осадках 7
1.5 Определение содержания кальция и магния в атмосферных осадках. 8
1.6 Определение цинка в природных водах 10
1.7 Определение взвешенных частиц в атмосферных осадках 11
2. Оценка экологического состояния придорожной территории ул.Чкалова 13
Министерство образования науки Российской Федерации
НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «ВТУ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Химия окружающей среды »
НА ТЕМУ «Исследование процесса формирования пылегазовых примесей в атмосфере придорожных территорий улиц г.Оренбурга на примере
ул.Чкалова (10м)»
Преподаватель :
Исполнитель:Кириллова.Е.Ю
Студент гр. БПЗО-ПО 3/9
Оренбург 2012 г.
Вследствие загрязнения среды обитания вредными веществами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания зоной экологического бедствия для населения становятся целые регионы, в особенности крупные города. Проблема дальнейшего снижения вредных выбросов двигателей все более обостряется ввиду непрерывного увеличения парка эксплуатируемых автотранспортных средств, уплотнения автотранспортных потоков, нестабильности показателей самих мероприятий по снижению вредных веществ в процессе эксплуатации. В денежном исчислении величина ежегодного экологического ущерба (загрязнение атмосферы, шум, воздействие на климат) от функционирования автотранспортного комплекса Российской Федерации достигает 2-3 % валового национального продукта при общих экологических потерях 10 % и затратах на природоохранные мероприятия не более 1 %. Основная доля ущерба от автотранспорта (78 %) связана с загрязнением атмосферного воздуха выбросами вредных веществ (что во многом объясняется низким качеством отечественных топлив в сравнении с европейскими стандартами), 16 % ущерба приходится на последствия шумового воздействия транспорта на население.
Принцип работы автомобильных двигателей основан на превращении химической энергии жидких и газообразных топлив нефтяного происхождения в тепловую, а затем – в механическую энергию. Жидкие топлива в основном состоят из углеводородов, газообразные, наряду с углеводородами, содержат негорючие газы, такие как азот и углекислый газ. При сгорании топлива в цилиндрах двигателей образуются нетоксичные (водяной пар, углекислый газ) и токсичные вещества. Последние являются продуктами сгорания или побочных реакций, протекающих при высоких температурах. К ним относятся окись углерода СО, углеводороды CmHn, окислы азота (NO и NO2) обычно обозначаемые NOX. Кроме перечисленных веществ вредное воздействие на организм человека оказывают выделяемые при работе двигателей соединения свинца, канцерогенные вещества, сажа и альдегиды.
Необходимым условием успешного развития одной из важнейших составляющих материально-технической базы любого общества является автодорожный комплекс. Во всем мире автомобильный транспорт приобретает все более интенсивное развитие: по объему перевозок он в четыре раза превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые. Однако, наряду с очевидными преимуществами, процесс развития автодорожного комплекса сопровождается возрастающим негативным воздействием на окружающую среду.
Наибольшее загрязнение выбросами от автотранспорта отмечается в Татарстане, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Волгоградской областях. На долю автотранспорта в ряде регионов приходится свыше 50 % общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Оценки, выполненные для действующего парка автотранспортных средств, показывают, что в целом по России от автотранспорта ежегодно в атмосферу поступает 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида и 1,5 т бензапирена.
Испарения бензина имеют место при работе двигателя и в нерабочем состоянии. Внутренняя полость бензобака автомобиля всегда сообщается с атмосферой для поддержания давления внутри бака на уровне атмосферного по мере выработки бензина, что является необходимым условием нормальной работы всей системы питания двигателя, но в то же время создает условия для испарения легких фракций бензина и загрязнения ими воздуха.
Цель данной работы: Исследовать условия формирования пылегазовых примесей в атмосфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить рН атмосферных осадков.
2.Определить содержание загрязняющих веществ в атмосферных осадках.
3.Определить коэффициент концентрации загрязняющих веществ.
4.Определить показатель химического загрязнения атмосферных осадков.
5.Оценить экологическое состояние придорожной территории ул.Чкалова(10м) по рН и ПЗХ атмосферных осадков.
1.1 Определение рН водных объектов.
Общие положения.
Величина рН является мерой активной кислотности природной воды и других объектов окружающей среды, создавшейся в результате взаимодействия растворенных электролитов и газов. Определение величины рН в практике исследования природных вод, почв и растений имеет большое значение. Эта величина позволяет судить о формах нахождения в объектах окружающей среды слабых кислот: угольной, кремневой, сероводородной, фосфорной, а так же дает возможность судить о насыщенности объектов слабыми основаниями и служит для контроля некоторых аналитических определений. Активная кислотность почв имеет решающее значение для произрастания растений, жизнедеятельности микроорганизмов, развития и направления биохимических процессов почвы.
Таблица 1
Место отбора проб и расстояние от дороги |
рН |
рН средн. |
Еотн ,% |
ул.Чкалова 10м от дороги |
6,0 |
6,13 |
5,057 |
6,15 | |||
6,25 |
Математическая обработка результатов анализа:
рН=6,1
(1)
(2)
(3)
1.2 Определение
содержания карбонат- и гидрокарбонат-
ионов в
Ход определения. Определение карбонат- иона.
В колбу наливают 10 мл анализируемой воды. Добавляют пипеткой 5-6 капель раствора фенолфталеина (при отсутствии окрашивания раствора, либо при слабо розовом окрашивании считают, что карбонат – ион отсутствует в пробе, рН пробы меньше 8,0-8,2). Постепенно титруют содержимое склянки раствором соляной кислоты (0,05Н) до тех пор пока окраска побледнеет до слабо-розовой.
Определение гидрокарбонат- иона.
В колбу наливают 10 мл анализируемой воды. Добавляют пипеткой 1-2 капли раствора метилового оранжевого. Постепенно титруют содержимое склянки раствором соляной кислоты (0,05Н) при перемешивании до перехода желтой окраски в розовую.
Таблица 2
Место отбора проб и расстояние от дороги |
VHCl , мл |
СНСО3, мг/л |
СНСО3, мг/л |
Еотн, % |
ул.Чкалова 10м от дороги |
0,3 |
91,5 |
71,16 |
61,474 |
0,2 |
61 | |||
0,2 |
61 |
Математическая обработка результатов анализа:
СНСО3 = VHCl ∙ 305 (4)
СНСО3 = 0,3 ∙ 305 = 91,5 мг/л
СНСО3 = 0,2 ∙ 305 = 61 мг/л
СНСО3= 0,2 ∙ 305 = 61 мг/л
1.3 Определение содержания хлорид- ионов в атмосферных осадках
Ход работы.
Вначале устанавливают титр AgNO3. Для этого в коническую колбу на 200мл вносят 10 мл раствора NaCl и 90мл дистиллированной воды, прибавляют 5 капель К2СrO4. Содержимое колбы титруют раствором AgNO3 до перехода лимонно-желтой окраски мутного раствора в оранжево–красную, не исчезающую в течение 15-20с. При содержании хлоридов менее 250мг/л берут 100мл фильтрованной испытуемой воды. При большем содержании хлоридов берут 10-50мл испытуемую воду, наливают в две конические колбы, доводят до 100 мл дистиллированной водой, прибавляют 5 капель раствора К2СrO4 . Раствор в одной колбе титруют AgNO3 , а вторая используется для контроля.
Таблица 3
Место отбора проб и расстояние от дороги |
V AgNO3 ,мл |
ССl , мг/л |
ССl , мг/л |
Еотн, % |
ул.Чкалова 10м от дороги |
2,9 |
102,95 |
99,4 |
8,9 |
2,8 |
99,4 | |||
2,7 |
95,85 |
Математическая обработка результатов анализа:
K2CrO4+2Ag+→ Ag2CrO4↓+2K+
ССl- = V AgNO3 ∙ 35,5 (5)
ССl-=2,9∙35,5=102,95 мг/л
ССl-= 2,8∙ 35,5 = 99,4 мг/л
ССl-= 2,7 ∙ 35,5 = 95,85 мг/л
1.4 Определение сульфидов и гидросульфидов в атмосферных осадках
Ход работы.
В коническую колбу вносят 20мл исследуемой пробы. 0,2г иодита калия, отмирают из бюретки 0,01Н раствора йода на 1мл больше, зачем прибавляют 2-3 капли 0,5%-ного раствора крахмала, тщательно взбалтывают и оттитровывают избыток йода 0,01Н раствором тиосульфата натрия.
Таблица 4
Место отбора проб и расстояние от дороги |
,мл |
,мл |
, мг/л |
CHS- , мг/л |
Еотн , % |
ул Чкалова 10м от дороги, |
1,09 |
0,27 |
6,97 |
6,77 |
36,4 |
1,09 |
0,315 |
6,58 |
Математическая обработка результатов анализа:
(6)
1.5 Определение содержания кальция и магния в атмосферных осадках.
В этой работе используется комплексонометрический метод определения Ca2+ и Mg2+ при их совместном присутствии в растворе.
Сущность
определения сводится к тому,
что в начале определяют
Ход определения: пипеткой на 50 мл отбирают фильтрат и переносят его в колбу для титрования, приливают 5 мл аммонийной буферной смеси, 25-30 мг хромогена черного и титруют раствором трилона Б с молярной концентрацией эквивалента 0,05 моль/л до перехода винно-красной окраски раствора в синюю.
Титрование повторяют 2-3 раза и берут среднее значение. Содержание Ca2+ и Mg2+ вместе взятых можно найти по формуле:
(7)
где - –концентрация раствора трилона «Б», н;
– объем рабочего раствора трилона
«Б», затраченного на титрование, мл;
– объем фильтрата, мл;
Определение содержания ионов кальция.
50мл фильтрата переносят
в колбу для титрования
Содержание кальция вычисляют по формуле, как и суммарное содержание Ca2+ и Mg2+.
Количество Mg2+ находят по формуле:
(8)
Значение концентрации ионов кальция приводится в таблице № 5
Таблица 5
Место отбора проб и расстояние от дороги |
VтрБ Са, мл |
mCa2+, мг/экв/л |
С Са2+, мг/л |
С Са2+, мг/л |
Еотн, % |
ул Чкалова 10м от дороги, |
3,4 |
3,4 |
68 |
68 |
7,35 |
3,5 |
3,5 |
70 | |||
3,3 |
3,3 |
66 |