Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:43, реферат
Серьезные вопросы перед белорусской экономикой сегодня ставит энергетика. Идет напряженный поиск путей и способов ее оздоровления, поднятия на новый уровень. Безусловно, краеугольным камнем в этом деле является снижение энергоемкости экономики. За последние несколько лет в данном направлении предприняты вполне конкретные шаги и получены определенные положительные результаты.
1.Введение................................................................................................. 2
2.Повышение эффективности использования топливноэнергетических ресурсов.................................................................................................. 3
3.Законодательные инициативы: чёткий курс на экономию................. 4
4.Энергоэффективные технологии.......................................................... 10
5.В поле зрения – зарубежный опыт....................................................... 12
6.Список использованной литературы.................................................... 15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Серьезные
вопросы перед белорусской
Энергоемкость белорусской экономики хотя и ниже, чем у наших соседей Украины и России, все же уступает среднемировому уровню в 5 раз, в 8 раз – западноевропейскому и в 15 раз – Японии.
Уровень потребления топлива в Беларуси необоснованно велик. По данным МАГАТЭ, в 1995-2000 годах энергоемкость ВВП Республики Беларусь в сравнении с развитыми странами со сходными климатическими условиями была выше в 2,5-3 раза. С 1995-го по 2008 год она снизилась более чем в 2 раза, тогда как за этот же период в западных странах – лишь на 30-40%. Но все же сохраняется разрыв в 1,5 раза не в нашу пользу. Если брать мировую экономику в целом, то энергоемкость белорусского ВВП в 2009 году превышала средний показатель примерно на столько же – в 1,6 раза (в 1995 году − 2,9 раза).
А вот по отношению к России и Украине этот показатель ниже в 1,2-1,3 раза. Потенциал энергосбережения в Беларуси оценивается в 12 млн тонн условного топлива, что равняется 40% от нынешнего уровня потребления.
Следовательно,
перед Беларусью стоит задача
всемерно снижать энергоемкость
отечественной экономики.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
К сожалению,
современная экономика Беларуси
энергорасточительна. Во многом это
объясняется тем, что в наследство
от Советского Союза страна получила
значительное количество морально и
физически устаревших ресурсозатратных
производств, рассчитанных на массовое
использование дешевого сырья и
энергоресурсов — прежде всего, природного
газа. Тем не менее, как отметил
премьер-министр страны в интервью журналу
«Экономика Беларуси», показатель энергоемкости
ВВП за этот период уменьшился почти вдвое.
Сегодня он лучший среди стран СНГ. По
данным Международного энергетического
агентства, в 2004 году энергоемкость ВВП
(в т н. э./тыс. долларов США в ценах 2000 года
по ППС) Дании составляла 0,13, Японии, Германии
и Франции — 0,16, Швеции, США и Польши —
0,21-0,22, Финляндии и Канады — 0,26-0,28, а в Беларуси
— 0,43. Если разделить общий объем потребляемого
страной природного газа на количество
ее жителей, то в 2006 году в Беларуси на
среднего потребителя приходилось 2100
м3 газа, в Италии и Франции — 700-800 м3, в
Финляндии и Швеции — 1000-1100 м3. Глава правительства
также сообщает, что энергоемкость ВВП
должна быть снижена к уровню 2005 года не
менее чем на 31% в 2010 году, не менее чем
на 50% — в 2015-м, не менее чем на 60% — в 2020
году. Кроме того, в 2012 году не менее 25%
объема производства электрической и
тепловой энергии должно обеспечиваться
за счет использования местных видов топлива,
вторичных энергетических ресурсов и
альтернативных источников энергии. Беларусь
обладает уникальным потенциалом энергосбережения,
который высоко оценивается не только
отечественными, но и зарубежными специалистами.
По некоторым данным, почти третья часть
его сосредоточена в топливноэнергетических
отраслях, еще 30-35% — в промышленности,
и 25-27% — в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Исходя из положенных в основу стратегии
параметров долгосрочного социально-экономического
развития страны, структурная перестройка
экономики позволит скомпенсировать определенную
часть прироста энергопотребления. В то
же время предусматривается интенсивная
реализация организационных и технологических
мер экономии топлива и энергии, т.е. проведение
целенаправленной энергосберегающей
политики. Реализация освоенных в отечественной
и мировой практике организационных и
технологических мер по экономии энергоресурсов
поможет снивелировать чувствительность
национальной экономики при дальнейшем
росте цен на углеводородное сырье. При
реализации технологического потенциала
энергосбережения ряд экспертов выделяет
3 категории энергосберегающих мероприятий:
1) малозатратные
мероприятия, которые сводятся
к наведению порядка при
2) капиталоемкие
мероприятия, требующие
3) сопутствующие
мероприятия, выполняемые в
В среднесрочной
перспективе необходимо обеспечить
быстрейшее освоение части потенциала
энергосбережения за счет реализации
малозатратных мероприятий. Именно
здесь государство имеет
По мнению
некоторых авторитетных специалистов
в области энергосбережения, намеченные
задачи вполне реальны. Анализ зарубежного
опыта говорит о том, что прогнозируемое
увеличение энергоэффективности
1) разработка
и широкомасштабное внедрение
новейших энергосберегающих
2) применение
энергосберегающих
3) вовлечение
в топливно-энергетический
Особое
внимание со стороны федеральных
и региональных органов управления
системой энергосбережения в стране
будет уделяться эффективному использованию
топлива и энергии в бюджетной
сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве,
на объектах коммунальной энергетики.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ: ЧЁТКИЙ КУРС НА ЭКОНОМИЮ
Принципиальный поворот в этом деле наступил, когда в июне 2007 года была принята Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Именно она и стала отправной точкой активизации мер, направленных на энергосбережение и поиск альтернативных источников энергии для экономики.
В Директиве
прописано, что «наряду с устойчивым
обеспечением страны энергоносителями,
важнейшим приоритетом
Директива
определила целый ряд целей и
задач в этом направлении и
обязала Совет Министров
В числе мер – ежегодное увеличение использования в ЖКХ местных видов топлива и техническое переоснащение производства на основе внедрения энергосберегающих технологий. А чтобы реализовать поставленные задачи, Директива потребовала активнее привлекать иностранные инвестиции в эту сферу, стимулировать частную инициативу, переходить на энергосберегающее проектирование и строительство зданий, рассматривать любые проекты развития производств с малой энергоемкостью.
Наряду
с модернизацией производств
на основе внедрения энергосберегающих
технологий были повышены требования
к эффективности научно-
В документе был продуман и вопрос о стимулировании руководства предприятий в этих целях. К примеру, степень экономии энергетических ресурсов и использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов становилась одним из критериев оценки работы руководителей организаций. Их зарплата ставилась в зависимость от этого, а Комитету государственного контроля было поручено проверять, насколько экономно предприятия используют энергию и ресурсы.
После
этого Правительство
Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт энергосбережения