Жидкостное охлаждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:14, лекция

Описание работы

Цилиндры двигателя охлаждаются жидкостью, после чего она возвращается в расширительный бачок. Является очень старым типом системы охлаждения, в настоящее время этот тип в автомобилестроении не используется, так как жидкость не успевает охладиться, поэтому двигатели, оснащённые этой системой охлаждения, не могут работать в течение длительного времени. Однако в двигателях речных и морских судов запас охлаждающей жидкости (забортной воды) не ограничен, что позволяет уменьшить вес силовой установки по сравнению с двигателями с гибридной системой охлаждения.

Работа содержит 1 файл

Жидкостное охлаждение.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Жидкостное охлаждение

Цилиндры двигателя  охлаждаются жидкостью, после чего она возвращается в расширительный бачок. Является очень старым типом системы охлаждения, в настоящее время этот тип в автомобилестроении не используется, так как жидкость не успевает охладиться, поэтому двигатели, оснащённые этой системой охлаждения, не могут работать в течение длительного времени. Однако в двигателях речных и морских судов запас охлаждающей жидкости (забортной воды) не ограничен, что позволяет уменьшить вес силовой установки по сравнению с двигателями с гибридной системой охлаждения.

Гибридный тип

Сейчас гибридную систему  называют жидкостной. Фактически она  всё же гибридная, так как там  тоже участвует воздух.

Гибридный тип сочетает вышеуказанные  системы: тепло от цилиндров отводится жидкостью, после чего, на удалении от теплонагруженной части двигателя, охлаждается в радиаторах воздухом. Состоит из рубашки охлаждения блока цилиндров, головки охлаждения блока цилиндров, радиатора, вентилятора, жидкостного насоса, термостата, расширительного бачка и датчика температуры. Этот тип используется на всех современных автомобилях. Охлаждающая жидкость охлаждает цилиндры, а затем охлаждается сама в радиаторе. В этой системе существует два круга циркуляции жидкости — большой и малый. Большой круг составляют блок двигателя, водяной насос, радиаторы (в том числе — отопителя салона), термостат. В малый круг входит блок двигателя, водяной насос, термостат. Регулировка количества жидкости между кругами циркуляции жидкости регулируется термостатом. Малый круг охлаждения предназначен для быстрого введения двигателя в эффективный тепловой режим.

Система гибридного типа охлаждения обычно включает следующие  элементы:

  • двойные стенки цилиндров, пространство между которыми заполнено охлаждающей жидкостью (например, водой или антифризом);
  • теплообменник или радиатор, состоящий из трубок и полостей;
  • вентилятор, состоящий из ступицы и лопастей, при вращении которого обеспечивается прокачка воздуха между трубками радиатора;
  • насос центробежного типа для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе;
  • трубопроводы, связывающие двигатель с радиатором.

Антифриз - жидкость, предназначенная для  охлаждения автомобиля, которая заливается в охлаждающую систему.

антифриз


При смене технических  жидкостей вашего автомобиля не следует  забывать о том, что жидкость в  системе охлаждения играет важную роль. Система охлаждения предотвращает перегрев двигателя, но когда антифриз (жидкость в системе охлаждения) эксплуатируется длительное время, его свойства могут измениться. Жидкость, пробывшая в использовании длительный срок, может даже навредить вашему автомобилю.

Об антифризах.

Антифриз - жидкость, предназначенная для охлаждения автомобиля, которая заливается в охлаждающую систему. Такие жидкости имеют свойство не замерзать при низких температурах воздуха. На рынке они представлены как под именами, данными производителями, так и под обозначениями, указывающими на температуру замерзания (ОЖ-40, ОЖ-65)

Антифриз, носящий название «Тосол», являющийся одним из самых популярных, разработали в 1971 году. Изначально этот антифриз должен был заменить «Прафлю», который производился в Италии. Название «Тосол» не зарегистрировано как торговая марка, что даёт право различным производителям называть свои ОЖ именно словом «тосол». Имея одно название, такие жидкости могут различаться по характеристикам и эксплуатационным свойствам, которые будут зависеть от состава жидкости.

О составе охлаждающих жидкостей.

В основе любой охлаждающей  жидкости лежит гликольно-водная смесь. Именно эта смесь и обуславливает  способность охлаждающей жидкости не замерзать при низких температурах. Также от смеси гликоля и воды зависит удельная теплоёмкость антифриза, его вязкость и способность воздействовать на резину. Почти во всех охлаждающих жидкостях, производимых в России, основой является этиленгликоль. К сожалению, водный раствор этого вещества довольно агрессивен к составляющим охладительной системы, сделанных из таких материалов как сталь, чугун, алюминий, медь, латунь.

Присадки: противокоррозионные, антивспенивающие и стабилизирующие.

Документы о нормах:

В нашей стране ГОСТ 28084-89, который носит название "Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия" и даёт понятие о норме основных параметров охлаждающих жидкостей, имеющих основой этиленгликоль. Этот стандарт говорит о таких параметрах, как внешний вид жидкости, её плотность, температура начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, набухание резины и т.д. Однако нормами не оговаривается состав и концентрация присадок и возможность смешивания жидкостей. Последние параметры могут быть выбраны самим производителем, включая и цвет охлаждающей жидкости.

Стандартов, которые регламентируют длительность срока службы антифриза  и условия ресурсных испытаний  пока не существует. Сертифицировать  охлаждающую жидкость не обязательно.

Антифризы, производимые за рубежом, соответствуют иностранным стандартам ASTM и SAE. Эти нормы определяют свойства концентратов жидкостей и антифризов, учитывая основу последних (этиленгликоль или пропиленгликоль) и условия эксплуатации веществ. Описание может выглядеть примерно так: 
- ASTM D 3306 и ASTM D 4656 - для легковых автомобилей и малых грузовиков;

- ASTM D 4985 и ASTM D 5345 - для  двигателей, работающих в тяжелых  условиях (длительно эксплуатируемых  в режимах, близких к максимальной  мощности, на внедорожной технике,  больших грузовиках, в стационарных силовых установках и т.п.).

В такие охлаждающие  жидкости принято предварительно добавлять  какую-либо присадку.

Многие автопроизводители  могут применять свои спецификации продуктов, которые имеют дополнительные требования по применению. Концерн General Motors USA выставляет норму Antifreeze Concentrate GM 1899-M или GM 6038-M для охлаждающих жидкостей (то есть на упаковке ОЖ должна стоять такая маркировка). У компании Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G концерна Volkswagen также имеется система своих норм G

Такие нормы могут  запрещать добавлять в охлаждающую  жидкость вещества предотвращающие  коррозию и содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты. Также эти норму  подскажут предельно допустимое количество силикатов, буры и хлоридов в антифризе.

Использование антифриза

Срок службы.

Само собой, что после  длительной эксплуатации охлаждающая  жидкость потеряет свои первоначальные свойства, поскольку уровень ингибиторов  в ней снижается, уменьшается  теплопередача, вероятность появления пены увеличивается. Металлы, оказываясь незащищёнными, начинают подвергаться коррозии. Длительность использования антифриза, в течение которого он сохраняет свои свойства, зависит от качества жидкости и от пробега автомобиля.

Скорость старения жидкости увеличивается, если в систему начинают проникать отработавшие газы или поступать кислород. Старайтесь следить за всеми местами, где возможна утечка жидкости и за состоянием креплений и разнообразных шлангов.

Срок, после которого антифриз подлежит замене, предписан заводом-изготовителем охлаждающей жидкости. Бывает и так, что антифриз стареет раньше определённого срока и при этом:

- Происходит образование  характерной желеобразной массы  на внутренней стороне горловины  расширительного бачка, когда температура воздуха составляет около 10-15°С ниже ноля. В жидкости появляются замутнения, появляется осадок. Возможно, что электровентилятор радиатора начнёт срабатывать раньше, чем обычно. Если один из этих признаков появился, то постараётесь сменить антифриз как только это станет возможно.

- Цвет антифриза приобретает  рыже-бурый оттенок. Это признак  того, что детали системы подвергаются  коррозии, и процесс уже начался.  Такой антифриз желательно немедленно  заменить, не обращая внимание  на то сколько времени он прослужил.

Такие параметры ОЖ, как температура  замерзания, плотность, температура  кипения, концентрация этиленгликоля  находятся во взаимосвязи друг с  другом. Эта взаимосвязь у разных антифризов может быть разной или  незначительно отличаться.

В магазинах, торгующих запчастями для автомобилей можно найти специальный прибор - ареометр, который поможет вам измерить температуру замерзания ОЖ. Не забудьте, что такие приборы могут иметь определённые температурные поправки, которые нужно обязательно учитывать, прочитав инструкцию.

Совместимость и возможность смешения антифризов.

Когда испаряется вода, объём антифриза  в системе может уменьшиться, а уж тем более, если система негерметична и происходят утечки охлаждающей  жидкости. Если произошло испарение  воды, то постарайтесь долить в систему воду лучше всего дистиллированную или же просто хорошо прокипяченную воду. Если в системе имеется утечка, то её лучше устранить и долить антифриз (той же марки, что был залит до этого)

В принципе все отечественные антифризы  можно смешивать без особой опаски, если они изготовлены разными производителями, лишь бы технические условия производства были одинаковыми. А вот если номера ТУ различны, то вероятность того, что антифризы несовместимы практически стопроцентная. Разнообразные вещества, добавленные в состав антифризов для улучшения свойств жидкостей, могут вступить в химическую реакцию друг с другом, что приведёт к потере смесью своих полезных свойств. Если вдруг произошла утечка, а добавлять нечего, то долейте на первое время воды, а затем проведите полную замену охлаждающей жидкости при первом удобном случае.



Информация о работе Жидкостное охлаждение