Химические источники тока

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 04:06, реферат

Описание работы

Невозможно представить себе жизнь современного общества, не пользующегося химическими источниками тока (ХИТ). Действительно, ХИТ нашли широчайшее применение как автономные источники электрической энергии для питания радиоэлектронной аппаратуры, на транспорте, в космических объектах, в быту и т.д. Поэтому представляется интересным подробнее познакомиться с этими спутниками человека.

Работа содержит 1 файл

реферат ь .doc

— 73.50 Кб (Скачать)

В настоящее  время ХИТ используют во всех областях техники и народного хозяйства. Количество элементов и аккумуляторов, изготавливаемых ежегодно во всем мире, исчисляется миллиардами. При одновременном их включении можно было бы получить электрическую мощность, сравнимую с мощностью всех электростанций мира (около 109 КВт). Необходимо, правда, иметь в виду, что в отличие от непрерывно работающих электростанций ХИТ работают кратковременно, с перерывами. Вырабатываемая ими электроэнергия мала по сравнению с энергией, выдаваемой электростанциями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ХИТ

Обратимся к более подробному рассмотрению двух типов ХИТ: гальваническим элементам и аккумуляторам. Для этого воспользуемся классификационной схемой (рис. 2). Назначение резервных элементов состоит в том, чтобы в определенный момент включаться для выполнения поставленной задачи. Обычно период ожидания имеет длительный срок, поэтому необходимо избежать контакта электродов с электролитом, чтобы не допустить течения коррозионных процессов. Для этого электролит хранят в отдельной ампуле, которую разбивают в момент включения ХИТ в электрическую цепь. Если в качестве электролита используют расплавленную соль, то в твердом состоянии она не дает возможности развиться коррозионным процессам в контакте с электродами. Введение в действие элемента производится быстрым его разогреванием, когда соль плавится и начинает выполнять функции электролита. Такие ХИТ называют разогревными (тепловыми).

В гальванических элементах длительной эксплуатации главное внимание уделяется снижению внутреннего сопротивления и предотвращению паразитных электрохимических процессов активных масс, приводящих к саморазряду элемента. Наибольшее распространение получил элемент Лекланше, активными массами которого являются цинк и двуокись марганца, а электролитом - водный раствор хлористого аммония. Токообразующая реакция его в упрощенном виде может быть записана:

Zn + 2MnO2 + 2H2O = Zn(OH)2 + 2MnOOH

Позднее было показано, что при замене хлористого аммония на щелочь удается значительно снизить саморазряд элемента и повысить срок его годности. В последнее время разрабатываются высоконадежные литий-иодные элементы с твердым электролитом из иодистого лития, образующегося при контакте литиевого электрода с иодсодержащими веществами. Такие элементы используют в кардиостимуляторах, вживляемых в грудную клетку пациента. В качестве примера кислотного аккумулятора можно привести свинцовый аккумулятор, активными веществами которого являются свинец и двуокись свинца, а электролитом - раствор серной кислоты. Токообразующей его реакцией является

PbO2 + Pb + 2H2SO4 _ 2PbSO4 + 2H2O

В прямом направлении она протекает при  разряде аккумулятора, в обратном - при его заряде. Свинцовый аккумулятор - наиболее распространенный в настоящее время вторичный ХИТ. Мировое производство только одних стартерных батарей для транспортных средств превышает 100 млн шт. в год и требует для этих целей 2 млн т свинца, то есть более половины общего мирового его производства. На основе свинцовых аккумуляторов выпускаются стартерные (для запуска двигателей внутреннего сгорания), тяговые (для питания электромоторов передвижных средств) и стационарные батареи (для радиоэлектронных устройств и средств связи, а также для работы в аварийных ситуациях). Ограничение запасов свинцовых руд и возрастающая потребность транспортных средств в аккумуляторах поставили задачу сокращения расходов свинца в производстве кислотных аккумуляторов. В последнее время широко ведутся исследования по замене одного из электродов на органические окислительно-восстановительные системы. Эти работы одновременно преследуют цель снижения веса аккумулятора, что позволит приблизить решение задачи создания электромобиля. Однако успехи в этой области еще достаточно скромные.

К щелочным аккумулятором, выпускаемым промышленностью в настоящее время, относятся железо-никелевые, кадмий-никелевые и цинк-серебряные, в качестве электролита для которых используется водный раствор калиевой щелочи. Эти аккумуляторы просты в эксплуатации и имеют более высокие удельные электрические характеристики по сравнению со свинцовыми аналогами. Однако стоимость их более высокая. Это особенно относится к цинк-серебряным аккумуляторам, которые в качестве окислителя используют окись серебра. Реакция (1) является токообразующей для этого аккумулятора. Его удельные электрические характеристики в два раза более высокие, чем у других щелочных аккумуляторов, что обеспечивает их применение в авиационной и космической технике. Окислительным электродом железо-никелевого и кадмий-никелевого аккумуляторов является оксид (гидроксид) никеля. В настоящее время технология его изготовления хорошо отработана, что обеспечивает надежную работу в течение тысяч циклов. Это обстоятельство послужило основой для создания некоторых типов комбинированных аккумуляторов, где в качестве отрицательного электрода используют металлический цинк или водород. В последнем случае для проведения электрохимической реакции с водородом применяют активированный платиной пористый никелевый электрод. Для накопления значительных количеств водорода в аккумуляторе создается высокое давление, которое должен выдерживать корпус аккумулятора. С недавнего времени для снижения давления стали использовать интерметаллические соединения никеля с редкоземельными элементами (типа GaNi5). Они способны поглощать большие количества водорода при сравнительно небольших давлениях (~ 5 атм), а при разряде аккумулятора легко выделяют водород.

Твердые электролиты, используемые для создания ХИТ, представляют собой кристаллические  решетки, у которых катионная подрешетка подвижна, что позволяет ей осуществлять с высокой скоростью ионный транспорт. Примером аккумулятора с твердым электролитом служит серно-натриевая система. В качестве твердого электролита в нем используется высокопрочная керамика из полиалюминатов натрия Na2O " nAl2O3 . Когда значение n лежит в пределах 9-11, электропроводность этого материала при повышенной температуре очень высока. Повышенная рабочая температура (250-300 ?C) аккумулятора в данном случае необходима, так как активные массы металлического натрия и серы должны находиться в расплавленном состоянии, чтобы осуществлять электродные реакции с большой скоростью. Высокая ЭДС данной пары и низкая их молекулярная масса обеспечивают высокие электрические характеристики рассматриваемого аккумулятора, а низкая стоимость активных масс делает перспективным использование его для электромобиля. В настоящее время стоит задача существенного увеличения ресурса их циклической работы. Только тогда они смогут в какой-то степени конкурировать с двигателями внутреннего сгорания.

В данной статье невозможно рассмотреть все  вопросы, касающиеся ХИТ. Подробнее с ХИТ можно ознакомиться в монографиях [1-3]. Тем не менее из сказанного выше можно сделать вывод, что химические источники тока играют важнейшую роль в жизни человека, они будут развиваться и в дальнейшем, равно как и расширяться области их практического применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Багоцкий В.С., Скундин А.М. Химические источники  тока. М.: Энергоиздат, 1981. 360 с.

2. Коровин Н.В.  Новые химические источники тока. М.: Энергия, 1979. 194 с.

3. Electrochemical Power Sources / Ed. M. Barak. Inst. Elec. Eng., 1980. 498 p.

Информация о работе Химические источники тока