Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
Публицистический стиль как разновидность русского литературного языка. Особенности и область функционирования.
Устная деловая речь. Деловая беседа. Выражение просьбы, требования, приказа: совета, рекомендации.
Искусство общения как особый вид искусства.
Речевое поведение политика в современном демократическом обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
17
Очень важно в общении с людьми избегать многословия. Нужно учиться выражать мысль сжато и емко. Весь подготовительный процесс должен происходить у нас внутри: не следует обдумывать мысли вслух. Если мы научимся сначала думать, а потом говорить (как это просто и как это сложно!), тогда количество произносимых слов будет более или менее соответствовать количеству стоящих за ними мыслей. Тяжело и скучно бывает слушать людей, у которых количество слов во много раз превышает необходимость, так что крупицы смысла приходится выискивать в кучах словесного мусора. Надо учиться выражать мысли адекватно и не прибегать к тому, что Набоков называл "сорными словами", "бедными родственниками настоящих слов, произносимыми для того, чтобы заполнить пустоту".
Общаясь с людьми, важно учитывать и особенности собеседника - его культурный уровень, возраст, пол и т. д. Невозможно общаться одинаково с людьми разных культур. Общение с людьми иной культуры, - это особое искусство, которому тоже нужно учиться. Многие воспринимают собственную культуру так, будто она должна распространяться на все человечество. И, встречаясь с иной культурой, испытывают "культурный шок", когда вдруг замечают, что люди реагируют на их слова и действия иначе, чем это происходит в привычной для них культурной среде.
Вот один из примеров общения с людьми иной культуры - эскимосами. После окончания беседы, они говорят: "Спасибо, до свидания", - встают и уходят. Естественно, первая реакция на такое поведение , что чем-то их обидели, потому что люди просто так не встают и не уходят ни с того, ни с сего. Но оказывается, если эскимос говорит "спасибо", значит, он благодарен, а сказав "до свидания", тотчас уходит. Вот и все.
В нашей культуре дело обстоит иначе. Мы никогда не говорим "спасибо" один раз. Представим себе следующую ситуацию. Вы просили кого-то
18
одолжить вам денег, вам деньги дали. Вы их берете, говорите "спасибо" и уходите. Возможно ли такое? Нет, конечно же вы скажете: "Огромное Вам спасибо". Это первое "спасибо". "Я вам очень признателен" - второе "спасибо". "Я не знаю, что бы я делал, если бы не Вы" - это третье "спасибо" и т. д.
Мы никогда не говорим "до свидания" один раз. Просидев несколько часов в гостях и почувствовав, что пора уходить, мы смотрим на часы и говорим: "Поздновато". Это наше первое "до свидания". Потом мы говорим о том, что посидели бы еще, да ехать домой далеко - это второе "до свидания". Потом мы говорим: "Очень было приятно с Вами провести этот вечер". Это уже третье "до свидания". И мы не уйдем из этого дома, пока не скажем "до свидания" по крайней мере десять раз - каждый раз в разной форме.
Недопустимость фальши и необходимость для каждого человека быть самим собой - относится к общению на всех уровнях. Естественно, что мы по-разному общаемся с нашими начальниками и подчиненными. В общении с начальниками нельзя опускаться до того, чтобы вести себя как известный персонаж в рассказе Чехова "Толстый и тонкий". Но и с подчиненными нельзя вести себя, как барин с прислугой. Вообще на нашем жизненном пути могут встретиться люди богатые и влиятельные, а могут - бедные и незначительные. Нельзя забывать, что каждый из этих людей является личностью. И каждый из них - вне зависимости от социального положения и места в табели о рангах - заслуживает нашего почтения и уважения.
Особое искусство - общение с детьми. Здесь тоже недопустима фальшь. Есть люди, которые, увидев ребенка, совершенно меняются, с ними происходит нечто необъяснимое: на лице появляется какая-то противоестественная гримаса, они начинают использовать особый - якобы детский - лексикон. С детьми, как и со взрослыми, можно общаться серьезно и глубоко.
19
Особого внимания требует общение с больным человеком. Больной чаще всего хочет услышать от нас слова утешения и поддержки. Но нельзя лгать больному, нельзя, например, пытаться сделать вид, что ничего страшного не происходит, когда человек лежит на смертном одре. Тяжело больной человек ловит не только слова - он обращает внимание на выражение глаз, на интонацию. И всякую фальшь он сразу же почувствует.
Общение может быть полезным, нейтральным и вредным.
Общение полезно, если оно к чему-то ведет, если в нем есть положительная динамика, если оно бывает взаимно обогащающим или, по крайней мере, если одна сторона питается от другой. Такое общение может быть полезным и с духовной точки зрения, и в чисто человеческом плане.
Но бывает общение бесполезное и даже вредное. Вредное общение - то, у которого отрицательная динамика, которое наносит вред или обеим сторонам, или одной из сторон. Как поступать в этом случае? Можно пытаться общение бесполезное или вредное сделать полезным, то есть перестроить его, переориентировать таким образом, чтобы оно приносило добрые плоды. Если же этого не получается, если мы видим, что общение с человеком не приносит ничего, кроме вреда и ему, и нам, то иногда полезнее разорвать общение, чем продолжать его. Впрочем, нередко бесполезное или вредное общение происходит между людьми, которые в силу разных обстоятельств не могут разойтись, - например, между членами семьи, проживающими в одной квартире, или сотрудниками, сидящими в одном рабочем кабинете, и т. д. В таком случае это надо воспринимать как испытание и как трудную задачу, которую необходимо решать.
Итак, общение может быть вынужденным или добровольным. Оно, кроме того, может быть поверхностным или глубоким.
20
Бывает, что люди в течение многих лет встречаются, обсуждают погоду, политику, новости, но при этом их общение остается на поверхности. Такие люди могут, зная друг друга двадцать - тридцать лет, оставаться абсолютно чужими друг другу. В общении с людьми нужно стремиться к тому, чтобы не оставаться на поверхности, но выходить на глубину. Для этого есть немало способов, например, общаться с человеком один на один. Общение в группе, особенно большой, редко бывает по-настоящему глубоким. Но, разговаривая с глазу на глаз, мы сможем услышать и разглядеть в собеседнике то, что обычно бывает скрыто.
Современная цивилизация предоставляет человеку разнообразные средства общения, такие как почта, телефон и электронная почта. Общение по телефону требует особой чуткости. Далеко не все из того, что обсуждается при личной встрече, можно сказать по телефону. Но телефон и не предназначен для продолжительных задушевных бесед. Мы на протяжении многих лет жили в уникальной ситуации, когда телефонный разговор между людьми, живущими в одном городе, был бесплатным. Видимо, скоро положение изменится, а вместе с этим уйдет в прошлое словосочетание, которое существует только в русском языке, - "висеть на телефоне". Людям на Западе такая роскошь недоступна - каждая минута разговора стоит денег. Когда мы звоним кому-то, нужно учитывать, что совсем не всегда наш абонент настроен на разговор. Телефонным звонком мы врываемся в чью-то жизнь. Наш собеседник может в этот момент оказаться совершенно не готовым к общению - он может быть занят чем-то другим. И не нужно обижаться, если он быстро "свернул" разговор. Надо понимать, что телефон создан только для того, чтобы договориться о встрече или решить какие-то неотложные вопросы. Но если мы хотим общаться с человеком серьезно и глубоко, нужна личная встреча.
21
Электронная почта становится все более распространенным средством общения. Оно тоже требует определенных навыков. В электронных письмах люди нередко бывают чрезмерно краткими, почти грубыми. Поэтому между людьми, которые общаются по электронной почте, нередко возникают недоразумения, так как человеку кажется, что ему ответили не очень вежливо или недостаточно подробно. Нужно все это учитывать и помнить, что электронная почта не может заменить личное общение.
Что же касается обычной почты, то это, как известно, одна из древнейших форм общения. Эпистолярный жанр - особое искусство, которому нужно учиться. Письмо, не должно быть слишком длинным или слишком коротким, не должно быть слишком витиеватым или содержать только обрубки фраз; письмо должно быть глубоким по содержанию и изящным по форме.
Если в письме содержится вопрос, мы должны ответить на него, а не посылать человеку отписку. В известном рассказе Чехова говорится: "Письма, в котором денег ты просил, я не получал". Если у нас в письме попросили денег, мы должны либо ответить, что дадим деньги, либо что не дадим. Попытка же сделать вид, что письма не было, будет той самой фальшью, которая недопустима в общении с людьми.
Об
искусстве общения можно говорить много,
это тема неисчерпаемая. Общение с каждым
человеком неповторимо. Не существует
шаблонов, по которым можно было бы строить
свое общение со всеми людьми.
4. Речевое поведение политика
Речевое поведение представляет собой уникальный, сложившийся в течении жизни и ушедший в глубь сознания речевой опыт отправителя сообщения ,
22
индивидуальный набор речевых предпочтений, из которого адресат в процессе коммуникации автоматически извлекает языковые средства для выражения своих мыслей и намерений.
Несмотря на то, что понятие речевого портрета неново в лингвистике, остаются нечеткими границы смыслового поля данного лингвистического термина. В современном отечественном языкознании наметилось три направления характеристики речи говорящего:
1)
выявление общих особенностей
языка у совокупностей лиц,
объединенных по каким-либо
2) описание речи отдельных лиц через изучение особенностей их речи на всех уровнях языка, специфики их речевого поведения, учитывающее их личные и профессиональные свойства, особенности их биографии и условия освоения русского языка. В данном случае мы рисуем индивидуальный речевой портрет
3) изучение судьбы отдельных особенностей русского языка в речи человека определенной эпохи. Результатом такого исследования является собирательный или индивидуальный речевой портрет человека конкретной эпохи.
В выше перечисленных направлениях речевой портрет создается в основном с опорой на форму языка (диалектная, просторечная, жаргонная или литературная), в рамках которой с учетом ситуации общения говорящий реализует себя как языковая личность. Во всех направлениях речь
23
рассматривается с позиции говорящего. Статус речевого портрета, на наш взгляд, более сложен.
Речевой портрет понимается нами как мнение о говорящем (образ говорящего), которое формируется у слушающего в момент речи.
Рассмотрим
в качестве примера речевой портрет
политика (собирательный и
Каким вам представляется образ политического официального лица? Отвечая на этот вопрос вы, вероятно, скажете – психологически он (политик) должен быть гуманистом, позитивно настроенным, должен иметь конструктивный взгляд на жизнь. Далее – на коммуникативном уровне – это человек общительный, открытый тип собеседника, соблюдающий культурно-речевой ритуал в рамках национальных традиций. С лингвистической точки зрения этот человек должен быть образованным, являющимся носителем литературного языка.
Речевое поведение политиков отличается присутствием множественного адресата, эмоциональностью, экспрессивностью, клишированностью.
Тип речевого поведения – это
скрытая стратегия речевого
24
Уверенное речевое поведение характеризует категоричность высказываний – это значит, что политик открыто говорит о своих чувствах желаниях и претензиях; умеет их четко обосновывать, не боится выражать личное мнение, претензии к окружающим, высказывается от своего собственного лица, умеет держать паузу в разговоре ,редко перебивает партнеров, способен ясно и четко выражать свои мысли. Такому автору присущи решительность, независимость, высокий уровень самоуважения, ориентированность на успех.
Основой речевого процесса является интерактивность. Цель говорящего- успешно достичь поставленной коммуникативной цели, добиться обратной связи, что осуществляется с помощью использования речевых клише. Воспроизводство речевых клише носит социально необходимый характер т.к. они постоянно употребляются в тех ситуациях, за которыми они закреплены данным социумом. Именно речевые клише помогают организовывать диалогическое коммуникативное пространство т.к. функционируют на всем протяжении речевого контакта: для начала, поддержки и размыкания его; обеспечивают непрерывность коммуникации, реализуя прагматичные принципы успешной кампании: принципы кооперации и вежливости.