Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:18, реферат
Алхимические системы разных культур часто не схожи друг с другом, но в целом можно выделить основные идентичные направления алхимии:
· платонизм , позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия;
· практики сиддхаров - доарийского населения Индостана, индийская и буддийская тантра, индийская и тибетская алхимия;
· даосизм, китайская алхимия и алхимические практики региона китайского культурного влияния - Япония, Корея, Индокитай.
Введение
История химии
Древний Египет
Древний Восток
Византия
Европа
Техническая химия и ятрохимия
Заключение
Список литературы
Между арабской и
европейской алхимией возникли существенные
отличия. Европейская алхимия
Алхимики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки:
· Приготовление Эликсира или Философского Камня, алхимического средства, облагораживавшего металлы, служившего универсальным лекарством; его раствор должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, называлось «белый лев», оно могло превращать в серебро все неблагородные металлы.
· Создание гомункулуса-- по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно. Считалось, что гомункулус -- это маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах;
· Приготовление алкагеста - универсального растворителя;
· Палигенез, или восстановление растений из пепла;
· Приготовление мирового духа - магической субстанции, растворяющей золото.
· Извлечение квинтэссенции.
· Приготовление жидкого золота -- совершенного средства для излечения.
Достижению
поставленных целей должны были послужить
двенадцать основных алхимических операций,
каждая из которых соотносилась с определённым
зодиакальным созвездием. Мистическая
связь алхимии и астрологии имела для
алхимиков большее значение, чем факты.
В XIV-XV веках европейская
алхимия добилась значительных успехов,
сумев превзойти арабов в постижении
свойств вещества. В 1270 году итальянский
алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274),
известный как Бонавентура, в одной из
попыток получения универсального растворителя
получил раствор нашатыря в азотной кислоте,
который оказался способным растворять
золото, царя металлов (отсюда и название
- царская водка). Большую роль в становлении
европейской алхимии сыграл ученый, работавший
в Испании в XIV веке; он подписывал свои
сочинения именем Гебера. Он первым подробно
описал серную и азотную кислоты. Использование
минеральных кислот в большой концентрации
в алхимической практике привело к существенному
росту знаний алхимиков о веществе.
Техническая химия и ятрохимия
Такие
направления алхимии как
Характерной особенностью трудов по технической химии стало стремление к полному и достоверному описанию опытных данных и технологических процессов. Основоположниками технической химии стали Ваноччо Бирингуччо (1480-1539) и его труд "О пиротехнии" и Георг Бауэр (1494-1555), более известный как Агрикола. Их сочинения являлись энциклопедиями по технологическим процессам, предполагающим химические операции с веществами.
Начиная с Парацельса, европейская алхимия развивает темы ятрохимии поисков долголетия и бессмертия. В теоретическом отношении Парацельс являлся классическим алхимиком - разделял древнегреческое учение о четырёх элементах-стихиях и арабскую теорию трёх принципов. Как и китайские алхимики, он занимался получением «питьевого золота», позволяющего достичь исцеляющей организм трансмутации. Ученый утверждал, что задача алхимии - изготовление лекарств.
Медицина Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа - Ртуть, Сера и Соль - находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение равновесия этого равновесия.
К представителям ятрохимии можно отнести многих известных алхимиков XVI - XVII веков.
Андреас Либавий (1540-1616) прославился первым учебником химии. В своих трудах «Алхимия» (1597) и «Полное собрание медико-химических сочинений» (1597) он систематизировал практические сведения по химии того времени. «Алхимия» долго служила основным учебным пособием при изучении химии на медицинских факультетах. Алхимия, согласно Либавию, состоит из двух разделов: энхерия--описание методов и операций, и химия, или описание веществ, их получения и свойств. Либавий считал, что трансмутация возможна, и её осуществление явится венцом науки. Он критиковал мистические элементы в учении Парацельса.
Важную
роль в развитии рациональной алхимии
сыграл Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670),
разработавший способы
В целом рациональные течения в алхимии - ятрохимия и техническая химия - достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец "классической" алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать трансмутацию металлов возможной.
Заключение
История алхимии, особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных знаний средневековья.
В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире. Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.).
Главным
результатом алхимии, кроме накопления
запаса знаний о веществе, стало
становление эмпирического
Алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые сделали её тупиковым путем развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета деятельности лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых - мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории - учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.
К середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным нарастающее разделение. С одной стороны, это было вырождающееся мистическое направление, представители которого пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой - набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными рациональными направлениями являлись ятрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.
Список
литературы
Рабинович В. Л. Алхимия
как феномен средневековой
Бурмистров Константин. «Ибо он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФРАН, 2009.- 295 с. ISBN 978-5-9540-0139-6.
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999
Карапетьянц А. М., Торчинов Е. А. История и теория алхимии в Китае (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987
Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
Информация о работе Алхимия. Ятрохимия и ремесленная химия как социокультурные явления