Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:32, реферат
Дисперсно-упрочненные композиционные материалы представляют собой материал, в матрице которого равномерно распределены мелкодисперсные частицы второго вещества. В таких материалах при нагружении всю нагрузку воспринимает матрица, в которой с помощью множества практически не растворяющихся в ней частиц 2-й фазы создается структура, эффективно сопротивляющаяся пластической деформации.
Упрочнение таких материалов заключается в создании в них структуры, затрудняющей движение дислокации.
Свойства. ДКМ на основе никеля предназначаются главным образом для работы при температурах выше 1273 К [6]. Наиболее высокие показатели кратковременных и длительных прочностных характеристик при этих температурах имеют ДКМ с матрицей из нелегированного никеля (таблицы 10 и 11). ДКМ с матрицей из легированных никелевых сплавов менее прочны при высоких температурах, однако при комнатных и умеренных температурах (до 1073 К) их прочность превосходит прочность КМ с матрицей из нелегированного никеля. Из ДКМ на основе никелевых сплавов промышленностью выпускается TD-нихром (сплав 80 % Ni, 20 % Сr, упрочненный 2 % Th02). Экструдированные прутки из ДКМ имеют более высокие показатели длительной прочности и ползучести при высоких температурах, чем холоднокатаные листы. Физические свойства ДКМ на основе никелевых сплавов мало отличаются от соответствующих характеристик неупрочненных матриц, за исключением теплопроводности, которая у ДКМ выше, чем у промышленных жаропрочных сплавов на никелевой основе (таблица 12).
Жаростойкость TD-никеля, ВДУ-1 и ВДУ-2 при 1200—1500 К выше, чем чистого никеля. Дисперсные включения оксидов тория, гафния и циркония (ZrO2) повышают жаростойкость. Упрочнение никеля частицами оксида алюминия А12О3 приводит к снижению жаростойкости по сравнению с технически чистым никелем при температурах выше 1473 К, а упрочнениечастицами оксида титана TiO2 — при температурах выше 1173 К. Дополнительно жаростойкость дисперсно-упpочненных нелегированных сплавов может быть повышена путем нанесения защитных покрытий. Хромоалюминиевые покрытия обеспечивают длительную эксплуатацию на воздухе при температуре 1473 К и кратковременную при температуре 1573 К.
TD-никель, ВДУ-1 и ВДУ-2 не подвержены межкристаллитной коррозии при высокотемпературном окислении. Оксидная пленка прочно сцеплена с основным металлом. Показатели жаростойкости ДКМ ВДУ-1 и ВДУ-2 приведены в таблице 13.
Жаростойкость сплава TD-нихром выше жаростойкости сплавов ВДУ, TD-никеля, а также жаростойкости чистого нихрома.
Применение. ДКМ на основе никеля и его сплавов применяются в авиастроении и космической технике. Их используют для изготовления камер сгорания и лопаток газовых турбин, стабилизаторов пламени и других деталей, эксплуатируемых при температурах выше 1373 К. Предполагается применение в теплозащитных панелях орбитальных космических кораблей многократного действия, подвергающихся аэродинамическому нагреву при входе в плотные слои атмосферы, в трубопроводах и сосудах давления, работающих при высоких температурах в агрессивных средах.
Таблица 10
Механические свойства сплавов ВДУ-1, ВДУ-2 и TD-нихром |
Длительная прочность сплавов ВДУ-1 и ВДУ-2 |
Таблица 12 Физические свойства сплавов ВДУ-1 и ВДУ-2 |
Таблица 13 Жаростойкость сплавов ВДУ-1 и ВДУ-2 при окислении на воздухе |
Заключение
Преимуществами материала ДКМ являются:
• повышенная твердость и прочность;
• высокая жаростойкость и жаропрочность;
• высокая износостойкость;
• превосходная механическая обрабатываемость.
Области применения композитов не ограничены. Они применяются в авиации для высоконагруженных деталей самолетов (обшивки, лонжеронов, нервюр, панелей и т.д.) и двигателей (лопаток компрессора и турбины и т.д.); в космической технике для узлов силовых конструкций аппаратов, подвергающихся нагреву, для элементов жесткости, панелей; в авто - для облегчения кузовов, рессор, рам, бамперов и т.д.; в горнодобывающей промышленности ― буровой инструмент, детали комбайнов и т.д.; в строительстве ─ пролеты мостов, элементы сборных конструкций высотных сооружений и так далее.
Применение композитов ─ новый качественный скачок в увеличении мощности двигателей, энерго - и транспортных установок, уменьшении массы машин и приборов.
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ПОРОШКОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Антифрикционный порошковый материал предназначен для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена. Антифрикционный порошковый материал на железной основе содержит медь, углерод, никель, серу при следующем соотношении компонентов, мас.%: медь 0,3-3; углерод 0,04-3; никель 0,1-3; сера 0,2-2; железо остальное. Кроме того, антифрикционный порошковый материал может дополнительно содержать порошок молибдена или дисульфида молибдена в количестве 0,07-5,0 мас.%. Технический результат - использование втулок из порошка снижает уровень шума, возможность схватывания материалов пары трения и обеспечивает надежность и долговечность состава в широком диапазоне нагрузок и скоростей. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение
относится к области
Известно большое количество антифрикционных металлических, в том числе порошковых, материалов на основе меди, алюминия, железа и т.д. [1, 2, 3].
Эти материалы работоспособны в узлах трения или сравнительно невысоких температурах и удельных давлениях. При повышении температуры или нарушениях жидкостного трения работоспособность их резко ухудшается, что сопровождается увеличением коэффициента трения, схватыванием с материалом контртела и разрушением узла трения.
Повышения
работоспособности и
При этом должна быть обеспечена работоспособность втулок при:
- удельной нагрузке от 2500 до 10000 кН/см 2,
- скорости скольжения от 0,1 до 4,0 м/сек,
- знакопеременной нагрузке от 25000 до 10000 кН, при скорости скольжения 0,02 м/сек,
- коэффициенте трения не более 0,1.
В процессе разработки предлагаемого изобретения было исследовано 20 композиций порошковых материалов на железной основе, содержащих до 30% молибдена, а также 5 композиций на основе порошковой меди с содержанием до 30% свинца и 10% олова.
Задачей настоящего изобретения является создание антифрикционного порошкового материала, обладающего свойствами, содержащего минимум или не содержащего дорогих, дефицитных, токсичных компонентов, не загрязняющих окружающую среду и не опасных для здоровья населения. Материал также должен обеспечивать безотходное массовое производство заготовок и деталей.
Решение
этих проблем - создание антифрикционного
порошкового материала на железной
основе - достигается выбором
Наиболее лучшие результаты достигаются, если антифрикционный порошковый материал дополнительно содержит порошок молибдена или дисульфида молибдена в количестве 0,07-5,0 мас.%.
Указанные ингредиенты обеспечивают стабильные прочностные характеристики, износостойкость, малый коэффициент трения, отсутствие задиров и схватывания с материалом контртела в условиях граничной смазки или в отсутствие оной как в производстве, так и в условиях эксплуатации.
Основой
предлагаемого
ПЖРВ 2.200.24...30;
ПЖРВ 3.200.24...30;
ПЖРВ 4.200.24...30;
ПЖВ 2.160.24...30,
ПЖВ 3.160.24...30;
ПЖВ 4.160.24...30;
ПЖВ 5.160.24...30;
а также импортного производства фирм «Хоганес» - Швеция, «Манесманн» - Германия и других марок NC. 100.24, ANC 100.29 и смесей, готовых к прессованию.
Для обеспечения
стабильных прочных характеристик,
трибологических свойств
Медь 0,3-3,0
Углерод 0,04-3,0
Никель 0,1-3,0
Сера 0,2-2,0
Кроме того, материал дополнительно содержит порошок молибдена или дисульфида молибдена (MOS2) в количестве 0,07-5 мас.%.
Для получения порошкового антифрикционного материала на железной основе используют:
- порошок меди, восстановленный и распыленный марок ПМС-1, ПМС-2, ПМР, ПМР-1, ПМА, ПМС-К, ПМС-Н;
- порошок графита марок ГК-1, ГК-2, ГК-3;
- порошок никеля марок ПНК-ОТ1, ПНК-ОТ2, ПНК-УТЗ, ПНЭ-1;
- порошок серы молотой;
- порошок молибденовый;
- порошок
дисульфида молибдена марок
- концентрат молибдена марок КМФ-1, КМФ-2, КМФ-3, КМФ-4, КМФ-5.
Полученную смесь прессуют при температуре окружающей среды и давлении от 4 до 7 т/см2 . Брикеты загружают в печь с защитной атмосферой и температурой 1000...1200°С.
Вышеприведенное
соотношение компонентов и
Микроструктура материала и его механические свойства обеспечивают работоспособность деталей (втулки тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн и другого подвижного состава железных дорог и метрополитена) в условиях самосмазывания при:
- удельных нагрузках от 2500 до 10000 кН/см2
- скоростях скольжения от 0,01 до 4,0 м/сек
- знакопеременных нагрузках от 25000 до 100000 кН при скорости скольжения 0,02 м/сек.
При этом коэффициент трения не превышает 0,08.
Использование втулок из порошка снижает уровень шума, возможность схватывания материалов пары трения и обеспечивает надежность и долговечность состава в широком диапазоне нагрузок и скоростей.
Формула изобретения
1. Антифрикционный
порошковый материал на
Медь 0,3-3
Углерод 0,04-3
Никель 0,1-3
Сера 0,2-2
Железо Остальное
2. Антифрикционный
порошковый материал по п.1, отличающийся
тем, что дополнительно
Информация о работе Дисперсно-упрочненные композиционные материалы