Фосфор и его соединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

В 1699 г. гамбургский алхимик X. Бранд в поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, при выпаривании мочи с углём и песком выделил белое воскообразное вещество, способное светиться.
Название «фосфор» происходит от греч. «phos» – свет и «phoros» – несущий. В России термин «фосфор» введён в 1746 г. М.В. Ломоносовым.
К основным соединениям фосфора относят оксиды, кислоты и их соли (фосфаты, дигидрофосфаты, гидрофосфаты, фосфиды, фосфиты).
Очень много веществ, содержащих фосфор, содержатся в удобрениях. Такие удобрения называют фосфорными.

Содержание

Введение
I. Фосфор как элемент и как простое вещество
1.1. Фосфор в природе
1.2. Физические свойства
1.3. Химические свойства
1.4. Получение
1.5. Применение
II. Соединения фосфора
2.1. Оксиды
2.2. Кислоты и их соли
2.3. Фосфин
III. Фосфорные удобрения
Заключение

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Однозамещенные фосфаты  имеют кислую реакцию, двухзамещённые – слабощелочную, трехзамещённые –  щелочную.

Все фосфаты щелочных металлов и аммония растворимы в  воде. Из кальциевых солей фосфорной кислоты растворяется в воде лишь дигидрофосфат кальция. Гидрофосфат кальция и фосфат кальция растворимы в органических кислотах.

При нагревании фосфорная  кислота вначале теряет воду –  растворитель, затем начинается дегидратация фосфорной кислоты и образуется дифосфорная кислота:

2H3PO4 = H4P2O7 + H2O.

Значительная часть  фосфорной кислоты превращается в дифосфорную при температуре около 260°С.

в) Фосфорноватая кислота (гипофосфорная кислота) H4P2O6.

.

H4P2O6 – четырёхосновная кислота средней силы. При хранении гипофосфорная кислота постепенно разлагается. При нагревании её растворов превращается в Н3РО4 и Н3РО3.

Образуется при медленном  окислении Н3РО3 на воздухе или окислении белого фосфора во влажном воздухе.

г) Фосфорноватистая кислота (гипофосфористая кислота) H3PO2. Эта кислота одноосновная, сильная. Фосфорноватистой кислоте соответствует следующая структурная формула:

.

Гипофосфиты – соли фосфорноватистой кислоты – обычно хорошо растворимы в воде.

Гипофосфиты и Н3РО2 – энергичные восстановители (особенно в кислой среде). Их ценной особенностью является способность восстанавливать растворённые соли некоторых металлов (Ni, Cu и др.) до свободного металла:

2Ni2+ + + 2H2O → Ni0 + + 6H+.

Получается фосфорноватистая кислота разложением гипофосфитов кальция или бария серной кислотой:

Ba(H2PO2)2 + H2SO4 = 2H3PO2 + BaSO4↓.

Гипофосфиты образуются при кипячении белого фосфора  в суспензиях гидроксидов кальция  или бария.

2P4 (белый) + 3Ba(OH)2 + 6H2O = 2PH3↑ + 3Ba(H2PO2)2.

 

2.3 Фосфин

 

Фосфин PH3 – соединение фосфора с водородом – бесцветный газ с резким неприятным чесночным запахом, хорошо растворимый в воде (химически с ней не взаимодействует), очень ядовит. На воздухе чистый и сухой фосфин загорается при нагревании выше 100-140°С. Если фосфин содержит примеси дифосфина Р2Н4, он самовоспламеняется на воздухе.

При взаимодействии с  некоторыми сильными кислотами фосфин образует соли фосфония, например:

PH3 + HCl = PH4Cl (хлорид фосфония).

Строение катиона фосфония [РН4]+ аналогично строению катиона аммония [NН4]+.

Вода разлагает соли фосфония с образованием фосфина  и галогеноводорода.

Фосфин может быть получен при взаимодействии фосфидов с водой:

Ca3P2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2PH3↑.

И последнее. При взаимодействии фосфора с металлами образуются соли – фосфиды. Например, Ca3P2 (фосфид кальция), Mg3P2 (фосфид магния).

 

Фосфорные удобрения

 

Соединения фосфора, так  же как и азота, постоянно претерпевают в природе превращения – совершается  круговорот фосфора в природе. Растения извлекают из почвы фосфаты и превращают их в сложные фосфорсодержащие органические вещества. Эти вещества с растительной пищей попадают в организм животных – происходит образование белковых веществ нервной и мышечной тканей, фосфатов кальция в костях и пр. После отмирания животных и растений фосфорсодержащие соединения разлагаются под действием микроорганизмов. В итоге образуются фосфаты. Таким образом, завершается круговорот, выражаемый схемой:

Р (живых организмов) Р (почвы).

Этот круговорот нарушается при удалении соединений фосфора с урожаем сельскохозяйственных культур. Недостаток в почве фосфора практически не восполняется естественным путем. Поэтому необходимо вносить фосфорные удобрения.

Как вы знаете, минеральные  удобрения бывают простыми и комплексными. К простым относят удобрения, содержащие один питательный элемент. Комплексные удобрения содержат несколько питательных элементов.

Как получают фосфорные  удобрения в промышленности? Природные  фосфаты в воде не растворяются, а в почвенных растворах малорастворимы и плохо усваиваются растениями. Переработка природных фосфатов в воднорастворимые соединения – задача химической промышленности. Содержание в удобрении питательного элемента фосфора оценивают содержанием оксида фосфора (V) Р2О5.

Основная составная  часть фосфорных удобрений – дигидро- или гидрофосфаты кальция. Фосфор входит в состав многих органических соединений в растениях. Фосфорное питание регулирует рост и развитие растений. К наиболее распространённым фосфорным удобрениям относятся:

1. Фосфоритная мука – мелкий белый порошок. Содержит 18-26% Р2О5.

Получается при измельчении  фосфоритов Са3(РО4)2.

Фосфоритная мука может  усваиваться только на подзолистых  и торфяных почвах, содержащих органические кислоты.

2. Простой суперфосфат – серый мелкозернистый порошок. Содержит до 20% Р2О5.

Получается при взаимодействии природного фосфата с серной кислотой:

Са3(РО4)2 + 2Н24 = Са(Н2РО4)2 + 2СаSО4.

суперфосфат

В этом случае получается смесь солей Са(Н2РО4)2 и СаSО4, которая хорошо усваивается растениями на любой почве.

3. Двойной суперфосфат (цвет и внешний вид сходен с простым суперфосфатом).

Получается при действии на природный фосфат фосфорной кислоты:

Са3(РО4)2 + 4Н3РО4 = ЗСа(Н2РО4)2.

По сравнению с простым  суперфосфатом он не содержит СаSО4 и является значительно более концентрированным удобрением (содержит до 50% Р2О5).

4. Преципитат – содержит 35-40% Р2О5.

Получается при нейтрализации  фосфорной кислоты раствором  гидроксида кальция:

Н3РО4 + Са(ОН)2 = СаНРО4 • 2Н2О.

Применяется на кислых почвах.

5. Костная мука. Получается при обработке костей домашних животных, содержит Са3(РО4)2.

6. Аммофос – сложное удобрение, содержащее азот (до 15% К) и фосфор (до 58% Р2О5) в виде NН4Н2РО4 и (NН4)2НРО4. Получается при нейтрализации фосфорной кислоты аммиаком.

 

Заключение

 

И в заключении хотелось бы сказать биологическое значение фосфора. Фосфор является составной частью тканей организмов человека, животных и растений. В организме человека большая часть фосфора связана с кальцием. Для построения скелета ребенку требуется столько же фосфора, сколько и кальция. Кроме костей, фосфор содержится в нервной и мозговой тканях, крови, молоке. В растениях, как и у животных, фосфор входит в состав белков.

Из фосфора, поступающего в организм человека с  пищей, главным образом с яйцами, мясом, молоком и хлебом, строится АТФ – аденозинтрифосфорная кислота, которая служит собирателем и носителем энергии, а также нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК, осуществляющие передачу наследственных свойств организма. Наиболее интенсивно АТФ расходуется в активно работающих органах тела: в печени, мышцах, мозгу. Недаром знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А. Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли».

Как было указано, фосфор существует в природе в  виде соединений, содержащихся в почве (или растворенных в природных водах). Из почвы фосфор извлекается растениями, а животные получают фосфор с растительной пищей. После отмирания растительных и животных организмов фосфор снова переходит в почву. Так осуществляется круговорот фосфора в природе.

 

Cписок литературы:

 

  1. Ахметов Н.С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 175 с.: ил.
  2. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.: ил.
  3. Габриелян О.С. Химия 8-9 классы: метод. пособие. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
  4. Ерошин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.: ил.
  5. Кременчугская М. Химия: Справочник школьника. – М.: Филол. общ-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 478 с.
  6. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1986. – 273 с.

Информация о работе Фосфор и его соединения