Такелажная остнаска

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:06, контрольная работа

Описание работы

Как известно, изначально такелаж представлял собой набор судовых снастей для управления и крепления рангоута – парусов, мачт, рей, грузовых стрел и прочих надпалубных частей корабельного оборудования. Потом название расширилось на оснастку, предназначенную для погрузки и разгрузки судов, а после – и вообще на всю погрузочно-разгрузочную оснастку. Одним из самых основных элементов такелажа являются канаты. Данная продукция выпускается в большом ассортименте, но для проведения такелажных работ подходят далеко не все виды.

Содержание

Ведение
Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы
Производство такелажных работ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

такелажная остнаска.docx

— 420.47 Кб (Скачать)

Содержание:

Ведение

  1. Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы
  2. Производство такелажных работ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Как известно, изначально такелаж  представлял собой набор судовых  снастей для управления и крепления  рангоута – парусов, мачт, рей, грузовых стрел и прочих надпалубных частей корабельного оборудования. Потом название расширилось на оснастку, предназначенную  для погрузки и разгрузки судов, а после – и вообще на всю  погрузочно-разгрузочную оснастку. Одним  из самых основных элементов такелажа являются канаты. Данная продукция  выпускается в большом ассортименте, но для проведения такелажных работ  подходят далеко не все виды. Такелажный канат должен быть гибким и прочным, иметь хорошую абразивную стойкость, то есть, не перетираться в местах сгибов и приложения нагрузок. В то же время  он должен быть достаточно лёгким, так  как большая часть такелажных работ выполняется вручную. Канат  – очень опасный в случае неправильной эксплуатации элемент. Перетёртые стальные нитки могут поранить руки, а внезапно лопнувший канат может наделать много бед. Поэтому там, где это  возможно, канаты заменяют цепями.  Цепные стропы выигрывают перед канатными по целому ряду показателей. Они гибче, имеют дополнительные степени свободы, что позволяет применять большее число вариантов строповки. Цепи и безопаснее в работе, так как её деформацию обычно легко выявить визуальным осмотром. Цепи ремонтопригодны, в то время как сращивать канаты категорически запрещено.  Кроме того, при больших температурах вообще нельзя применять никакой такелаж, кроме как цепи. Их же рекомендуют использовать при погрузке предметов с острыми краями, которые могут повредить канаты. Для подъёма грузов с мягкой или обработанной поверхностью, применяют стропы ленточные и текстильные. Они не портят внешний вид предмета, не оставляют борозд и царапин.  Ещё одно достоинство текстильных строп – их лёгкость. С таким такелажем может управиться один человек, в то время как обслуживать цепной или канатный такелаж приходится бригадой. Также ленточный такелаж не боится множественных деформаций, коррозии, воздействия многих химических реагентов. В морских портах и на химических предприятиях такие стропы широко потеснили более традиционные металлические именно благодаря этим своим качествам.  Лёгкость в хранении и транспортировке тоже играют не последнюю роль.  Ну и текстильный такелаж намного безопаснее в работе, чем металлический.  Ещё существует комбинированные стропы. Они предназначены для стропления грузов со сложной поверхностью – где есть и острые края, и мягкие части.  Канаты, цепи и ленты – это не единственные части такелажа. Стропы, крепления и прочие элементы состоят из множества деталей, работающих на нагрузку, разрыв, растяжение, изгиб. Коуши, талрепы, зажимы, скобы, муфты и всё-всё, что тут невозможно упомнить, всё это имеет важное значение при погрузочно-разгрузочных работах.

  1. Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы

Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению  и переворачиванию грузов. Такелажные работы при изготовлении и монтаже  технологических трубопроводов  являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку  труб, деталей, элементов, узлов и  секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной  площадки, подъем и установку в  проектное положение, их поддерживание  при сборке. Производство такелажных работ связано с применением  пеньковых и стальных канатов. Пеньковые  канаты применяют для подъема  небольших грузов, обычно до 200 кг и  для оттяжек при их подъеме. Допускаемые  для пеньковых канатов нагрузки определяются по справочникам в зависимости  от диаметра каната и угла наклона  к вертикали. Для канатов, бывших в употреблении, допускаемую нагрузку уменьшают на 20—40%- Канаты с порванными прядями к работе не допускаются. Стальные канаты (тросы) используют в  качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688—55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, — мягкий канат по ГОСТ 3071—55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072—55. Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами (рис. 121). У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ. Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех — при тросе диаметром до 28 мм и пяти — при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.

            

Рис. 121. Типы стропов:

а — стропа с одной петлей, б  — с двумя петлями, в — кольцевой  строи,

г — стропы специальные; 1—трос, 2 — коуш, 3 — крюк (гак)

Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий  работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих  ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:

Грузовые и стреловые канаты при ручном при воде ………..............4,5

То же при механическом приводе  с легким режи мом ...................5,0

То же при механическом приводе  с тяжелым режи мом и непрерывном ействии........................................................................6,0

Канаты чалочные, работающие с обхватом и обвяз кой груза, и стропы...................................................................................................8,0

Канаты для расчалок  (вант)............................................................... 3,5

Износ канатов определяют по внешнему виду: наличию обрывов отдельных  проволок, коррозии на поверхности  проволок, наличию смятых или скрученных участков или участков со следами  прожогов (пораженных электрическим  током). В зависимости от величины того или иного дефекта, согласно нормам отбраковки, канаты бракуют  полностью или снижают их грузоподъемность.

Рис. 122. Блоки и полиспасты для  стальных канатов:

а — однорольный блок: 1 — крюк (гак), 2 — траверса, 3 — ролик, 4 — ось ролика, 5 — обойма,

6 — ось ушка, 7 — ушко, 8 — серьга, 9 — стяжные болты обоймы; б  — двухрольный блок,

в — трехрольный блок, г — полиспаст.

Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все  чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.

Блоки применяют для изменения  направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные (рис. 122, а, б, в). Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом. Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза. На рис. 122, г показана схема полиспаста, состоящего из двух блоков, вращающихся в обойме. В данном случае вес груза Р распределяется на четыре ветви каната и поэтому, теоретически на каждую ветвь приходится нагрузка в четыре раза меньшая. В действительности усилие на ходовом конце каната Q полиспаста выше теоретического вследствие потерь на трение. Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий. Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы). Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики — в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах. Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног. Таль — грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже — червячные тали большей грузоподъемности. Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане. Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5—5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.

Рис. 123. Ручная рычажная лебедка с  тяговым усилием 1,5 тс:

1 — корпус, 2 — рычаг, 3 — трос

Домкраты применяют для перемещения  и подъема труб, элементов и  узлов трубопроводов на небольшие  расстояния. Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или  бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.

  1. Производство такелажных работ

К производству такелажных работ с  помощью подъемных механизмов с  механическим или электрическим  приводом допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский  осмотр, обученные по специальной  программе, сдавшие экзамены и получившие об этом удостоверение на право производства такелажных работ. К работам с  помощью ручных подъемных механизмов допускаются рабочие после проверки их знаний и практических навыков  ответственным руководителем работ. Одной из самых важных и ответственных такелажных операций является строповка (увязывание или зацепка) деталей, узлов и элементов трубопроводов при подъемах и перемещениях. О допуске рабочего к работе стропальщиком издается распоряжение по монтажному управлению или участку. Стропальщик должен знать вес груза, предназначенного к подъему, и уметь определять его расчетом.

Рис. 124. Узлы и петли:

а —прямой узел для вязки двух концов каната, б — морской нормальный и с дополнительной подхлесткой конца, в — морская петля, г — петля с двойным узлом, д — мертвая петля,

е — петля для легких грузов, ж — крюковый (гаковый) узел

Увязку груза следует производить  таким образом, чтобы исключалась  возможность выпадания груза и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении.

Строп полагается укреплять только за надежные части груза. При обвязке  груза чалочные канаты следует накладывать на деталь или на крюк без узлов и петель. Подвешивать груз к крюку подъемного механизма необходимо так, чтобы канат или строп не развязался при натяжении и его можно было легко освободить при снятии груза. Элементы трубопроводов при подъемах и перемещениях стропуют различными способами в зависимости от их геометрической формы, размеров, количества, веса. Некоторые виды узлов и петель, применяемых при такелажных работах, приведены на рис. 124. Ветви стропа должны быть натянуты равномерно; это следует проверять при грузе, поднятом на высоту 100—200 мм. Стропальщик обязан следить за тем, чтобы у крана перед подъемом грузовые канаты полиспаста находились в вертикальном положении, и не допускать подтаскивания груза или косого натяжения каната. Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен убедиться, что на грузе нет незакрепленных деталей или инструментов, которые могут упасть. На рис. 125 показаны устройства для строповки труб. Строповка труб и элементов трубопроводов, П-образных компенсаторов выполняется с помощью инвентарного стропа, уравновешивающего груз (рис. 125,а). Строп состоит из сегмента 1 с направляющими ручьями, в которые пропускаются нити тросов 2. Количество ручьев соответствует количеству тросов. Сегмент подвешивается к крюку подъемного механизма с помощью серьги 3. Конструкция стропа позволяет сбалансировать (уравновесить) груз в момент подъема. Устройство для захвата длинномерных труб (рис. 125, б) выполнено в виде петли, соединенной с двумя рычагами 5, которые шарнирно крепятся к опорной плите 4. При подъеме груза рычаги, подвешенные на тросах к траверсе 7, сжимаются и обеспечивают захват груза петлей и плитой. При опускании груза рычаги, наоборот, разжимаются и с помощью тягового тросика 8, фиксатора-замка 6 петля освобождает груз. Длинномерные трубы и узлы поднимают с помощью устройства, состоящего из двух таких стропов, смонтированных на траверсе. Для захвата коротких труб и элементов опорную плиту 4 удлиняют (рис. 125,в). Полуавтоматический строп «удавка» (рис. 125, г) предназначен для подъема коротких труб и элементов. Он состоит из опорной плиты 4, к одной стороне которой приварены две щеки 9, а на противоположной имеется насечка. На щеках закреплен замок-фиксатор, к которому прикреплен тяговый тросик. При строповке груза самозатягивающаяся петля одним концом укрепляется за палец 10, а другим пропускается вокруг штифта замка-фиксатора (между шеек). С груза строп снимается после его ослабления за тяговый тросик. Устройство для строповки грузов цилиндрической формы (рис. 125, д), установленных вертикально, группами или поштучно состоит из подвешенной на крюк траверсы 7 с двумя гибкими подвесками для петлевого захватного органа. Для улучшения условий строповки и повышения надежности в эксплуатации захватный орган выполнен из двух взаимодействующих с двумя петлями пластин 11. Пластины одним концом привязаны к гибким подвескам траверсы, а другим — к тросам, свободные концы которых закреплены в средних частях, напротив расположенных пластин. При строповке образованная ими петля свободно надевается на груз, а при подъеме затягивает его.

При производстве такелажных работ  следует тщательно соблюдать  правила техники безопасности. Категорически  запрещается: находиться под грузом; поднимать груз, зажатый другими  деталями, примерзший к земле или  находящийся в неустойчивом положении; поправлять чалочные канаты при подъеме ударами кувалды, ломом или другим предметом; удерживать или поправлять канаты, соскальзывающие с груза; находиться на поднимаемом или опускаемом грузе; оставлять груз при натянутом канате; крепить блок полиспасты, тали, лебедки, расчалки за перекрытия и другие сооружения без предварительного осмотра и получения письменного разрешения; смазывать, очищать и ремонтировать механизмы и такелажную оснастку, когда они находятся под нагрузкой; поднимать грузы при сильном ветре, недостаточном освещении, плохой видимости или слышимости сигналов крановщиков.

Рис. 125. Устройства для строповки труб:

а — инвентарный строп, б —  для строповки длинномерных труб, в — для строповки коротких труб,

г—полуавтоматический строп «удавка», д — для строповки цилиндрических гцузов, установленных вертикально; 1 — сегмент, 2 — трос, 3 — серьга, 4 — опорная плита, 5 — рычаг, 6 — фиксатор-замок,

7 — траверса, 8 — тросик, 9 — щеки, 10 — палец, 11 — пластины.

Площадка под поднимаемым грузом является опасной зоной и вход посторонних на нее запрещается на все время подъема; для этого ставят предупредительные ограждения с надписями.

Рис. 126. Перевозка узла с арматурой  на трайлере

Согласованная работа при подъеме  и перемещении груза обеспечивается четкой подачей команды одним  опытным руководителем работ  и тщательно разработанной сигнализацией  для передачи команды рабочим, а  также участвующим в подъеме  крановщикам и мотористам.

            

Рис. 127. Схема саморазгружающегося плетевоза:

1 — поперечная перекладина, 2—поворотное  устройство, 3 — опрокидывающаяся  подушка,

4 — траверса прицепа, 5 — боковые  тяги, 6 — лебедка. 7 — блок, S—  покоты, 9 — фиксатор,

10 — ось подушки, 11 — паз подушки, 12 — замок крепления труб, 13 —  секция трубопровода.

Транспортирование трубопроводов (элементов, узлов и блоков) к месту монтажа  производится в соответствии с разработанным  графиком производства работ. В зависимости от местных условий и готовности общестроительных работ и работ по монтажу оборудования сроки подачи элементов и узлов трубопроводов в монтажную зону следует уточнять. Перемещают трубопроводы в пределах монтажной площадки на небольшие расстояния (от места укрупнения до цеха и внутри цеха) кранами, трубоукладчиками. При горизонтальном перемещении поднятых на высоту трубопроводов стропальщик должен сопровождать их и следить за тем, чтобы груз не перемещался над людьми и не зацепил за что-нибудь. Для транспортирования трубопроводов на значительные расстояния применяют автомашины с прицепами, тягачи ЯАЗ-210, ЯАЗ-219 и МАЗ-200, трайлеры, а также тракторы С-80 и С-100 с санями. На рис. 126 изображена перевозка узлов трубопроводов на трайлере. Прямолинейные секции трубопроводов леревозят на плетевозах. На рис. 127 показана схема саморазгружающегося плетевоза для перевозки секций длиной до 30 м, грузоподъемностью 8—10 тс. Конструкция плетевоза позволяет производить разгрузку без вспомогательных механизмов. При транспортировании труб, секций и узлов трубопроводов их необходимо тщательно закреплять, чтобы предотвратить падение или повреждение.

Информация о работе Такелажная остнаска