Отечественный и зарубежный опыт энергосбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Серьезные вопросы перед белорусской экономикой сегодня ставит энергетика. Идет напряженный поиск путей и способов ее оздоровления, поднятия на новый уровень. Безусловно, краеугольным камнем в этом деле является снижение энергоемкости экономики. За последние несколько лет в данном направлении предприняты вполне конкретные шаги и получены определенные положительные результаты.

Содержание

1.Введение................................................................................................. 2
2.Повышение эффективности использования топливноэнергетических ресурсов.................................................................................................. 3
3.Законодательные инициативы: чёткий курс на экономию................. 4
4.Энергоэффективные технологии.......................................................... 10
5.В поле зрения – зарубежный опыт....................................................... 12
6.Список использованной литературы.................................................... 15

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 36.58 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение................................................................................................. 2
  2. Повышение эффективности использования топливноэнергетических ресурсов.................................................................................................. 3
  3. Законодательные инициативы: чёткий курс на экономию................. 4
  4. Энергоэффективные технологии.......................................................... 10
  5. В поле зрения – зарубежный опыт....................................................... 12
  6. Список использованной литературы.................................................... 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Серьезные вопросы перед белорусской экономикой сегодня ставит энергетика. Идет напряженный  поиск путей и способов ее оздоровления, поднятия на новый уровень. Безусловно, краеугольным камнем в этом деле является снижение энергоемкости экономики. За последние несколько лет в  данном направлении предприняты  вполне конкретные шаги и получены определенные положительные результаты.

Энергоемкость белорусской экономики хотя и  ниже, чем у наших соседей  Украины  и России, все же уступает среднемировому уровню в 5 раз, в 8 раз – западноевропейскому  и в 15 раз – Японии.

Уровень потребления топлива в Беларуси необоснованно велик. По данным МАГАТЭ, в 1995-2000 годах энергоемкость  ВВП  Республики Беларусь в сравнении  с развитыми странами со сходными климатическими условиями была выше в 2,5-3 раза. С 1995-го по 2008 год она снизилась  более чем в 2 раза, тогда как  за этот же период в западных странах  – лишь на 30-40%. Но все же сохраняется  разрыв в 1,5 раза не в нашу пользу. Если брать мировую экономику в  целом, то энергоемкость  белорусского ВВП в 2009 году превышала средний  показатель  примерно на столько  же – в 1,6 раза (в 1995 году − 2,9 раза).

А вот  по отношению к России и Украине  этот показатель  ниже в 1,2-1,3 раза. Потенциал  энергосбережения  в Беларуси оценивается  в 12 млн тонн условного топлива, что  равняется 40% от нынешнего уровня потребления.

Следовательно, перед Беларусью стоит задача всемерно снижать энергоемкость  отечественной экономики. 
 
 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

К сожалению, современная экономика Беларуси энергорасточительна. Во многом это  объясняется тем, что в наследство от Советского Союза страна получила значительное количество морально и  физически устаревших ресурсозатратных производств, рассчитанных на массовое использование дешевого сырья и  энергоресурсов — прежде всего, природного газа. Тем не менее, как отметил  премьер-министр страны в интервью журналу «Экономика Беларуси», показатель энергоемкости ВВП за этот период уменьшился почти вдвое. Сегодня он лучший среди стран СНГ. По данным Международного энергетического агентства, в 2004 году энергоемкость ВВП (в т н. э./тыс. долларов США в ценах 2000 года по ППС) Дании составляла 0,13, Японии, Германии и Франции — 0,16, Швеции, США и Польши — 0,21-0,22, Финляндии и Канады — 0,26-0,28, а в Беларуси — 0,43. Если разделить общий объем потребляемого страной природного газа на количество ее жителей, то в 2006 году в Беларуси на среднего потребителя приходилось 2100 м3 газа, в Италии и Франции — 700-800 м3, в Финляндии и Швеции — 1000-1100 м3. Глава правительства также сообщает, что энергоемкость ВВП должна быть снижена к уровню 2005 года не менее чем на 31% в 2010 году, не менее чем на 50% — в 2015-м, не менее чем на 60% — в 2020 году. Кроме того, в 2012 году не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии должно обеспечиваться за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии. Беларусь обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который высоко оценивается не только отечественными, но и зарубежными специалистами. По некоторым данным, почти третья часть его сосредоточена в топливноэнергетических отраслях, еще 30-35% — в промышленности, и 25-27% — в жилищно-коммунальном хозяйстве. Исходя из положенных в основу стратегии параметров долгосрочного социально-экономического развития страны, структурная перестройка экономики позволит скомпенсировать определенную часть прироста энергопотребления. В то же время предусматривается интенсивная реализация организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов поможет снивелировать чувствительность национальной экономики при дальнейшем росте цен на углеводородное сырье. При реализации технологического потенциала энергосбережения ряд экспертов выделяет 3 категории энергосберегающих мероприятий: 

1) малозатратные  мероприятия, которые сводятся  к наведению порядка при использовании  топлива и энергии: устранение  потерь энергоносителей при транспорте  и хранении, соблюдение энергоэкономичных  технологических режимов, замена  энергооборудования избыточной  мощности, оснащение потребителей  счетчиками энергоносителей и  т.п.;

2) капиталоемкие  мероприятия, требующие значительных  целевых инвестиций и осуществляемые  только если эффект от энергосбережения  в приемлемые сроки окупит  затраты на их реализацию;

3) сопутствующие  мероприятия, выполняемые в процессе  технического перевооружения отраслей  народного хозяйства, когда энергосбережение  является сопутствующим фактором; к ним относится также изменение  структуры используемых материалов, технологий и конечных продуктов.

В среднесрочной  перспективе необходимо обеспечить быстрейшее освоение части потенциала энергосбережения за счет реализации малозатратных мероприятий. Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным потреблением энергоресурсов. К слову, скачкообразный рост цен  на энергоресурсы сразу же отразился  на жилищно-коммунальных тарифах для  населения. Однако ЖКХ постоянно работает над повышением энергоэффективности. На реализацию комплекса этих мероприятий выделены материальные средства.

По мнению некоторых авторитетных специалистов в области энергосбережения, намеченные задачи вполне реальны. Анализ зарубежного  опыта говорит о том, что прогнозируемое увеличение энергоэффективности сопоставимо  со снижением энергоемкости ВВП  в развитых странах в период нефтяного  кризиса 70-х годов прошлого столетия. Однако мировой опыт показывает, что  без поддержания в течение  длительного времени относительно высоких цен на ТЭР проблему резкого  снижения энергоемкости ВВП не решить. Так, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России считает, что необходимой предпосылкой интенсификации энергосбережения является как можно более быстрый выход внутренних цен энергоносителей на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование производителей топлива и энергии. При реализации такой ценовой политики можно будет ориентироваться на максимальные объемы энергосбережения. Отметим, что отечественная экономика и особенно промышленный сектор располагают большим количеством разработок в области прорывных энергоэффективных технологий. В то же время реализация государственной политики управления энергосбережением должна базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения. В условиях, когда основные производственные фонды некоторых отраслей устарели, на первый план выходит реализация проблемы широкомасштабного внедрения повышающих энергоэффективность общепромышленных инновационных технических решений, разработанных на основе отечественных перспективных технологий, не уступающих зарубежным образцам и удовлетворяющих спрос потребителей и производителей энергетических ресурсов. Задача состоит в том, чтобы за счет проведения целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему инвестирования в энергосбережение, исключив возможные финансово-экономические риски. Даже в условиях рыночной экономики нельзя недооценивать роль и возможности государственной политики в области энергосбережения. Без государственного влияния, как через прямые механизмы воздействия, так и через различные опосредованные формы, вряд ли можно рассчитывать на формирование и успешное функционирование рынка энергосбережения. Надежда только на рыночные силы и структурные сдвиги в экономике при отсутствии активной государственной политики повышения энергоэффективности, как показывает мировой опыт, не позволит добиться темпов снижения энергоемкости больше чем на 1-1,5% в год. Со своей стороны отметим, что в Беларуси в последнее время все более возрастает роль государства в стимулировании инвестиций в сферу энергосбережения. Это проявляется через работу профильного государственного органа, который занимается разработкой, внедрением и контролем за соблюдением нормативов и стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности. Интересно, что и в России, обладающей значительными запасами углеводородного сырья, приоритетными направлениями энергосберегающей политики продолжают оставаться:

1) разработка  и широкомасштабное внедрение  новейших энергосберегающих приборов, оборудования, материалов;

2) применение  энергосберегающих экологически  чистых технологий, направленных  на снижение загрязнения окружающей  среды, уменьшения вредного воздействия  ТЭК на экологию;

3) вовлечение  в топливно-энергетический баланс  местных видов топлива, нетрадиционных  и возобновляемых источников  энергии.

Особое  внимание со стороны федеральных  и региональных органов управления системой энергосбережения в стране будет уделяться эффективному использованию  топлива и энергии в бюджетной  сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на объектах коммунальной энергетики. 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ: ЧЁТКИЙ КУРС НА ЭКОНОМИЮ

Принципиальный  поворот в этом деле наступил, когда  в июне 2007 года была принята Директива  Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия  и бережливость – главные факторы  экономической безопасности государства». Именно она и стала отправной  точкой активизации мер, направленных на энергосбережение  и поиск  альтернативных источников энергии  для экономики.

В Директиве  прописано, что «наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями, важнейшим приоритетом энергетической политики Республики Беларусь является…  максимально эффективное использование  топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов». А это, как отмечается в документе, требует чрезвычайного  режима их экономии, жесткого контроля над их расходованием и изменения  всей системы ресурсосбережения. Отсюда – вывод, что «экономия и бережливость становятся ключевыми факторами  поступательного социально-экономического развития независимого белорусского государства».

Директива определила целый ряд целей и  задач в этом направлении и  обязала Совет Министров принять  все меры по установлению режима экономии энергоресурсов, доработать Концепцию  энергетической безопасности Республики Беларусь и ряд других документов, направленных на модернизацию белорусской  энергетической системы и увеличение использования собственных топливно-энергетических ресурсов. Предусматривались такие  меры, как, например, перевод котельных, расположенных в малых населенных пунктах (кроме чернобыльской зоны), с мазута на местные виды топлива (для чего их решено было преобразовывать  в мини-ТЭЦ), или оснащение квартир  счетчиками расхода холодной и горячей  воды.

В числе  мер – ежегодное увеличение использования  в ЖКХ местных видов топлива  и техническое переоснащение  производства на основе внедрения энергосберегающих  технологий. А чтобы реализовать  поставленные задачи, Директива потребовала  активнее привлекать иностранные инвестиции  в эту сферу, стимулировать частную  инициативу, переходить на энергосберегающее  проектирование  и строительство  зданий, рассматривать любые проекты  развития производств с малой  энергоемкостью.

Наряду  с модернизацией производств  на основе внедрения энергосберегающих  технологий были повышены требования к эффективности научно-технической  и инновационной политики. Правительству и Национальной академии наук было поручено принять программу технического переоснащения и модернизации целого ряда производств, включая литейные, термические, гальванические и др. Поручалось также разработать и внедрить энергосберегающие технологии добычи, производства, транспортировки и использования топливно-энергетических ресурсов. Особое внимание уделялось расширению использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. К примеру, предписывалось разработать программы активизации использования торфа, бурых углей и отходов деревообработки, делать упор на культивацию быстрорастущих видов деревьев для топливных нужд.

В документе  был продуман и вопрос о стимулировании руководства предприятий в этих целях. К примеру, степень экономии энергетических ресурсов и использования  местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных  энергоресурсов становилась одним  из критериев оценки работы руководителей  организаций. Их зарплата ставилась  в зависимость от этого, а Комитету государственного контроля было поручено проверять, насколько экономно предприятия  используют энергию и ресурсы.

После этого Правительство активизировало свою деятельность в сфере энергетики. Уже в сентябре 2007 года оно утвердило  Республиканскую программу по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ  на 2007-2010 годы. Она предусматривала преобразование 52 котельных в мини-ТЭЦ. Еще через  месяц, в октябре 2007 года, Правительство  утвердило Программу технического переоснащения и модернизации литейных, термических и гальванических и  других энергоемких производств. Она  позволила ввести международные  нормативы на таком производстве более чем на 50% и  сократить износ производственных фондов белорусской энергосистемы до 56%.

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт энергосбережения