Автор: Попова Елена, 19 Ноября 2010 в 20:55, контрольная работа
Адсорбция – это один из видов сорбционных процессов, основанный на поглощении твердым адсорбентом веществ из жидкостей и газов. Область применения процесса адсорбции довольно широка. Природные и синтетические адсорбенты широко используют в научных исследованиях, в медицине, при получении твердых катализаторов, для очистки жидких и газообразных веществ от примесей.
2.1. Характеристика адсорбентов используемых в исследовании……
2.2. Определение величины адсорбции в зависимости от концентрации…
2.3. Определение величины адсорбции в зависимости от температуры….
Глава 3. Дидактические возможности курса химии общеобразовательной школы при изучении явлений адсорбции………………………….
Заключение………………………………………………
Библиография ………………………………………
Приложение…………………………………………..
Анализ исследования:
Величину
адсорбции уксусной кислоты на поверхности
твердых адсорбентов определяем
по следующей формуле:
.
Определение величины адсорбции в зависимости от температуры.
Методика исследования влияния температуры на адсорбцию.
Цель работы:
Оборудование и реактивы:
Шесть колб на 250 мл с корковыми пробками; шесть конических колб на 150 мл; пипетка на 50 мл; пипетка на 25 мл; пипетка на 10 мл; пипетка на 5 мл; бюретка на 50 мл с делениями в 0,1 мл; шесть воронок для фильтрования; водяная баня; термометр; фильтровальная бумага; активированный уголь, смекта, глина; растворы 2 М СН3СООН; 0,1 М NaOH, фенолфталеина (индикатор); этиловый спирт.
Описание работы:
(1)
В две колбы с этиловым спиртом вносят по 1.2 г активированного угля и смекты. Закрывают колбы корковыми пробками и на водяной бане нагревают до 250 С, тщательно при этом взбалтывая колбы в течение 10 мин. Отфильтровывают отдельно содержимое каждой колбы через бумажные фильтры. Далее все повторяют, но нагревают уже до 300 С и до 400 С.
Анализ исследования:
Данные заносим в таблицу.
Данные
заносим в таблицу и строим
график изменения адсорбции от температуры
и концентрации.
Приложение 3.
Нами предлагается серия домашних опытов по теме « Адсорбция», которые будут способствовать развитию интереса к предмету и помогут учащимся более осознано усваивать основы научных знаний.
С физико-химическим явлением, о котором сейчас пойдет речь, знаком, наверное, каждый, хотя, может быть, не все знают, что оно называется адсорбцией. Если даже вы и не проходили адсорбцию на уроках, наблюдали вы ее неоднократно. Как только вы сажаете кляксу на бумагу или, что гораздо хуже на одежду так сразу и знакомитесь с этим явлением. Когда поверхность одного вещества (бумаги, ткани и т. д.) поглощает частицы другого вещества (чернил и проч.), это и есть адсорбция.
Очень хороший адсорбент — уголь. Причем не каменный, а древесный, и не просто древесный, а активный.
Опыт 1.
Приготовьте раствор чернил любого цвета и налейте в пробирку, но не доверху. Положите в пробирку таблетку активированного угля закроите пальцем и встряхните, как следует. Раствор посветлеет на глазах. Поменяйте раствор на какой-либо другой, но тоже окрашенный — пусть это будет разбавленная гуашь или акварель. Эффект окажется таким же. А если взять просто кусочки древесного угля, то они будут поглощать краситель значительно слабее.
Активный уголь отличаются тем, что у него гораздо большая поверхность. Его частицы буквально пронизаны порами (для этого уголь особым способом обрабатывают). Адсорбенты способны поглощать вещества не только из растворов.
Опыт 2.
Возьмите пол-литровую стеклянную банку и капните туда каплю одеколона или другого пахучего вещества. Обхватите банку ладонями и подержите ее так с полминуты, чтобы немного нагреть пахучую жидкость — тогда она будет быстрее испаряться и сильнее пахнуть. Каким бы ни был запах, вы его, конечно, почувствуете явственно. Теперь положите в склянку немного активного угля, закройте ее плотно крышкой и оставьте на несколько минут. Снимите крышку и направьте воздух к себе взмахами ладони. Запах исчез. Он поглотился адсорбентом, или, точнее, поглотились молекулы летучего вещества, которое вы поместили в банку.
Не обязательно брать для этих опытов активный уголь. Есть много других веществ, которые могут служить адсорбентами: туф, сухая размолотая глина, промокательная бумага. Словом, самые разные вещества, но обязательно с развитой поверхностью.
В том числе и некоторые пищевые продукты — наверное, знаете, как легко хлеб впитывает посторонние запахи. Недаром пшеничный хлеб не советуют держать в одной упаковке с ржаным — их запахи смешиваются, и каждый теряет свои особый, только ему присущий аромат.
Очень хороший адсорбент — воздушная кукуруза, или кукурузные палочки, столь любимые многими из нас. Конечно, тратить на опыт пакет или даже четверть пакета нет смысла, но несколько штук. Попробуем.
Опыт 3.
Предыдущий опыт с пахучими веществами повторите в присутствии кукурузных палочек — и запах совершенно исчезнет. Конечно, после опыта есть палочки уже нельзя.
Опыт 4.
Вернемся к опыту с получением диоксида углерода (углекислого газа). Заполните этим газом две пробирки, причем в одну положите кукурузные палочки и встряхните несколько раз. Далее, как и прежде, проделайте опыт с известковой водой (можно просто «наливать» в нее газ из пробирок — он тяжелее воздуха). Будет ли разница в поведении известковой воды? Да, будет. Жидкость станет мутной только в том стакане, в который «вылили» газ, не обработанный адсорбентом. А из другой пробирки, той, где были кукурузные палочки, диоксида углерода не извлечь: его поглотил адсорбент.
В сосуд с окрашенным газом поместите адсорбент, встряхните несколько раз — и окраска, ее не исчезнет совсем, то заметно ослабеет.
Сейчас на многих кухнях над газовыми плитами ставят разнообразные устройства для очистки воздуха от чада и дыма. В таких устройствах, помимо прочего, есть патрон с каким-либо адсорбентом, через который прогоняют загрязненный воздух. Что при этом происходит, вы теперь знаете. А когда вся поверхность будет занята посторонними, «впитанными» из воздуха частицами, патрон заменяют свежим.
ля ведь
известно, хорошо ли пахнет то вещество,
рос в склянке.
Приложение
4.
Анализ глины мы проводили на занятиях с учащимися 10-11 классов в кабинете химии.
Определение состава местных глин.
Определение в фильтрате ионов Са2+, Mg2+ и расчет w(CaO) и w(MgO)
цинка в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого. Ионы щелочно-земельных металлов определению не мешают. присутствии
Из кислого раствора (фильтрата), полученного после разложения глины, аммиаком осаждали ионы Fe3+, Al3+ и Ti4+ в виде гидроксидов.
Их аморфные осадки легко пептизируются, поэтому для увеличения размера частиц осаждение проводят при нагревании. Этому способствуют электролиты - коагулянты NH4C1 и NН4NОз, которые образуются в процессе осаждения. Прокаливание осадков лучше проводить при возможно более высокой температуре (1000-1200 ОС), так как в этих из кислого раствора (фильтрата), полученного после разложения глины, аммиаком осаждали ионы Fe3+, Al3+ и Ti4+ в виде гидроксидов, в этих условиях образуется негигроскопичный оксид алюминия. Массу осадка определяли взвешиванием на технохимических весах с точностью до 0,01 г.
Чтобы сделать вывод о наличии в исследуемой породе титана, сравнивали суммарную массовую долю оксидов Al2Оз, Fе20з и ТiО2 с суммой массовых долей Al2Оз и Fе20з, полученных комплексонометрическим методом. Если w(А120з + Fе20з + Тi02) превышает сумму w(Al2Оз) и w(Fе20з), то в образце глины присутствует титан. Более точно его содержание можно определить колориметрическим методом с пероксидом водорода.
После отделения смеси гидроксидов в новом фильтрате определяли концентрацию ионов Са2+ и Mg2+ титрованием трилоном Б в присутствии
индикаторов - кислотного хрома черного и мурексида. Сначала определяли суммарное количество этих ионов, затем – содержание ионов кальция, которые образуют с мурексидом в щелочной области комплекс красного цвета. При титровании этот комплекс разрушается, ионы Са2+ связываются трилоном Б в более прочный комплекс и мурексид окрашивает раствор в фиолетовый цвет. Содержание ионов Mg2+ находили расчетным способом.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Реактивы: смесь минеральных кислот к 100 мл воды при перемешивании прибавляют 45 мл H2S04 (р = 1,84 г/мл), после охлаждения приливают 53,5 мл НС1 (р = 1,19 г/мл) и 4,5 мл НNОз (р = 1,4 г/мл)j раствор сульфосалициловой кислоты (w = 25 %); раствор трилона Б (е = 0,05 моль/л); раствор аммиака (w = 10 %); ацетатный буферный раствор(рН = 5,4) - к 60 мл раствора СНзСООН(е = 1 моль/л) прибавляют 50 мл раствора NaOH (е = 1 МОЛЬ/Л), водный раствор ксиленолового оранжевого
(w = 0,5 %); растворZnC12 (ZnS04) (е = 0,05 моль/л); растворNН4NОз (w = 2 %); аммиачный буферный раствор - 10 мл 20 %-ного раствора NH4C1 смешивают с 10 мл 20 %-ного раствора аммиака и разбавляют водой до 100 мл; кислотный хром черный и мурексид - 1 %-ная смесь индикатора с твердым NaC1; раство NaOH (е = 2 моль/л); универсальная индикаторная бумага.
Оборудование: фарфоровая чашка d = 8 см, мерные цилиндры на 50 и 100 мл, мерная колба на 500 мл, колбы для титрования вместимостью 200 мл, бюретки, фарфоровый тигель, тигельные щипцы, электроплитка, сушильный шкаф, муфельная печь, обеззоленные фильтры.
Разложение глины и определение содержания Si02
Навеску измельченной и высушенной при 105-110 0 С, глины массой 1-2 г помещали в фарфоровую чашку и приливали 30 мл смеси кислот. Смесь выпаривали на электроплитке в течение 15 мин до объема 5-10 мл (под тягой).
Под действием кислот происходит растворение глинистых минералов с образованием солей. Красная окраска глины исчезает, и раствор приобретает зеленоватый цвет. В осадке остаются кремниевые кислоты, которые при нагревании разлагаются на оксид кремния и воду.
Чашку
с раствором и осадком
Определение ионов FеЗ+ и содержания Fе2Оз
В отдельной порции фильтрата обнаруживали ионы Fe3+ действием желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]или роданида калия KSCN по характерному окрашиванию:
Информация о работе Исследование адсорбции на поверхности твердых адсорбентов в разных условиях