Жизненный цикл развития организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в науке уделяется большое внимание организационному развитию. Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. При этом под развитием организации понимают естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Такой подход обусловлен тем, что понятие о жизненном цикле организации помогает выделить этапы, через которые проходит организация, и прогнозировать проблемы, характерные при переходе от одного этапа к другому.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Жизненные циклы и стадии развития организаций 5
1.1 Понятие и сущность жизненных циклов 5
1.2 Стадии развития организаций 11
1.3 Жизненный цикл товара 16
Глава 2. Модели организационного развития 21
2.1. Модель И. Адизеса 21
2.2. Модель Л. Грейнера 26
2.3. Модели других исследователей 29
Глава 3. Жизненные циклы на примере ОАО «Татнефть» 34
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая4.doc

— 377.50 Кб (Скачать)
 

       Так, проанализировав таблицу, можно  сделать вывод, что ОАО «Татнефть» с начала 21 века перешло в стадию роста, главными чертами которой  являются превышение уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются организации, стремящиеся к диверсификации.

       Т.к. на современном этапе ОАО «Татнефть» находится на стадии роста, рассмотрим особенности этой стадии жизненного цикла отрасли подробнее. Это стадия закрепления на рынке с ориентацией на поиски производство товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. В доказательство этому, ОАО «Татнефть» в настоящее время ведет работу по оптимизации энергопотребления, широкому применению инновационных решений, а также освоению технологий разработки месторождений тяжелой нефти, повышению конкурентоспособности шинной продукции. Приоритетными остаются задачи дальнейшего укрепления финансово-экономической стабильности и динамичного роста акционерной стоимости компании.

       Проанализировав данные по ОАО «Татнефть», можно сделать вывод, что главной задачей компании в настоящее время является укрепление позиции марки. Стратегии на этом этапе должны быть направлены на сохранение и использование конкурентных преимуществ, полученных на предыдущей стадии. Целью в отношении товара является сохранение его качества, но в условиях жесткой конкуренции со стороны других предприятий нефтяной промышленности необходимо добавление новых свойств, совершенствование сервиса. В конкурентной борьбе можно придерживаться наступательной и защитной стратегий. Любые конкурентные преимущества непрерывно подвергаются атакам конкурентов, особенно богатых ресурсами.

       Цель  стратегии распределения может заключаться в упрочнении отношений с посредниками путем предоставления торговых скидок, компенсаций за проведение рекламы и др. В то же время компания пытается изыскать дополнительные каналы сбыта в районах, где объем продаж недостаточен.

       На  этапе роста компания сталкивается с необходимостью компромисса между  значительной долей рынка и высокой текущей прибылью. Расходуя значительные средства на усовершенствование товара, стимулирование сбыта и распространение, компания может завоевать доминирующее положение. Поступая так, однако, она отказывается от максимальной текущей прибыли, надеясь вернуть ее на следующем этапе.

       По  мнению Паскуале Де Вита при сохранении нынешних темпов роста потребления нефти, ее запасов в мире хватит на 41 год20.  И это значит что через такое время ожидается мировой энергетический кризис, что непременно отразится на жизненном цикле ОАО «Татнефть».

 

Заключение

 

       Проанализировав жизненные циклы и стадии их развития, мы пришли к выводу, что жизнь  организации протекает по определенным законам: стадию формирования сменяет  стадия интенсивного роста, которая может перейти в стадию стабилизации, а затем — спада.

       Для стадии формирования организации в  условиях рыночных отношений существенным является определение целей деятельности через уточнение представлений  о потребностях потенциального клиента.

       Стадия интенсивного роста и закрепления на рынке отличается ориентацией организации на расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также формирование собственного стиля (имиджа).

       Проблемы, которые возникают перед организацией, достигшей стадии стабилизации, носят преимущественно внутренний характер. Успешность организации на этой стадии зависит от ее «аутентичности» существующим во внешней среде образцам.

       Стадия  спада — самый трудный этап существования организации —  сопровождается мобилизацией ресурсов, поиском путей и способов сопротивления кризису.

       Если  организации удается преодолеть кризисные явления и закрепиться  на рынке, то она может пройти несколько  циклов своего развития. Для первого  цикла характерно особое внимание к  внутренней атмосфере, созданию благоприятного климата, для следующего — стремление к максимальной формализации деятельности и отношений, затем — ориентация на создание предпринимательского потенциала, а далее — стремление к максимальному качеству продукции.

     Так же мы отметили, что жизненный цикл организации тесным образом связан с жизненным циклом товара, который эта организация производит. Знание фаз жизненных циклов товара, разумное планирование цикличности их сменяемости и своевременное изменение товара в конечном итоге позволяет обеспечить гибкость развития предприятия.

         Мы рассмотрели жизненные циклы  на практическом примере ОАО  «Татнефть». За время существования  компания прошла несколько жизненных  циклов, преодолевая кризисные ситуации. Проанализировав данные об истории  и показателях деятельности компании, мы сделали вывод, что компания в данный момент находится в стадии роста. Знания о закономерностях развития организации помогают разрабатывать удачную стратегию развития организации и принимать адекватные решения.

       Таким образом можно сказать, что изучение жизненных циклов и стадий их развития имеет очень важное значение. От правильности действий, которые компания предпримет на каждом этапе своего жизненного цикла, зависит ее будущее и дальнейшая судьба.

 

Список использованной литературы

 
      
  1. Базарова  Т.Ю. Управление персоналом: учебник  для вузов. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ. 2002. 369 с.
  2. Балацкий Е.В. Рыночное ценообразование и производственные циклы//Экономика и математические методы. – 2005. –  №1. – 37-44 с.
  3. Балашова Е.В., Ф.Кюдланд, Э.Прескотт: движущие силы экономических циклов// Вопросы экономики. – 2005. – №1. – 133-143 с.
  4. Возная Л. Физика времени в прогнозировании финансовых катастроф// Вопросы экономики. – 2005. – №8. – 27-40 с.
  5. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Жизненный цикл организационного развития // Организационное развитие. – 2006. – № 2. – 16 с.
  6. Емельянов Е.Н., Липсиц, И.Г., Поварницына С.Е. Как выбраться из ловушки молодости. // Эксперт. – 2002. – № 26.  – 18 с.
  7. Ефремов В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003.– № 1. – 5 с.
  8. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник для вузов. –2-е изд. доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 443 с.
  9. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник для вузов. – М.: ИНФРА–М, 2005. – 654 с.
  10. Павлуцкий А., Павлуцкая Е., Алехина О. Менеджмент третьего тысячелетия: системно-эволюционный подход к развитию организаций //Управление персоналом. – 2001. – № 2. – 14 с.
  11. Поздеев В.О циклических колебаниях в экономике// Проблемы теории и практики управления. – 2006. – №9. – 28-40 с.
  12. Рудый К.В. Циклы в современной экономике. – М.: Новое знание. – 2004. – 108 с.
  13. Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса и российская действительность // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – 15-17 с.
  14. Цисарь И.Ф. Моделирование циклов и кризисов// Финансы и кредит. – 2007. – № 20. – 87-89 с.
 

      Интернет-источники

  1. Официальный сайт ОАО «Татнефть»//www.tatneft.ru
  2. Видяпина В.И. Жизненный цикл товара// http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0133.asp
  3. Самочкин В.Н. Фазы жизненного цикла изделий и планирование гибкого развития предприятия// http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-5/01.shtml
  4. Основные этапы развития и кризисы роста организации// http://www.dist-cons.ru/modules/ ManageChange/ index.html

Скоро в мире начнет ощущаться нехватка нефти// http://www.neftegaz.ru/lenta/show/49271/

Информация о работе Жизненный цикл развития организаций